РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АНСАМБЛЬ /предмет по выбору/ Отделение народных инструментов
методическая разработка по музыке по теме

Павлова Татьяна Николаевна

Для учащихся 6 класса. Срок реализации - 1 год. Возраст обучающихся 14-15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление культуры и организации досуга населения мэрии г.   Ульяновска                  

        Муниципальное образовательное учреждение

              дополнительного образования детей

                  Детская школа искусств № 4

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                 АНСАМБЛЬ

                           /предмет по выбору/

                  Отделение народных инструментов              

                            /допрофессиональное/

                          Для учащихся 6 класса

                            Детской школы искусств

                            Срок реализации – 1 год

                             Возраст обучающихся

                                        14-15 лет

Методический отдел                                                          Составитель: Т.Н.Павлова                  

СОГЛАСОВАНО:                                                               преподаватель I  категории

по учебным заведениям                                                        

культуры и искусства                            

Ульяновской области                    

______________Н.Н. Аблакова

“____”_______________20__г.

                                 г. Ульяновск

                                       2011 г.

                                           

                      СОДЕРЖАНИЕ

        1.  Пояснительная записка

        2.  Учебно-тематический план

     3.  Содержание программы

     4.  Методическое обеспечение

         5.  Список использованной литературы

                                           

                                           

                           1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на развитие средствами музыкального исполнительского искусства,  дарования ученика (эмоционального и интеллектуального) подготовку его к активной творческой работе, реализацию всех его творческих способностей, а также стремлению заинтересовать, увлечь в музыкальное искусство, так, чтобы связать с ним свою жизнь, научить понимать художественное содержание музыкального произведения, воспитать всесторонне - развитую личность.

НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ

Данная программа составлена для учащихся, которые стремятся повысить уровень своей подготовки, осознанно желают поступить в средние специальные  музыкальные учебные заведения и  получить там  профессиональное образование.

Программа разработана на основе примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент: Домра трехструнная» (Москва 2003 год). Программа разработана на базе методического кабинета г. Москвы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Программа направлена на воспитание настойчивости, усидчивости в достижении высокого уровня знаний, умений, навыков, необходимых для освоения инструмента, развития личностных качеств: воспитание самостоятельности, ответственности, активности, самовоспитания и саморазвития. Воспитательная деятельность связана с посещением концертов, музеев, театров, проведением различных культурных мероприятий, а так же личное участие детей в концертах, фестивалях, конкурсах, слушание высокохудожественной музыки. Воспитание всесторонне развитой личности на основе знакомства с народным творчеством, классической, зарубежной, современной музыкой.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Планомерное, целенаправленное и результативное усвоение систематизированных ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
  • Приобретение музыкальной грамотности и образованности профессиональной ориентированности
  • Развитие познавательных и творческих способностей к самостоятельности в приобретении новых знаний.

ЗАДАЧИ

  • Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения

  • Повышение уровня музыкально - художественного мышления учащегося
  • Изучение различных по стилям и жанрам произведений
  • Формирование личности, способной к самостоятельной работе.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ. Написанию программы предшествовал возросший интерес к музыкальному искусству, к музицированию в ансамбле. Также игра в ансамбле помогает охватить большой объём произведений,  дает возможность исполнять оркестровую, хоровую, фортепианную музыку. При этом более сложные произведения становятся доступными для исполнения и понимания.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 14 - 15 лет

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год. 0,5 часа за неделю. Всего 18 часов в год.

ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: индивидуальный урок по 0,5 часа в неделю.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате освоения программы учащиеся овладеют навыками разбора и исполнения ансамблевых произведений различных эпох и стилей, навыками коллективной, творческой деятельности, научатся сочетать различные виды деятельности во внеклассных  мероприятиях.

Данная программа определяет уровень подготовки, в соответствии с которым учащийся должен

ЗНАТЬ:

- Основы теоретических знаний и применять их в исполнительской практике

- Репертуар, разнообразный по содержанию, стилю, фактуре, произведения русских, зарубежных и современных композиторов, лучшие образцы народной музыки

 УМЕТЬ:

- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной        жизни, управлять процессом исполнения ансамблевого произведения.

      - Игра в ансамбле способствует формированию и развитию творчески активной , всесторонне развитой личности.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

Формой подведения итогов является концертное выступление, участие в конкурсе или зачет в конце года. По итогам работы выставляется оценка за полугодие, в конце года - годовая, итоговая.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.

