Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов
учебно-методический материал на тему

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» (слайд 1)

Цель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного  учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода (слайд 2).

Повестка дня (слайд 2)

  1. Метапредметный подход  как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
  2. Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения.
  3. Реализация принципа метапредметности  в процессе обучения иностранному языку.

 «Метапредметный подход  как один из ориентиров новых образовательных стандартов» (слайд 4). 

Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.

Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год

Эти строки Макса Лауэ, произнесённые 100 лет тому назад, звучат современно и своевременно в свете сегодняшних изменений в области образования.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Это именно то, что останется после того, как всё выученное забудется. Таким образом, сегодня вопрос системных изменений в школе заявлен как один из ключевых элементов национального развития.                        

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель (слайд 6). Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Таким образом,  Ю.В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т.д.

В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

Метапредметный подход в Научной школе А.В. Хуторского определяется тремя ключевыми направлениями:

1) выделение в содержании образования фундаментальных образовательных объектов (ФОО), метапредметных первосмыслов. «Фундаментальные образовательные объекты - узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них». Такими объектами являются, например, число, время, алгоритм, буква и т.д.

2) на основании ФОО выделение учебных метапредметов, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела. «Метапредмет - КОРНЕВАЯ ОСНОВА (ЯДРО) содержания образования и соответствующих видов учебной деятельности».

3) обеспечение метапредметной деятельности. Во-первых, как деятельности, связанной с познанием ФОО, направленной на решение фундаментальных проблем (происхождение жизни, отличие живого от неживого и т.д.). Во-вторых, как деятельности, стоящей «за» конкретными учебными предметами – целеполагания, планирования, проблематизации, рефлексии и т.д.).

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

Никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы — знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

(Слайд 7)  В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в начальной школе.  Этот список значительно расширяется для среднего и старшего звена.

Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения (см. рисунок). При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике. Каким образом, на каких уроках формировать навыки целеполагания? Где в учебном плане найти место для рефлексии? На каком учебном предмете рассматривать метапредметный смысл понятия «время»? в каком классе? по какой теме? Как проверить метапредметные результаты средствами учебных предметов?

Важнейшей задачей ФГОС  является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

Как уже было отмечено, в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

(Слайд 10) «Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС нового поколения»

Что такое метапредметный урок

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Признаки метапредметного урока:

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.

Сравнительная характеристика метапредметного урока,  интегрированного урока и урока с межпредметными связями

№п/п

Метапредметный урок

Интегрированный урок

Интегрированный урок

1.

цель: личностное

совершенствование учащегося через его познавательное развитие

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям (реализация межпредметных связей)

цель: закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук

Cходства: расширение кругозора учащегося и его эрудиции.

Отличия: перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: "межпредметный урок-интегрированный урок- метапредметный урок"

2.

формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. 

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний

Cходства:  развитие личности обучаемого. 

Отличия:

 Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями.

Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков.

Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. 

3.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленнымнадобывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. 

Принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействие разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, их циклами. 

Cходства:

предоставить каждому учащемуся широкие возможности для  выбора системы ценностей, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.

 Отличия:

 выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области  основано на представлении о поисковых моделях обучения, в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения . 

4.

Применение полученных знаний и умений на других уроках. 

Обогащение жизненного опыта

Параллельное изучение темы на двух предметных уроках.

Cходства:

использование проблемно-поискового метода, активизация позновательной деятельности, эмоциональная насыщенность.

Отличия: 

ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

5.

Развитие мышления учащегося и профессионализма учителя.

Задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.

Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей.

Развитие потенциала учащегося

Поиск ключевых компетенций, смежных для наскольких дисциплин и их развитие

Cходства:

позволяет объяснить или закрепить материал с опорой на знания по другому предмету.

на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока.

Отличия: 

на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока

6.

Формирование мыслящего человека, как учителя, так и ученика.

Понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки.

Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.

Cходства:

активизируется мыслительная деятельность, поисковая активность детей.

Отличия: 

на метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

3.Реализация принципа метапредметности  в процессе обучения иностранному

Отличительной особенностью школьного курса английского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, их метапредметная направленность.

