Проблемы современного музыкального образования. Цели и задачи
статья по теме

Волегова Инна Борисовна

Материалы педагогических конференций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_konferentsii_g.sovetskiy.doc85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Материалы для открытой районной конференции.

 «Проблемы современного музыкального образования. Цели и задачи».

- Интересная, но грустная информация к размышлению:

В США средний возраст посетителей театров составил 65 лет! И в нашей стране подобная ситуация.

- А эпиграфом к выступлению я выбрала слова  с титульного листа работы Яна Амоса Каменского «Великая дидактика»: «Обучение должно быть «сокращенным, приятным и основательным» и доставлять детям «больше досуга, радостей и прочего успеха».

«Проблемы и пути их решения в преподавании теоретических предметов».

Интенсивность и динамика современной жизни, объем информации и темпы ее получения диктуют нам необходимость переоценки и пересмотра целей и задач музыкального образования.

Наш век не только век космических скоростей и компьютерных технологий, но и экономических метаморфоз. И основной закон экономики «Спрос рождает предложение», ориентирует и систему музыкального образования прислушаться к требованиям времени и определить некоторые приоритеты.

Данные социологического опроса родителей, детей и преподавателей показывают, что  результатом обучения в системе музыкальных школ они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов:

  • Любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус.
  • Свободно читать с листа музыкальные произведения (классические, джазовые, эстрадные).
  • Иметь свой досуговый репертуар, самостоятельно его расширять.
  • Музицировать (импровизировать и сочинять) в различных жанрах.
  • Общаться с инструментом как со своим «я», получая эмоциональную разрядку и положительные эмоции.

 Таким образом, во главу угла ставится  не столько воспитание профессиональных музыкантов-исполнителей, сколько грамотного слушателя, со формированной системой ценностей, художественным вкусом, активного участника самодеятельности, организатора домашнего музицирования.

 И в нашей  школе происходит много перемен. Введение долгожданного курса «Слушание музыки» с 1 класса способствует накоплению музыкально-слуховых впечатлений, интонационного багажа, расширению кругозора ребят. Раннее музыкально-художественное развитие детей – шаг к реализации одной из главных задач: воспитание грамотного слушателя.

Обогащение классического репертуара примерами эстрадно-джазовой и популярной музыки способствует повышению интереса ребят к обучению в ДШИ.

Внедрение двух уровней обучения в системе ДШИ академического и общемузыкального позволяет педагогам-инструменталистам осуществлять дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных способностей. К сожалению, групповые предметы музыкальная литература и сольфеджио, по-прежнему вынуждены ориентироваться на  ученика со средними музыкальными данными.

Целесообразно объективно оценить ситуацию с предметом сольфеджио.

Сольфеджио – азбука музыки, музыкальная грамота!  Его назначение – воспитание слуха: умения распознавать и отдельные звуки, и их сочетания, понимать законы построения мелодии и гармонии, особенности музыкального языка.

        «Сольфеджио – сложный и заумный предмет!» - говорят одни. «Скучный и утомительный!» - говорят другие. Такие вот речи приходится слышать от тех, кто когда-то учился в музыкальной школе.

        Действительно, в содержание курса входит изучение большого количества понятий, определений, конструктивных упражнений и формул. Но именно эти знания и навыки должны помочь ребятам подбирать мелодии, аккомпанемент к ним, сочинять, импровизировать. А это так ценно! Ведь не секрет, что большинство выпускников музыкальных школ быстро теряют интерес к своему инструменту.          

          Противоречия между значимостью поставленных перед музыкальным образованием целей, необходимостью творческого развития детей, их инициативы, самостоятельности и «сухим», конструктивным содержанием теоретического курса сольфеджио, побуждают нас пересмотреть свои взгляды на преподавание данного предмета, выстроить новую иерархию целей, задач и условий, найти те приемы и методы, которые позволят обеспечить качественные знания, стать успешным каждому ученику, независимо от уровня способностей.