Система контроля включает само, взаимо - учительский контроль и позволяет оценивать знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные практические умения и навыки. Виды деятельности: учебно- исполнительская, учебно- теоретическая, творческая, культурно- просветительская.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения , по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Для проведения оценивания на каждом этапе существуют критерии оценки:

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - ученик выполняет учебный план, но не обнаруживает знания, умения, навыки в должном объёме, не выполняет требования преподавателя, пропускает индивидуальные занятия;

ХОРОШО - при условии выполнения вышеуказанных требований с незначительными неточностями при сдаче зачета, экзамена допускаются пропуски по уважительной причине;

ОТЛИЧНО - при условии выполнения учащимися успешной сдачи экзамена точное исполнение нотного текста, показа технических данных, умение исполнять произведение выразительно. Учитывается аккуратное посещение уроков в учебном году.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Учащиеся 6-го класса предмета «Ансамбль» на зачете исполняют 1-2 произведения.

  • Произведения играются наизусть.
  • Сложность исполняемых произведений должна быть на уровне класса или ниже на класс.
  • Исполнение должно быть грамотным, без ошибок и спотыканий.
  • Синхронность исполнения.
  • Яркое, выразительное исполнение.

А также учащиеся должны

Знать:

  • Теоретические основы музыкальной грамоты.
  • Принципы ансамблевого исполнения.

Уметь:

  • Читать с листа ансамблевые партитуры.
  • Ярко и выразительно исполнять музыкальное произведение.
  • Применять музыкальные знания на практике.

Владеть:

  • Средствами художественной выразительности.
  • Различными видами техники.
  • Грамотно, синхронно, слаженно играть в ансамбле.
  • Слушать себя и партнера в ансамбле.


п.п

Тема

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

 занятия

Контроль

1

Развитие техники

2

0,5

1,5

-

2

Песни и танцы

народов мира

4

1

3

Март-

конкурс

ансамблей

Май- зачет

3

Русская и зарубежная

классика

4

1

3

Март-

конкурс

ансамблей

Май- зачет

4

Произведения современных

композиторов

4

1

3

Март-

конкурс

ансамблей

Май- зачет

5

Чтение с листа

ансамблевых партитур

2

0,5

1,5

-

6

Школьные массовые

мероприятия, классные часы

конкурсы, репетиции

2

0,5

1,5

Март-

Конкурс

Ансамблей

Май- зачет

Всего

18

4,5

13,5

                                      2.    Учебно – тематический план

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Развитие техники.( 2 часа) Работа над упражнениями , гаммами на различные виды техники ( мелкая техника, различный ритмический рисунок), работа над штрихами, динамическими оттенками, строгое соблюдение аппликатуры.
  2. Песни и танцы народов мира.(4 часа) В пьесах осваиваются различные виды техники. Работа над художественным образом произведений. Работа над ансамблевым исполнением.
  3. Русская и зарубежная классика.( 4 часа) Работа над различными формами. Закрепление теоретических знаний. Анализ произведений.
  4. Произведения современных композиторов.(4 часа) Это в основном пьесы танцевального характера, джазовые произведения. Здесь ведется работа над развитием образного мышления. Воспитание и развитие навыков самостоятельного мышления.
  5. Чтение с листа ансамблевых партитур.(2 часа) Чтение с листа несложных пьес, обращая внимание на аппликатуру, штрихи, нюансы, анализ ансамблевых партитур.
  6. Школьные массовые мероприятия.(2 часа) Классные часы, концерты, конкурсы, репетиции. В марте проводится традиционный конкурс ансамблей, в мае проводится зачет.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

  1. Темнов «Веселая кадриль».
  2. Дунаевский «Песенка о капитане»
  3. Новиков «Смуглянка».
  4. Соловьев – Седой «На солнечной поляночке».
  5. Паулс «Бабочки на снегу».
  6. Френкель «Вальс расставания».
  7. Листов «В землянке».
  8. Андреев Вальс «Грезы».
  9. Блантер «Катюша».
  10. Андреев «Бабочка». Вальс.
  11. Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку».
  12. Русская народная песня «Вдоль по Питерской».
  13. Шаинский «Кузнечик».
  14. Моцарт. Дивертисмент.
  15. Рожков.Концертные вариации на тему старинного романса «Я встретил вас».
  16. Фибих. Поэма.
  17. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В классе должны быть следующие условия:

- инструменты, соответствующие физическим данным всех учащихся;

- стулья, подставки для ног, пюпитры;

- наглядные пособия с обозначениями динамики, длительностей нот,                пауз, ритмическими рисунками, музыкальными терминами.

 

-технические средства для прослушивания записей исполнителей.

