Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в профильном обучении
статья (11 класс) на тему
Выступление на майской конференции педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в профильном обучении
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что « образование должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги в образовании, с тем? чтобы формировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность, адекватную мотивам творческого самовыражения…"
Сложилось новое понимание цели образования: формирование у учащихся готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
• обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты собственной деятельности;
• формирование личностных качеств — мышления, воли, чувств, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
• формирование картины мира, адекватной уровню знаний и уровню образовательной программы.
Очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, не позволяет
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих профильное обучение, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.
Проектная методика, метод проектов относится к личностно-ориентированному обучению, поскольку весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения.
В основе проекта должна лежать проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Нет проблемы—нет деятельности.
С помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а такая деятельность всегда эффективна, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность в учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой реализуется последовательность ее выполнения. Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих:
целеполагание + планирование + выбор методов проверки принятых гипотез + выполнение + защита проекта.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации.
В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников. Следует учитывать, что обучающиеся делают, в основном, выбор профильного класса сознательно, ориентируясь на интерес, способности, будущую профессиональную деятельность. Поэтому, им интересно и важно осмысливать социальные явления, события, чтобы самореализоваться как личность.
Таким образом, развитие личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии на сегодняшний день является метод проектов.
Переходим к исследовательской деятельности. Она связана с приобретением новых знаний и решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным итогом и предполагающая наличие следующих основных этапов:
- постановка проблемы, гипотезы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- побор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение, научный комментарий;
- собственные выводы.
Проектно-исследовательская работа в школах может проводится в следующих направлениях:
- Составляющая часть учебного процесса (опыты, доклады, сообщения, рефераты, проекты…);
- Дополняющая часть учебного процесса (модули, факультативы, элективные курсы, творческие конкурсы…);
- Параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы разного уровня, телекоммуникационные викторины, олимпиады…).
Формы организации проектно-исследовательской деятельности могут быть различными:
- Включение элементов и методов в урок;
- Групповые и индивидуальные занятия по выбору;
- Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум и т.д.);
- Исследовательская (творческая) экспедиция;
- Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль).
Типы проектно-исследовательских работ учеников систематизированы в таблицу:
Реферативные | Сбор и представление информации по избранной проблеме, теме |
Экспериментальные | Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях |
Проектные | Решение проблемы и достижение заранее спланированного результата |
Описательные | Фиксация результата сбора данных по определенной методике |
Исследовательские | Выводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных |
Роль, как ученика, так и учителя в проектно-исследовательской технологии по сравнению с традиционным обучением меняется . В результате успешной проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, он уверен в себе, а учитель получает такое удовлетворение от успеха ученика, которое ни с чем несравнимо.
Отличие исследовательской деятельности от проектной в ценностно-смысловой направленности на выяснение истины, в использовании проектирования как средства организации деятельности, в широком привлечении научных традиций и образцов. Исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности школьников. В отличие от исследования проект и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств. Не следует забывать и о том, что теоретический проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – исключительно на репродуктивном уровне. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных шагов. Исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненных на уроках, факультативных курсах:
- при изучении факультативного курса Политология. После выполнения 8 контрольных работ, обучающиеся выполняли итоговую работу Проект-исследование «Политическое лидерство»
- на уроках выполнение проектов «Славных лиц в России много», «Мой герой в войне 1812 г.», «Иерусалим в истории крестовых походов»,
- подготовка и защита проектно-исследовательских работ 10-11 классы в профильном обучении
- «Защита детей от информации, распространяемой посредством ИТС и причиняющей вред их здоровью и развитию»
- «К вопросу об освобождении Освенцима»
- «Технология выбора профессии»
- «Международное усыновление детей в России»
- «Антисоциальные и криминальные молодежные группы.
- «Крестовые походы и их геополитическое влияние на мир»
- «Изменение базовых ценностей молодежи»
- «Институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в России и США»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идея национальной доктрины « образование должно обеспечить значительные содержательные и инструментальные сдвиги в образовании, с тем чтобы формировать человека как целостную личность, как личность новой гуманистической эпохи, личность, адекватную мотивам творческого самовыражения…"
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач: • обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты собственной деятельности; • формирование личностных качеств — мышления, воли, чувств, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; • формирование картины мира, адекватной уровню знаний и уровню образовательной программы.
Деятельность в учебном проекте должна быть подчинена определенной логике, в которой реализуется последовательность ее выполнения. Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих: АЛГОРИТМ: целеполагание + планирование + выбор методов проверки принятых гипотез + выполнение + защита проекта.
Проект или исследование? Проблема—цель—задачи—методы—результат. Алгоритм работы по проектной методике сложился из следующих составляющих: целеполагание + планирование + выбор методов проверки принятых гипотез + выполнение + защита проекта. Постановка проблемы, гипотезы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала ; анализ и обобщение, научный комментарий; собственные выводы
проект по истории на тему: П.А.Столыпин Работа выполнена ученицей 9А класса Маракулиной Анастасией
Проекты (мотивация) Волков Иван- «Защита детей от информации, распространяемой посредством ИТС и причиняющей вред их здоровью и развитию»
Курылева Мария- «К вопросу об освобождении Освенцима»
Иванов Данил - «Институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в России и США»
Гурбова Алина - «Международное усыновление детей в России» Виноградов Владимир - «Изменение базовых ценностей молодежи»
Родин Алексей - «Крестовые походы и их геополитическое влияние на мир»
Хомченко Рита - «Технология выбора профессии» Ситайло Виктория - « Антисоциальные и криминальные молодежные группы».
- Интересно, потому что можно самостоятельно выбирать тему проекта; -Планировать форму защиты проекта, получать неожиданные выводы; -Удивляться, когда рабочая гипотеза не подтверждается; -Углубляться в интересный для тебя материал; -чувствовать себя взрослым и самостоятельным человеком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Исследовательская деятельность в рамках профильного обучения
В данной статье раскрывается опыт работы по организации дифференцированной и индивидуальной работы в старшей ступени через профильную программу...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)
Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...
Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися
Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...