В результате изучения учебного предмета английский язык у  выпускников основной школы будут сформированы определенные  познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Подробное описание планируемых результатов формирования универсальных учебных действий даётся в основной образовательной программе ОУ. В связи с многообразием метапредметных УУД и разнообразием метапредметных результатов возникает два вопроса

Как развивать метапредметные универсальные учебные действия у учащихся?

Как достичь необходимых метапредметных результатов?

Для обеспечения достижения данных целей необходимо решить несколько задач:

-   осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения;

-  разработать  и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;

- создать методический инструментарий  психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов;                                                                                                                              

Технологии.

Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришла к выводу, что технология критического мышления  в большей степени соответствует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений.

 Практика

Для решения этой задачи использую следующие приёмы: составление ментальных карт, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.  

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.          

При составлении денотатного графа надо соблюдать 2 главных правила:

1. Чередование имени существительного и глагола

-Именем может быть одно существительное или группа существительных с другими именными частями речи.

-Глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку.

2. Точный выбор глагола, связующего понятие и его признак.

-Глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.

-Глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться и т.д.

-Глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться и т.д.

-Глаголы- связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных. В качестве вывода  предлагается подобрать известную английскую пословицу. Bread today is better than cake tomorrow.

Кластер

Cluster - Method –

графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.    

Технология составления:

1. Ключевое слово;

2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования кластера в начальных классах.

Задания на группировку и сопоставление:

1) Звук – слово,

2) Тип слога – слово,

3) Тема – лексика.

Создание кластера  вносит в учебу элементы игры. При обучении чтению можно использовать кластер при группировке слов с определёнными звуками.

 

В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.

Для закрепления и систематизации лексического материала использую кластеры, изготовленные из цветной бумаги. 2 – 3 человека вызываю к доске, остальные составляют в тетради, затем проверяем.

  В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.

    Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.

Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.

  Возможности использования кластера:

При систематизации, повторении материала;

При работе с текстом;

При повторении в начале урока;

При введении в тему;

При сборе необходимого языкового материала;

При контроле.

       Преимущества использования кластера:

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность учителю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Синквейн

   Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»). в которых обобщена информация по изученной теме.Составляя синквейны, каждый может показать свой талант. Если стихотворение получилось эмоциональным и передает всю суть, то Вы в точности справились с заданием.

              Именно потому, что с помощью этого небольшого французского стихотворения в нескольких строках можно выразить суть темы, они стали такими популярными на уроках. Синквейны не только помогают проверять учителям материал, но и здорово экономят драгоценное время. Также синквейн – это отличный контроллер. Потому как никто не сможет передать суть стихотворением, если перед этим не был прочитан необходимый текст или не выучены новые лексические единицы.

Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы, контроль и выевление степени усвоения  учебного материала

     Каждому ученику или студенту дается 4 - 5 минут, чтобы написать синквейн. Затем он поворачивается к партнеру и из двух синквейнов они составляют один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Это обычно порождает дискуссию.

      Правила написания синквейна

1.     Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).

2.     Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3.     Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4.     Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5.     Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример 1: Тема«It´s a Wonderful Planet We Live on"

Earth

Beautiful, blue

Live, produce, pollute

Can be kind, can hurt

Planet

Пример 2. Тема «American Holidays"

*Thanksgiving

*Happy, thankful

*Get together, pray, thank

*People like it very much. It´s celebrated by all Americans. Time to remember.

*Charity

Советы при составлении синквейна:

1.     Вначале предлагается составить синквейн на тему, хорошо известную студентам.

2.     На первых порах предусматривается при составлении синквейна работать в парах, в малых группах и только затем - индивидуально.

3.     Поощряются синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.

Должна отметить, что данный прием очень нравится ученикам и студентам, и я стараюсь использовать его на своих занятиях.

Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем «фишбоун»  - это эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываю учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.

 Считаю, что учителя предметники, курирующие один и тот же класс, должны следовать принципу метапредметности, чтобы не действовать, как «лебедь, рак да щука» во всем известной басне, а  дать возу единое нужное направление и снабдить его двигателем в виде метапредметных  способов деятельности.

 

  •  «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
  • «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
  • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
  • «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
  • «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
  •  «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В.  Ломоносова.
  • «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Системно-деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов"

Происходящие изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творче...

Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов

Авторская статья : "Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов"...

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода....

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...