Рекомендуемая литература

  1. На досуге. Репертуарная тетрадь домриста. Вып.1 М.,1982.
  2. Педагогический репертуар домриста. 3-5 классы  ДМШ. Вып.2. Сост.С. Александров. М.,1977.
  3. Хрестоматия домриста 3-5 классы ДМШ. Вып.1. Сост.С. Александров. М.,1972.
  4. Хрестоматия домриста. 4-5 классы. Сост. В. Евдокимов. М.,1984.
  5. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. М.,1986.
  6. Илюхин. Самоучитель игры на балалайке. М.,1985.
  1. Пьесы для ансамбля домр /Составитель Г.Гинтова.Л.,1990
  2. Пьесы для ансамбля малых домр .В.Городовская. /Составитель    Г.Тарасова. М.,1999
  3. Ансамбли для русских народных инструментов /Составитель И.Дьяконова.    М.,1995

        5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Чунин Школа игры на трёхструнной домре. М., 1986
  2. Т.Вольская, М.Уляшкин Школа мастерства домриста. Екатеринбург,1996
  3. В.Круглов Искусство игры на трхструнной домре.М.,2001
  4. А.Александров Способы извлечения звука, приёмы игры и штрихи на домре. М.,1975
  5. А.Александров Школа игры на трёхструнной домре. М.,1988
  6. А.Илюхин Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып.2-М.,1971




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                       Детская школа искусств №4 г. Ульяновска

                      Методическое сообщение

        Тема: « Основные аспекты работы

                    в классе ансамбля »

Составитель:

                      Преподаватель по классу домры и гитары

                         МБУ ДО Детская школа искусств №4 г. Ульяновска

Павлова Татьяна Николаевна

                                       Ульяновск

                                            2014

     Ансамбль (франц.) – совокупность, стройное целое.

  1. Согласованность исполнения при пении, игре на музыкальном инструменте. Для достижения ансамбля необходимо активное участие музыкантов, их стремление к слитности, слушание общего звучания, чуткость.
  2. Группа исполнителей, выступающих как единый художественный коллектив.

Игра в ансамбле выдвигает перед учащимися ряд особых задач:

-   синхронности звучания и умение слышать все инструменты ансамбля;

-   соразмерности динамики и тонкого ощущения тембровых окрасок;

-   знания партий партнеров и уверенной читки с листа.

     Все это позволяет «сделать исполнение более многообразным, ярким, уверенным» ( Готлиб А. «Основы ансамблевой техники». М., 1971, с. 23)

     Нельзя не отметить роли класса ансамбля в формировании в сознании учащихся ряда ценных этических качеств, таких, как самодисциплина, чувство личной ответственности, взаимопонимание и коллективизм.

     Создание ансамбля – важный этап, от которого зависит эффективность дальнейшей работы. Поэтому педагогу необходимо учитывать как фактор психологической совместимости, так и фактор профессиональной подготовки будущих партнеров по ансамблю. Правда, поскольку подготовленных в равной степени учащихся найти довольно трудно и, кроме того, более сильный из них часто оказывает положительное влияние на менее подготовленного и способен

 

«подтянуть» его до своего уровня ( если конечно, этот  разрыв не слишком значителен ), второй фактор имеет меньшее значение, чем первый. Поэтому следует чаще поощрять желание самих учеников играть с кем – либо из своих товарищей.

     Следует заметить, что партии в ансамбле по своим техническим задачам обычно проще, чем сольный концертный репертуар. Это позволяет ученикам более эффективно сосредоточиться на художественной стороне исполнения и решении специфически ансамблевых задач.

     Одним из важных факторов успешной игры в ансамбле является синхронное исполнение всеми участниками своих партий. Действительно, о каком ансамбле может идти речь, если не совпадает по времени звучание отдельных инструментов. Ведь само слово «ансамбль» Происходит от французского «ensemble» - «вместе». Уже при читке с листа на это следует в первую очередь обратить внимание. Можно простить небольшие ошибки, интонационные погрешности и динамические неточности в отдельных партиях, но не нарушение ритмической структуры, игру в своем, отличном от общего темпе.

Учащийся должен руководствоваться принципом: лучше что-то пропустить, чем отстать от общего движения.

     Часто бывает необходимо, чтобы один из исполнителей взял на себя «дирижерские» задачи, показывая начало и окончание звучания, изменения основного темпа. Нужно вместе взять и вместе снять звук или перейти к

следующему, вместе выдержать паузу. При общем вступлении обычно дается своеобразный ауфтакт, равный единице движения данного произведения. Обычно это делают движением головы. Следует заметить, что остальные участники ансамбля в этот момент должны быть предельно внимательны. Отработать такие показы целесообразно перед зеркалом. Также для того, чтобы добиться синхронного звучания в ансамбле, полезно следить за движением рук партнера. Вот почему необходимо так посадить партнеров, чтобы они видели друг друга, если не прямым, то хотя бы боковым зрением, не испытывая никаких при этом неудобств. К тому же, Когда расположение недостаточно продумано, некоторые «голоса» могут чрезмерно выделяться или, наоборот, пропадать. Таким образом, правильная посадка в определенной степени способствует и улучшению звучания.