Таким образом, возникла необходимость корректировки образовательной программы по предмету. И сегодня наша рабочая программа предусматривает более равномерное распределение материала по классам и усиление блока практических заданий. Перераспределение тем позволяет сделать более интенсивным и насыщенным начальный этап обучения,  внести разнообразие в учебный процесс в среднем звене, благодаря участию в олимпиадах и творческих конкурсах и углубленно заниматься музицированием и гармонизацией в старших классах.

Новизна программы в усилении практической ценности и направленности заданий. Часть тем целесообразно изучать в порядке ознакомления, в том числе хроматическую гамму, энгармонизм, вторую пару тритонов.

 Таким образом, определилась цель программы:

- развитие творческого потенциала учащихся и их способности к самовыражению через приобщение к музыкальному искусству.

Данная цель реализуется на уроках сольфеджио посредством решения следующих задач:

  • Воспитание духовно-нравственной личности, со сформированной системой ценностей.
  • Приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям.
  • Воспитание грамотного слушателя, музыканта-любителя, активного участника музыкальной деятельности, организатора домашнего музицирования.
  •  Формирование музыкального мышления.
  • Развитие музыкального слуха, памяти и ритмического чувства .
  • Развитие творческих навыков учащихся.
  • Освоение практических навыков музицирования.

Определились и приоритетные направления программы:

  1. На начальном этапе создать условия увлекательного и приятного обучения для повышения интереса и мотивации к предмету.
  2. Разработка дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем способностей.
  3. Развитие творчества учащихся и подготовка к применению знаний в жизненной  практике.

И сейчас мне бы хотелось немного прокомментировать с помощью каких приемов и методов нам  удается реализовать эти задачи.

1

 Начало любого обучения ответственно, а музыкального вдвойне.

Восприятие детей 5-7 лет наиболее эмоционально окрашено. Этот период считается наиболее сензитивным для развития творческого воображения. Именно в этом возрасте целесообразно знакомить детей с шедеврами живописи, музыки, формируя их способность к восприятию искусства.

Этот возраст считается самым удобным для накопления слуховых впечатлений и  обучения игре на  инструменте  Ранее обучение к 8-9 годам даёт прирост музыкального слуха порядка 40%. После 9 лет развитие звуко-высотного слуха блокируется.

        Атмосфера доброжелательности и доверия – это тот эмоциональный фон, который позволяет ребятам испытывать психологический комфорт на уроке. Они раскрепощены, не стесняются выражать свои мысли, не боятся ошибиться.

Учитывая, низкую устойчивость внимания, быструю утомляемость младших школьников, мы стараемся сделать урок интенсивным и насыщенным.

Работа над развитием ритмических навыков включает в себя элементы ритмики и тем самым позволяет переключать ребят на двигательные упражнения, которые служат своеобразной разминкой на уроке и  позволяют нам в форме увлекательной игры отрабатывать координационные задачи.

 Большое удовольствие приносит детям игра на музыкальных инструментах. Звучание  бубнов, колокольчиков, ксилофонов развивает тембровый слух ребят и дает возможность каждому стать участником небольшого «концерта».

Очень любят дети играть на фортепиано. Это, пожалуй, самый удобный и доступный для ребят инструмент. Всем ученикам это под силу, будь то скрипач или флейтист, домрист или баянист. Игра на фортепиано помогает им лучше запоминать песенки, подключая зрительную, моторную и тактильную память.

Мы стараемся выстраивать уроки по принципу сквозного развития, когда одна форма переходит в другую. Способствуют этому единая сюжетная линия урока, определенный сценарий. Так, например, с помощью песенки «Маленький паровоз» мы «путешествуем» по музыкальной стране: то побываем в «волшебном лесу», где живут интервалы, то «погостим» в семиэтажном замке Короля-Тоники. Урок проходит на одном дыхании. При этом удается добиться полной концентрации внимания ребят на изучаемом материале.

Так через игровые моменты в обучении мы уже в 1 классе осваиваем с ребятами большое количество достаточно сложных понятий и явлений (таких как «секвенция», «доминанта», «альтерация» и пр.)

2.

