ИКТ - компетентность современного учителя
статья по теме
Выступление на районном методическом объединении. 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_-_kompetentnost_sovremennogo_uchitelya.docx | 31.92 КБ |
ikt_-_kompetentnost_sovremennogo_uchitelya.pptx | 153.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ИКТ – компетентность современного учителя
Тронина В.Л. учитель ИЗО
МОУ «Нылгинская СОШ
Сегодня использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Новые стандарты образования все больше требований предъявляют к информационно-коммуникационной компетенции учителя.
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие.
Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основных аспекта ИКТ-компетентности:
- наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
- эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
- понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
- новых целей образования;
- новых форм организации образовательного процесса;
- нового содержания образовательной деятельности.
В 2011 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала модель ИКТ-компетентности современного учителя. Рекомендации затрагивают все стороны работы учителей и построены с учетом трех подходов информатизации школы: применение ИКТ, освоение знаний, производство знаний.
ИКТ-компетентность учителя-предметника по новым стандартам включает в себя:
- проведение уроков с использованием ИКТ;
- объяснение нового материала на уроке;
- подборка ПО для учебных целей;
- поурочное планирование;
- мониторинг развития учащихся;
- поиск учебных материалов в интернет;
- взаимодействие с родителями и коллегами.
Модель ИКТ-компетентности имеет двухуровневую структуру.
Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.
- Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности):
Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.
- Подуровень общей компьютерной грамотности
- Подуровень специфической, предметной компьютерной грамотности
- Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность):
На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.
- Подуровень организационных инноваций
- Подуровень содержательных инноваций
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя, это:
- знания и умения по нахождению, оцениванию, отбору информации из ЦОР;
- умение выбирать и использовать ПО, устанавливать используемые программы на компьютер, пользоваться проекционной техникой;
- владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала;
- эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося;
- уметь применять НИТИ-методики;
- уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (электронная почта, социальная сеть, сайт, блог и др.)
- организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов, дистанционно поддерживать учебный процесс;
- уметь сформировать цифровое портфолио и др.
Модель ИКТ-компетентности учителя построенная на основе сайтов «Школа успешного учителя» и «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании».
Применение ИКТ | Освоение знаний | Производство знаний | |
Понимание роли ИКТ в образовании | Знакомство с образовательной политикой | Понимание образовательной политики | Инициация инноваций |
Учебная программа и оценивание | Базовые знания | Применение знаний | Умения жителя общества знаний |
Педагогические практики | Использование ИКТ | Решение комплексных задач | Способность к самообразованию |
Технические и программные средства ИКТ | Базовые инструменты | Сложные инструменты | Распространяющиеся технологии |
Организация и управление образовательным процессом | Традиционные формы учебной работы | Группы сотрудничества | Обучающаяся организация |
Профессиональное развитие | Компьютерная грамотность | Помощь и наставничество | Учитель как мастер учения |
ИКТ-технологии в преподавании
изобразительного искусства в школе
(из опыта работы)
Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, интернет, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.
По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
Основные цели использования ИКТ в процессе обучения – это:
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
- Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
- Развитие материально-технической базы процесса обучения.
Работа по использованию ИКТ-технологий в преподавании изобразительного искусства в нашей школе строится по нескольким направлениям.
Первое направление - использования функций компьютера на уроках изобразительного искусства и занятиях дополнительного образования.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь.
Компьютерная поддержка может осуществляться практически на всех этапах учебного занятия (проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся, изучение новых знаний и способов деятельности, проверка, закрепление и применение изученного, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, домашнее задание, подведение итогов учебного занятия, рефлексия).
Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:
- Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, и ученики для защиты проектов.
- Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.
- Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
- обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Второе направление – создание электронной базы данных и коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют более эффективно построить образовательный процесс:
- нормативно-правовые документы;
- программно и учебно-методические материалы;
- энциклопедии, учебники, учебные пособия;
- иллюстрации, фото, аудио, видео материалы;
- обучающие курсы, презентации, экскурсии;
- коллекция проектов и творческих работ (учителя и учащихся);
- портфолио (учителя и учащихся) и др.