     С первых уроков в классе ансамбля педагог должен обращать внимание учеников на равноценность всех партий («голосов») ансамбля. Важно жобиться, чтобы каждый из участников ясно представлял, что все партии в ансамбле равноправны и нужно уметь определить, какой голос в тот или иной момент становится ведущим.

     Важным компонентом ансамблевой игры является также умение передавать мелодическую линию от одного инструмента к другому. Педагогу следует обращать внимание учащихся на этот момент и воспитывать у них потребность слушать партитуру в целом.

     Работа над динамикой в ансамбле имеет также большое значение, необходим творческий подход к нюансировке. Прежде всего следует соизмерять силу звука в определенных пределах. Для пианиста, как исполнителя на инструменте, обладающем большой абсолютной силой звука, ориентиром должны служить динамические оттенки тех инструментов, с которыми он составляет ансамбль. Нюансы также зависят от того, в какую эпоху написано произведение, каков стиль композитора, наконец какова индивидуальность самих исполнителей.

     Значительным моментом является и динамическое соотношение партий. Инструмент, у которого наиболее важный тематический материал, при общем f (или p) должен звучать несколько громче остальных, аккомпанирующих голосов.

     Большое внимание требует от педагога работа над качеством и эмоциональной окраской того или иного нюанса. Форте не означает, чем громче, тем лучше. Ученики должны это понимать и не допускать грубого, резкого, кричащего звука. При любой силе этого нюанса надо сохранять красоту звука. Не следует превышать динамических возможностей своих инструментов. И, наоборот, обозначение «p» не является признаком снижения внутренней энергии музыки. Вялое, «расслабленное» пиано недопустимы и в аккомпанементе. Например, плохой привычкой некоторых пианистов является использование левой педали, как средства уменьшения силы звука. В этом случае инструмент теряет ясность и чистоту звука, а необходимый

динамический эффект все равно не достигается. Левая педаль должна

использоваться только в художественных целях, например изменение тембровой краски.

     Большое значение в ансамбле имеет соотношение тембров отдельных инструментов. Звучание нескольких, даже однородных инструментов, может создать многокрасочное полотно. Еще большим тембровым разнообразием обладают ансамбли, в состав которых наряду со струнными инструментами входит и  фортепиано. «Рояль позволяет передать все оттенки звуковой  палитры: от полутеней – до необыкновенной яркости, от короткого  струнного pizz. – до речевой выразительности». (Фейнберг. Пианизм как искусство. М., 1965)

     Одна из главных задач преподавателя класса ансамбля – воспитание у учеников умения слушать и слышать все голоса ансамбля, что является специфической формой проявления внимания. Внимание бывает концентрированным, сосредоточенным на одном пункте и распределенным, т.е. направленным на несколько объектов. И если в классе по специальности в основном развивается концентрированное внимание, то в классе ансамбля в большей степени распределенное, необходимое для охвата всей ткани произведения.

     Воспитывая слуховое внимание ученика, следует посоветовать ему в первый

период работы в ансамбле стараться слышать партию партнера лучше, чем

 

собственную. Со временем накопленный опыт поможет ему распределять свое внимание более равномерно.

     Полезно также соединение и проигрывание партий ансамбля в различных сочетаниях. Например, исполнить партию инструмента отдельно с правой или левой рукой пианиста, добиваясь одновременно четкой нюансировки и синхронности. Конечная цель этих упражнений – развитие слухового контроля до такой степени, при которой ученик без напряжения, почти автоматически фиксировал бы все детали исполнения: свои собственные, партнеров, ансамбля в целом.

     Таким образом, участие в ансамбле:

  1. воспитывает необходимые исполнителю волевые качества;
  2. совершенствуется ритм (так как ансамблисту часто приходится находиться в разнообразной ритмической среде);
  3. обогащает техническое мастерство;
  4. расширяет звуковую палитру за счет творческого переосмысления игры партнеров.

                              Используемая литература:

  1. В.М. Зеленин. «Работа в классе ансамбля». – Минск,1979
  2. А. Готлиб. «Основы ансамблевой техники». – Москва, 1971

                       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа на отделении народных инструментов "А песня русская - жива!"

Данный материал будет полезен для преподавателей школ и музыкальных руководителей детских садов.В разработке использованы стихи русских поэтов, разнообразный тематический музыкальный материал и истори...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОТДЕЛЕНИИ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

В работе почёркивается необходимость и важность народного инструментального творчества для развития культуры как всей многонациональной страны, так и небольшого провинциального города. Поскольку падае...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска. "Ах, музыка! Она летает!" Сценарий заведующего отделения Пьянковой Галины

27 апреля 2022 года состоялся Отчетный концерт отделения народных инструментов Детской школы искусств города Нефтеюганска, проведение которого - традиция культурной жизни отделения школы, показ ...