Как же осуществить индивидуальный подход на групповых уроках?

Личностный подход на уроках осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При работе с детьми художественного типа не требуется тратить много слов для объяснения. Такие ребята интуитивно постигают содержание музыкального произведения, ориентируясь на характер мелодии, ритма, гармонии. При работе с ребятами мыслительного типа существенным оказывается внешний толчок со стороны педагога,  который при помощи разнообразных сравнений, метафор, образных ассоциаций активизирует воображение ребенка и вызывает в нем эмоциональные переживания, сходные с характером произведения.

В психологии выделяют три модальности восприятия информации в зависимости от активности какого-либо анализатора: кинестетического, аудиального и визуального. Учитывая эти особенности, мы выбираем такие формы работы, которые объединяют разные приемы усвоения материала. Слуховые впечатления у нас на уроках всегда подкрепляются зрительными, и двигательными (тактильными), формируя слухо-зрительно-динамический стереотип, очень важный для музыканта. Например, мы слушаем какую-либо мелодию, затем пропеваем с показом на «столбице» (или «лесенке») и играем на фортепиано.

Способствуют успешности каждого ученика специальные  формы и приемы обучения. Например, легкая, на первый взгляд, форма записи мелодий - «фотодиктант». Записанная на доске мелодия пропевается и анализируется. После этого ребятам предлагается записать ее по памяти. Кто первый готов, сочиняет вариацию к ней. Фотодиктант озволяет быть успешным каждому ученику, активируя связь зрительной и слуховой памяти и предполагая дальнейшее творческое решение - сочинение вариаций., транспонирование, подбор аккомпанемента.

 Задача педагога на уроке обеспечить легкость и прочность усвоения материала: удобство запоминания и возможность быстрого воспроизведения.

 Наглядность способствует возникновению комплекса ощущений «слышу-вижу-пою». Мы используем большое количество наглядных пособий: нотный стан, клавиатуру, таблицы, «столбица» (или «лесенка»), карточки интервалов и ритмов, аккордов. В любом виде заданий обязательно опираемся на ассоциации: зрительные, слуховые или тактильные.

Аккорд - трезвучие напоминает снеговика (или светофор), поэтому ребята с легкостью находят его в нотном тексте.

 Нота «До» напоминает джентльмена в шляпе.

«Рисунок» черных клавиш представляет собой чередование двух и трех черных клавиш. Это «окошечко» и «балкончик» в музыкальном домике. Такое «видение» способствует быстрой ориентации ребят в пространстве клавиатуры.

Эти приемы способствуют  не только развитию слуха, но и всех видов творческого воображения и обеспечивают приятное и увлекательное обучение.

3.

Следующее  направление программы – развитие творческого потенциала ребят и формирование практических навыков.

Дети любят открывать мир сами, готовые истины им неинтересны. И мы стараемся опереться на стремление детей к  проявлению инициативы, фантазии. В течении 5 лет в нашей школе проходит конкурс творческих работ. Изначально мы планировали его как форму работы с одаренными детьми. Но эта форма в большей степени дала возможность проявиться учащимся со средними и слабыми данными, тем, кто не участвует в инструментальных конкурсах. Конкурс проводится по номинациям: «Сочинение музыки», «Размышление о музыке», «Музыкальный кроссворд», «Художественное воплощение музыкального образа». На уроке ребята сравнивают работы, выбирают самые лучшие. Мы вместе анализируем их, вырабатывая определенные критерии оценки, что формирует музыкальный вкус ребят. В конце учебного года мы проводим выставку работ и концерт победителей.

Кто сам творит, созидает, тот умеет услышать и прочувствовать и созданное другим человеком, будь то сочинение его одноклассника или знаменитого композитора.

Таким образом, активное закрепление теоретических сведений в практических творческих заданиях – обогащает музыкальный опыт детей (и слуховой, и эмоциональный). Информация становится личностно-значимой и даже сложный материал «обречен» на прочное усвоение. Собственное музыкально-художественное творчество наиболее быстро и интенсивно развивает способности детей.

