Выступление на августовском педсовете 04.09.2014
учебно-методический материал на тему
Выступление на августовском педсовете "Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе русской литературы" 04.09.2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 Воспитание духовно-нравственных ценностей на основе русской литературы
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.
СЛАЙД 2 Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования видит процесс образования не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, выраженных в предметных и метапредметных результатах обучения, но и как процесс развития личности.
СЛАЙД 3 Требования к личностным результатам стало одним из важных отличий от Стандартов предыдущего поколения и понимается как сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся.
СЛАЙД 4 Личностные универсальные учебные действия включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание, формирование которых сложно представить без воспитательной роли русской литературы. Чтение высокохудожественной литературы способствует формированию зрелой личности – личности активной, творческой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство. Классическая литература является и фактором, и средством формирования такой личности.
СЛАЙД 5 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована на государственном уровне в выступлении Президента РФ Медведева Д.А. 19.04.2009, в статье «Учительской газеты» «Гражданин и патриот» (июнь 2009), в работе доктора педагогических наук А. Я. Данилюка, директора издательства «Просвещение» и члена-корреспондента РАО А. М. Кондакова, доктора исторических наук В. А. Тишкова в 2009 году.
СЛАЙД 6 Так, было сформулировано понятие «современный национальный воспитательный идеал» как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
СЛАЙД 7 Также были выделены ключевые человеческие ценности, который должны найти отражение в личностных результатах обучения:
РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ
СЛАЙД 8 ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СЛАЙД 9 ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА
СЛАЙД 10 ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
СЛАЙД 11 ЗАКОН, ДОЛГ, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ
СЛАЙД 12 ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТ-ТЬ
СЛАЙД 13 ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, СОТРУДНИЧЕСТВО
СЛАЙД 14 ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ
СЛАЙД 15 ЭКОЛ-ОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛ-ИЙ ИМПЕРАТИВ
СЛАЙД 16 СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА
СЛАЙД 17 КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА
СЛАЙД 18 ЛИЧНОСТЬ рассматривается как развивающаяся система взаимоотношений человека с собой, с другим, с окружающим миром.
СЛАЙД 19 Таким образом, перечисленные базовые понятия и положения легли в основу работы «Формирование нравственного национального идеала на основе русской классической литературы», которая была представлена в Материалах участника конкурса
«Педагог года города Нижневартовска – 2010»,
СЛАЙД 20 на епархиальном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2010 году (Тюмень), на III Международном дистанционном конкурсе педагогического мастерства в номинации «Я – учитель» в 2014 году.
СЛАЙД 21 Согласно положениям ФГОС, классификация воспитательных результатов содержит три уровня: 1 уровень – приобретение социальных знаний, 2 уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, 3 уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.
СЛАЙД 22 Таким образом, в работе «Формирование нравственного национального идеала на основе русской классической литературы» были выделены критерии сформированности нравственного идеала школьника. Мы предположили, что можно выделить один подуровень и три уровня сформированности национального идеала у толерантной личности: подуровень – нравственный идеал не сформирован, личность не владеет содержанием понятия НИ, а деятельность носит бессистемный малоосознанный характер; и обозначили три основных уровня: первый уровень — личность владеет содержанием понятия НИ, может воспроизвести его качества на уровне репродукции («конформист»); второй — личность целенаправленно формирует в себе национальный идеал («носитель» НИ); третий — личность целенаправленно формирует в себе и окружающих национальный идеал («транслятор» НИ).
Критерии первого уровня | Критерии второго уровня | Критерии третьего уровня |
Позитивный «КОНФОРМИСТ», усвоивший систему ценностей национального идеала, но ориентирующийся на внешние формы поведения. | Смысло-ценностный «НОСИТЕЛЬ» национального идеала, принявший систему ценностей НИ, которые еще не стали мотивами, осознанной потребностью личности. | «ТРАНСЛЯТОР» национального идеала, внедряющий систему ценностей НИ в реальную жизнь, имеющий ясное представление о морально-нравственных и гражданско-патриотических нормах, которые устойчиво реализуются в поведении человека. |
СЛАЙД 23 Обобщив опыт русской классической литературы, мы выделили морально-нравственный человеческие ценности в художественных текстах и объединили их в ценно-смысловые блоки (например, патриотизм, семейный ценности и т.д.).
СЛАЙД 24
СЛАЙД 25 Например, формирование «Семейных ценностей» происходит на уроках по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе,
СЛАЙД 26 по повести «Дубровский» в 6 классе,
СЛАЙД 27 по «Песне про купца Калашникова» Лермонтова в 7 классе,
СЛАЙД 28 по «Повести о Петре и Февронии» в 7 классе,
СЛАЙД 29 по повести Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе,
СЛАЙД 30 по повести Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе,
СЛАЙД 31 по комедии Фонвизина «Недоросль» в 9 классе,
СЛАЙД 32 по роману Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе,
СЛАЙД 33 по роману Гончарова «Обломов» в 10 классе,
СЛАЙД 34 по роману Толстого «Война и мир» в 10 классе,
СЛАЙД 35 по роману Шолохова «Тихий Дон» в 11 классе и т.д.