Третье направление – взаимодействие с учениками, родителями, коллегами
при помощи сети интернет (электронная почта, скайп, социальные сети, сайты и блоги и т.д.)
Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).
Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
- общения, поддержки и развития социальных контактов;
- совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиаданными;
- творческой деятельности сетевого характера;
- выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети.
Цели сетевого сообщества:
- создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
- организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
- инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
- обмен опытом учения-обучения;
- распространение успешных педагогических практик;
- поддержка новых образовательных инициатив.
Сетевые профессиональные сообщества учителей.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Принцип публичной аттестации педагогических кадров профессиональным сообществом мотивирует учителя непрерывно повышать свою квалификацию, искать возможность выхода за пределы школьного пространства и доносить информацию о своих достижениях и результатах работы до неограниченного количества представителей общественности.
Очевидно, что использование персонального сайта учителя - наиболее удобное и современное средство для реализации этих требований.
Что такое сайт?
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).
Персональный сайт учителя открывает дополнительные возможности для профессионального роста:
- Сайт помогает создать учителю позитивную репутацию, способствует развитию его общественного признания как современного и неравнодушного к жизни человека.
- Сайт с качественными материалами показывает профессионализм и уровень компетентности учителя.
- Сайт помогает учителю находить заинтересованных коллег из других школ, осуществлять обмен конспектами, интересными методами и приемами преподавания, профессиональными мнениями.
- Сайт предоставляет учителю возможность проводить консультации и давать профессиональные рекомендации родителям по вопросам обучения их детей.
- Сайт выступает средством организации дифференциации и индивидуализации обучения.
- Сайт выступает одним из основных критериев при аттестации учителей.
Персональный сайт учителя оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала, и как личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие Его рассматривают, как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.
Три основных аспекта ИКТ-компетентности Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании , направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата. Эффективное , обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач. Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования . ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию новых целей образования ; новых форм организации образовательного процесса ; нового содержания образовательной деятельности.
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО Применение ИКТ Освоение знаний Производство знаний Понимание роли ИКТ в образовании Знакомство с образовательной политикой Понимание образовательной политики Инициация инноваций Учебная программа и оценивание Базовые знания Применение знаний Умения жителя общества знаний Педагогические практики Использование ИКТ Решение комплексных задач Способность к самообразованию Технические и программные средства ИКТ Базовые инструменты Сложные инструменты Распространяющиеся технологии Организация и управление образовательным процессом Традиционные формы учебной работы Группы сотрудничества Обучающаяся организация Профессиональное развитие Компьютерная грамотность Помощь и наставничество Учитель как мастер учения
ИКТ-компетентность учителя Text Урок с использо ванием ИКТ Text Для взаимодей ствия с родителями ИКТ Объяснение нового материала на уроке Подобрать ПО для учебных целей Поурочное плани рование Для мониторинга развития учащихся Поиск учебных материалов в Интернет Для взаимодей ствия с коллегами
ЗНАНИЕВЫЙ УРОВЕНЬ (подготовленность к деятельности) УРОВНИ ИКТ-компетентности современного учителя ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ (состоявшаяся деятельность) Характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач. ПОДУРОВНИ: Общая компьютерная грамотность Предметная компьютерная грамотность ПОДУРОВНИ: Организационные инновации Содержательные инновации Профессиональное совершенствование современного учителя в сфере ИКТ
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя: (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню). Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы ( Power Point , Flash )) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.).
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты , полезные при проведении уроков на заданную тему. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.). Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося. Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть ( Дневник.ру , …), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда ( Ви́ки ( Wiki ) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости). http://edu-lider.ru/
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://edu-lider.ru/ http://ru.iite.unesco.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность современного учителя
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (...
«ИКТ - компетентность современного учителя»
Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории,...
Чарнецкий С. Н. Правовая компетентность современного учителя общественных дисциплин
Статья опубликована в журнале "Эксперимент и инновации в школе", 2014 №1...
ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возмо...
ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя
ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...
"ИКТ - компетентность современного учителя"
Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории,...
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Достижение эффективности своего труда и умение ее оценить характеризуют профессиональную компетентность учителя.Результативность в труде учителя – это наличие качественных изменений (позитивных,...