Недавно мы изучали со второклассниками виды минора. Гармонический минор со своим восточным колоритом вдохновил ребят на целый цикл «Восточные фантазии»: «Караван», «Колдовство Хоттабыча», «Заклинатель змей»,«Арабские ночи», «Колыбельная Шахерезады».

По данным анкетирования прошлого учебного года 67 % учащихся отметили, что им нравится сольфеджио, потому что они сами сочиняют на этом уроке. Но реально мы снова сталкиваемся с проблемой. Грамотная запись сочинений, оформление работ требует времени и возможности индивидуальной работы с каждым учеником, что практически невозможно в рамках обычных уроков.

Опыт нкоторых школ показывает, что введение предмета «Гармонизация» позволяет педагогу-теоретику спокойно заниматься такой работой с 2-3 учениками, не отвлекая педагогов-инструменталистов на уроках РТН.

Невозможно обойти вечную  проблему теоретиков -  разногласия с педагогами-инструменталистами

Систематически мы слышим «претензии» коллег преподавателей-инструменталистов, что учащиеся не знают знаки в тональности, не умеют транспонировать, не знают интервалов и пр.

Но фактически ситуация дифференцированного обучения обернулась упрощением требований исполнительской программы. Старшеклассники сдают техзачет: 2 гаммы в полугодие с 1 знаком при ключе. Объемы программы снижены, главная цель –  подготовиться к академическому концерту.

Обучение теории – предполагает развитие ладового слуха, ритмического чувства, в целом - формирование музыкального мышления. Обычно педагоги-теоретики сталкиваются с тем, что теоретические понятия не подкрепляются на практике. Понятия «секвенция», «каденция», «модуляция», как правило, не применяются по отношению к исполняемым в инструментальном классе пьесам.  И даже «секстаккорд», «квартсекстаккорд», «интервалы». А ведь это профессиональный язык, лексика музыканта.

Целый ряд семинаров ТО мы посвятили поиску форм, которые бы осуществляли связь между предметами ДШИ. Методическая разработка «Использование  материала музыкальной литературы и специальности на уроках сольфеджио» включила подборку диктантов, мелодий для чтения с листа и анализа элементов музыкальной речи из пьес наиболее часто исполняемых в классе специальности. Изучаемые ритмы, мелодические и гармонические обороты, музыкальные формы  учащиеся иллюстрируют произведениями, исполняемыми  на уроке специальности, составляют «афишу» своей программы с указанием тональности. Грамотно  подобранные и исполненные примеры мы оцениваем по высшей шкале.

На мой взгляд, компромиссом  между теоретиками и специалистами  могут стать взаимопосещения уроков. Мы все-таки должны стать единомышленниками. Главное, чтобы ребята с удовольствием музицировали, сочиняли, импровизировали, и по окончанию школы музыка осталась для них другом, спутником и поддержкой! 

Ведь главная задача воспитать не пианиста или скрипача,  а человека, способного к творческому решению жизненных задач, инициативную личность. Ведь жизнь требует от нас не столько знаний, сколько творческого осмысления действительности!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

"Инновационные тенденции в деятельности концертмейстера в направлении основных целей современного музыкального образования учащихся, создание мотивации успеха в обучении"

1.Основные направления инновационной и здоровьесберегающей деятельности концертмейстера в уебном процессе.2.Мнемотехника3.Применеие синематики...

«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В данной методической разработке представлены пути приобщения учащихся к творческой деятельности....

Электронные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в детских школах искусств (методические рекомендации)

Данная работа представляет клавишный синтезатор, как средство современного музыкального образования в детских школах искусств и предназначена для преподавателей и учеников,  осваивающих эле...

Статья "Проблемы современного музыкального образования школьников"

В данном материале показаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию МЭК школьников....

«Электронные клавишные музыкальные инструменты как средство современного музыкального образования в ДМШ»

Роль клавишного синтезатора в системе современного музыкального образования. Цели, задачи, методы, приемы, проблемы, как применить синтезатор в работе с детьми в ДМШ....