СЛАЙД 36 Также были определены основные формы работы, направленные на формирование нравственного идеала у школьников.
В устной речи (преимущественно в старших классах, начиная с 7-8):
Дискуссия, построенная на проблемной ситуации, проблемном вопросе, в ходе которой происходит процесс осознания, приводящий
- к осмыслению истины,
- принятию или непринятию истины.
В письменной речи:
Творческие работы:
- сочинение на морально-нравственную тему, - сочинение-рецензия,
- комплексный анализ текста, - реферат-исследование,
- аннотация на фильм, - статья в газету или журнал и др.
СЛАЙД 37 Примерные темы дискуссий:
- «Были люди в наше время,//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы!» Согласны ли вы с этим утверждением М.Ю.Лермонтова?
- Тарас Бульба в повести Н.В.Гоголя убивает сына. Это поступок или преступление?
- «Пора вставать! Ты знаешь сам,//Какое время наступило…//В ком дарованье, сила, меткость,//Тому теперь не должно спать…» О каком времени ведет речь Н.А.Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин»? Сопоставьте с событиями, происходящими в современной жизни.
- В чем состоит «кодекс чести» Петра Гринева, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Существует ли «кодекс чести» современного молодого человека? Из каких нравственных категорий он складывается и чем отличается от образцов прошлого?
- Купец Калашников отправляется на поединок. Какие ценности он защищает в этом «кулачном бою»?
- «А счастье было так возможно, так близко…» Возможно ли счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина?
- «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь,» - писал И.С.Тургенев. О какой любви ведет речь автор?
СЛАЙД 38
8. « - Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! – принеслось откуда-то в ответ». Так заканчивается «Стихотворение в прозе» И.С.Тургенева «Порог». Выразите свое мнение о самопожертвовании и милосердии в наши дни.
9. «Далеко Ротшильду до этого мужика…» - писал И.С.Тургенев о бедняке , приютившем «сироту Катьку». Что же есть милосердие – делиться частью своего имущества или отдать последнее?
10. Ф.М.Достоевский назвал свой роман «Идиот». Какого героя имел в виду автор? Почему?
11. Л.Н.Толстой изобразил в романе «Война и мир» патриотизм «истинный» и «ложный». Раскройте свое представление о патриотизме.
12. Болконские – семья, Ростовы – семья, Курагины – тоже семья. Каковы семейные ценности этих героев Л.Н.Толстого? Сопоставьте со своими представлениями о «семейном укладе».
13. Наташа Ростова из «прежней подвижной Наташи» становится «плодовитою самкою», у которой «видно одно лицо и тело, а души вовсе не видно». В чем, по-вашему, должна проявляться «душа» женщины-матери? Какой должна быть женщина-жена, женщина-мать?
СЛАЙД 39 Особенно значимыми в обучении являются уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенных ученикам текстов. К таким текстам прилагаются разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора (можно выполнять не все задания к тексту). Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Предлагаемые задания второго и особенно третьего уровней требуют от учащихся не только простых мыслительных операций, организации обмена независимыми высказываниями, но и организуют самораскрытие, высокий уровень социальной реализации в создании как индивидуального, так и совместного культурного продукта, в котором отражается личностный опыт, индивидуальные смысло-ценностные установки личности или группы.
Примеры практических заданий:
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
На уроке анализа образа Т.Лариной
1 уровень Почему, на ваш взгляд, Татьяна отказала Онегину в финале романа? Любила ли она его?
2 уровень Почему А.С.Пушкин называет Татьяну «милый идеал»?
3 уровень Представьте, что вы пишите сценарий по роману «Евгений Онегин». Каким будет финал, сохраните ли вы авторский вариант и почему?
СЛАЙД 40
Для выявления уровня сформированности духовно-нравственных ценностей были отобраны такие методики, как
1.Методика незаконченных предложений
1)« Больше всего я восхищаюсь такими людьми, как…, потому, что они…».
2) « У меня есть такие замечательные качества, как…»
3) «Если бы я был волшебником, то непременно сначала…»
4) « Если бы мне предложили выбрать страну, в которой я хотел(а) бы жить, то я выбрал(а) бы…, потому что…»
СЛАЙД 41 Методика ранжирования ценностей
СЛАЙД 42
3.Опрос
Укажите основные личностные качества, необходимые молодому современному человеку для достижения благополучия, успеха и счастья.
4. Наблюдение за поведением обучающегося в урочной и внеурочной деятельности, степенью активности в акциях, в коллективных творческих делах и самоуправлении.
СЛАЙД 43
При анализе уровня сформированности нравственного идеала нами также используются разработанные педагогами школы совместно с воспитательной службой и апробированные в рамках воспитательной программы МСОШ № 40 «Карты личностного развития учащихся». При разработке «Карт» были выделены основные направления в воспитательной работе:
1. Социально-нравственное (создание условий для усвоения школьниками основных понятий об общечеловеческих ценностях, основных понятий культуры социальных отношений – экономических, правовых, формирования основных элементов гражданско – патриотического сознания).
