Интерактивные методы и средства обучения в деятельности педагога
статья на тему
Семинар по теме: "Интерактивные методы и средства обучения в деятельности педагога"
Цель: овладение педагогическими работниками образовательных обганизаций методикой преподавания уроков с использованием интерактивных средств обучения.
25 сентября 2015 г. выступила в обучающем семинаре для педагогов школ Дзун-Хемчикского кожууна РТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интерактивные методы и средства обучения | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы и средства обучения
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей.
В Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. (СЛАЙД 2) В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий.
Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы, которые и не являются чем-то новым, однако недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагога.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Структура интерактивного урока обычно отличается от структуры обычного урока. В структуру урока включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Эти технологии позволяют осваивать учебный материал (порой очень скучный) и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, детям на уроках становится просто интересно.
Вместе с тем следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart – доски. Что же означает «интерактивное обучение»?
(СЛАЙД 3) Отметим, что слово «интерактив» имеет английские корни: «inter» – это «взаимный», «act» – действовать, а слово интерактивность трактуется как способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Важным является и тот факт, что в полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их. (СЛАЙД 4)
Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.
Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителя и учеников: (СЛАЙД 5)
1. Пассивные методы
2. Активные методы
3. Интерактивные методы
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод (СЛАЙД 6)
Пассивный метод – это форма взаимодействия учителя и ученика, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учениками на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учениками учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
Активный метод (СЛАЙД 7)
Активный метод – это форма взаимодействия учеников и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники, ученики и учитель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (СЛАЙД 8)
Интерактивный метод. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей занятия. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель (слайд 9) состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками.
Задачами (слайд 10) интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков.
Принципы (слайд 11) работы на интерактивном занятии:
- занятие – не лекция, а общая работа.
- все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
- нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
- все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Применение компьютерных технологий при надлежащем планировании на уроках, происходит как (СЛАЙД 12) активный диалог учителя и ученика с использованием демонстраций и контрольных заданий. Важно только, чтобы учитель не чувствовал себя «приложением» к такого вида деятельности, напротив, это должно быть инструментом учителя.
Для учащихся главным является не пассивное восприятие материала, а активное участие на каждом этапе.
Методика применения интерактивных технологий на уроках математики. (СЛАЙД 13)
• Дает возможность интерактивного взаимодействия.
• Позволяет активизировать действия учащегося. (Недостаточно просто слушать и смотреть, приходится отвечать на некоторые вопросы, задаваемые в ходе демонстраций).
• Дает возможность получить оценку действий каждого ученика, при ошибочном ответе – подсказку и предложение повторить попытку.
• Позволяет организовать на уроках коллективно – самостоятельную работу.
• Дает возможность учителю индивидуально прослеживать работу и предложения учащихся, корректировать эту работу и помогать учащимся (всем вместе или индивидуально).
• Позволяет вплотную перейти к реализации деятельностного подхода к обучению.
Приведу пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Игра идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка.
Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме.
В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? (слайд 14)
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать кредо интерактивного обучения, несколько изменив слова великого китайского педагога Конфуция: (СЛАЙД 15)
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Важнее всего – научить, нежели просто рассказать (хотя этот метод проще, доступнее, быстрее). А этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения.
Интерактивные средства обучения (слайд 16) – средство, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов. Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ.
Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Мультимедиа (слайд 17). Мультимедиа — это комплекс аппаратных и программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме.
В обычном учебнике вся информация представлена лишь в виде текста и графики. В электронном учебнике можно эффективно использовать все многообразие мультимедийных технологий.
Во-первых, текст электронного учебника можно сделать ярким, красочным, с выделением шрифта по начертанию, цвету, размеру, виду представления (обычный, полужирный, курсив, с подчеркиванием). Имеются богатые возможности сформировать в едином стиле текст и математические формулы, с использованием множества различных алфавитов (кириллица, латиница, греческий и др.), специальных символов, пиктограмм.
Во-вторых, легко создать различные графические изображения (рисунков, фотографий, таблиц, графиков любой формы, гистограмм, трехмерных изображений). Все это возможно анимировать, т. е. привести в движение, изменить форму.
В-третьих, можно использовать фоновое звуковое сопровождение или звук-сигнал при обращении к определенному блоку информации, рисунку, кнопке управления и др. Можно вставлять звуковые клипы в автономном или интерактивном режиме, озвучивать динамические процессы.
В-четвертых, столь же многообразно можно использовать видеоклипы, в том числе видеоматериал, подготовленный для нужд образования в прошлые годы и сохраненный на магнитных носителях и фотопленках.
В-пятых, мультимедийные технологии позволяют использовать анимацию, «оживить» картинки, тексты и другие объекты учебника. Эта технология дает возможность демонстрировать экспериментальные работы по предметам в виртуальном виде, «проявить» невидимые или провести опасные для живой демонстрации опыты [3].
Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
(Слайд 18) Современный учитель в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные средства обучения. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны»…
Интерактивная доска (слайд 19) (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители. В этом случае, электронная доска работает в качестве устройства ввода информации.
Примеры использования интерактивной доски на уроках математики. (слайд 20)
Интерактивная доска может выступать в роли:
Экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков;
Электронного пособия, с применением коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски; Традиционной доски, по принципу «пишем- стираем»; Технической основы для создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;
Методической копилки, для созданных и сохраненных файлов по различным темам курса математики.
Интерактивную доску (СЛАЙД 21) можно применять на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения, проверке домашнего задания и контроле.
При изучении новой темы можно использовать презентации, видеоматериалы, фотографии. (СЛАЙД 22?)
Для устной (СЛАЙД 23) работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Программное обеспечение интерактивной доски дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Очень удобно использовать интерактивную доску при построении всевозможных сечений. Так как она дает возможность рассмотреть чертеж со всех сторон, увидеть геометрическое тело «в разрезе».
Наряду (Слайд 24) со многими преимуществами интерактивной доски, подготовка урока с ее использованием – процесс трудоемкий и требует много времени. Кроме того, следует помнить, что ее применение должно быть дозированным. Согласно нормативным документам, общее время работы не должно превышать 15 – 20 минут.
В интерактивном режиме можно готовить конспекты к уроку – вывести заранее подготовленные тексты, графики, таблицы, иллюстрации. При составлении конспектов можно использовать функции (тащи и бросай). С помощью этой технологии можно решать следующие задачи:
- устанавливать соответствие между объектами;
- маркировать какие-то объекты, выделять их;
- группировать объекты, сортировать их;
- перемещать объекты из одного положения на экране в другое.
При работе с интерактивной доской можно выделил следующие формы работы, которые способствуют повышению познавательной мотивации обучающихся и качества знаний:
1. (Слайд 25, 26) Упражнения на исправление ошибок в формулировке определений математических понятий, аксиом и теорем. Можно предложить учащимся при определении уровня понимания изучаемого материала задания на определение «лишнего» в группе уравнений, формул, геометрических рисунков.Игра по окружающему миру «Что лишнее?»
2. Корректировка текста. (Слайд 27-37)Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст или буквы в математическую формулу при проведении математических диктантов, устных упражнений. Исправить ошибку может любой из учеников класса с помощью инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект».
- 3. Работа с изображениями позволяет открывать поэтапно структурные компоненты рисунка. При обобщении и первичной проверке знаний мы используем прием подстановки правильных ответов либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера по темам « Угол», «Прямоугольник. Квадрат», «Площадь прямоугольника. Единицы площади» (Слайды 38, 39, 40).
- 4. Работа с кроссвордами позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляет один обучающийся с помощью электронного пера в режиме «маркер». Ответы и ключевое слово при этом могут быть закрыты шторкой (Слайды 41-48).
- 5. Интерактивная доска может выступать одновременно в роли экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков и традиционной доски, по принципу «пишем-стираем», что позволяет обратить внимание учащихся на трудные вопросы при изучении темы. (Слайд 49)
- Выводы:
- 1. Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения учащихся. С помощью интерактивной доски ситуацию на любом уроке математики можно изобразить наглядно.
- 2. Интерактивная доска позволяет повысить познавательную активность обучающихся. Учитель является организатором учебного процесса на уроке. Ученики активны и заинтересованы на таком занятии. Информация становится для них более доступной и понятной и, как следствие, повышается мотивация у школьников к обучению.
- 3.Увеличивается темп урока. Учитель выводит на экран заранее подготовленные материалы. Время урока будет использовано только на достижение поставленных целей урока и задач каждого из его этапов.
- 4.Использование интерактивной доски позволяет стимулировать развитие мыслительной и творческой активности обучающихся.
Использованная литература:
- Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/80306
- Гомулина Н.Н. Модификация интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва.
- Опубликовано 21.12.2013 - 14:11 - Будерецкая Ирина Владимировна http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya
- http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-64.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельности педагога
В работе дано описание и анаиз упражнений и разминок использованных во внекласнной работе классного руководителя...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ.
Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходим...
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».
Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...
Обучение элементам стохастики в основной школе с использованием интерактивных методов и средств
В статье описаны педагогические приемы использования интерактивного средства системы голосования «Смарт респонт» при обучении учащихся основной школы элементам стохастики....
Интерактивные методы и средства обучения
Статья про интерактивные методы обучения, позволяющие организовать продуктивное взаимодействие учащихся между собой и с учителем.Основой же интерактивного урока являются интерактивные упражнения и зад...
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...
Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.
Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...