2. Общеинтеллектуальное (создание условий для развития познавательной активности, продуктивного мышления, творческого восприятия, всех видов памяти, устной и письменной речи.
3. Общекультурное (создание условий для освоения учащимися основных общеэстетических и экологических понятий, для формирования у школьников умения управлять собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием и т.д).
СЛАЙД 44 Оценивание степени сформированности того или иного умения происходит по четырём уровням:
- Очень низкий уровень. (Нравственная невоспитанность: отрицательный опыт поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия; самоорганизация и саморегуляция – тенденция к осуществлению поступков на основе идейных, нравственных норм и принципов, привычек, моральных убеждений – не развиты).
- Низкий уровень. (Характеризуется слабым проявлением положительно, ещё не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побуждениями; самоорганизация и саморегуляция осуществляются по ситуации).
- Средний уровень. (Устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и самоорганизации, самореализации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется).
- Высокий уровень. (Наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизация и саморегуляция наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции).
СЛАЙД 45
Комплексная программа развития личности школьника. III ступень (10-11 классы).
I. Социально- нравственное направление. Школьник должен:
1. Иметь первичные знания о философии, о ее центральных вопросах, важных для становления мировосприятия, поиска смысла жизни;
2.Иметь представления об общечеловеческих ценностях и считать их таковыми себя
3.Признавать самоценность человека, его уникальность; иметь представление о человеке как микрокосме; стремиться к гармонии человека и природы;
4.Уметь быть счастливым (адекватная самооценка, положительная Я-концепция);
5.Любить свою Родину, адекватно оценивать её историческое прошлое и настоящее, гордиться культурой своего народа;
6.Обладать гражданской зрелостью (обладать чувством ответственности, иметь своё мнение по любому вопросу, уметь отстаивать свою точку зрения, и уважать чужое мнен
7. Знать о необходимости соблюдения триединства – единства мысли, слова и дела – и стремиться к нему;
8. Иметь представление об этике семейной жизни, о родительском долге;
9.Уметь жить и трудиться в коллективе (сознательная дисциплина, самоконтроль и саморегуляция поведения; умение планировать совместную деятельность, умение командовать и подчиняться);
10.Уметь трудиться самому, уважать чужой труд и результаты труда;
11. Профессионально самоопределиться.
СЛАЙД 46 II. Общеинтеллектуальное направление.
1.Иметь познавательную активность, уметь самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
2.Владеть навыками поиска, отбора и обработки научной информации;
3.Усвоить основные элементы общенаучных методов познания;
4.Владеть приемами научной организации учебного труда для успешного продолжения образования в вузовской системе;
5.Знать требования к культуре устной и письменной речи; уметь грамотно вести дискуссию, оформлять реферат или ученическую научную работу.
III . Общекультурное направление.
1.Владеть основными общекультурными эстетическими понятиями, связанными с художественно-образным способом познания действительности;
2.Стремиться развивать свои художественные способности;
3. Иметь потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием; уметь организовать себя и своё время (уметь всё успевать);
4.Быть мотивированным на сбережение и формирование своего здоровья; иметь потребность в здоровом образе жизни.
СЛАЙД 47 Данные самооценки, оценки одноклассников, оценки родителей, классного руководителя (в 4-бальной системе) заносятся в «Карты личностного развития», по каждому критерию вычисляется средний балл, затем средний балл по 3 направлениям (Социально- нравственное направление, Общеинтеллектуальное направление, Общеинтеллектуальное направление), общий средний балл по каждому ученику и средний балл по классу. В конце года делается сравнительный анализ показателей личностного роста по классу в сравнении с предыдущим учебным годом.
СЛАЙД 48 Конечно, перед учителем неизбежно встают вопросы: Насколько объективны методики оценивания уровня нравственных качеств ребенка? И насколько вообще возможно оценивать нравственность? Насколько открыт ребенок в общении с учителем? Какова вероятность того, что он искренен, а не пишет и произносит то, что желают от него услышать? Какова природа мотивации человека становиться совершеннее нравственно, работать над собой? Ведь попытки изменить человеческое общество внутренне – задача, которая решается уже не одно столетие… Но, видимо, это единственно возможная дорога, которую выбирает Учитель.
СЛАЙД 50 Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.
Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...
презентация к августовскому педсовету
Раскрывает направления деятельности на новый год и представляет анализ работы за прошедший год....
Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе
Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...
Сценарий к августовскому педсовету
В августе во всех образовательных организациях проходит традиционный педагогический совет, который дает старт новому учебному году. Представленный мини-сценарий поможет создать атмосферу торжественнос...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на педсовете 29.01.2014
Мониторинг качества знаний в профильных группах...
Выступление на педсовете 29.12.2014
Выступление на педсовете 29.12.2014 "Особенности подготовки учащихся к написанию сочинения по ЕГЭ"...