Анализ результатов ГИА в форме ЕГЭ в Нижегородском районе
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Аналитическая справка руководителя РМО учителей биологии Нижегородского района г Нижнего Новгорода по результатам ЕГЭ в 2014 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka_po_ege.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов ГИА в форме ЕГЭ по биологии
в Нижегородском районе
г. Нижнего Новгорода за 2014 год.
1. Краткое описание КИМ по ЕГЭ по биологии 2014 года
Экзаменационная работа состоит из трех частей (А, В, С), различающихся по своему назначению, форме представления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий. Часть 1(А) содержит задания с выбором одного верного ответа базового и повышенного уровней. Она предназначена для проверки достижений выпускниками базового и повышенного уровня биологической подготовки. Часть 2 (В) включает задания с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и на определение последовательности объектов, процессов и явлений природы. Часть 3 (С) содержит задания со свободным развернутым ответом повышенного и высокого уровней сложности. Все задания третьей части требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений. В части 3 (С) были выделены следующие линии:
С1 – практико-ориентированные задания;
С2 – задания на работу с текстом или рисунком;
С3 – задания, контролирующие материал из основной школы;
С4 – задания по эволюции и экологии;
С5 – решение задач по цитологии;
С6 – решение задач по генетике.
В отличие от экзаменационных моделей ЕГЭ 2010 и 2011 г., в КИМ 2012, 2013, 2014 г.г. были внесены следующие изменения.
1. В части 1 (А) была усовершенствована линия заданий А36 – введен новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. В задании предлагается два суждения, из которых может быть одно верное, два верных или оба неверных суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения выделять существенные признаки, анализировать и сравнивать процессы и явления, делать выводы на основе сравнения.
2. В части 2 увеличено количество заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений выпускников о клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу.
3. В части 2 (В), соответственно, уменьшено количество заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.
4. В формулировку заданий части 3 (С) линий С5 и С6 внесено дополнение: при решении задач по цитологии и генетике участникам предлагалось не только решить задачи, но и объяснить полученные результаты, указать, какой закон наследственности проявляется в конкретном случае. Это позволило проверить умение учащихся не только решать задачи, но и применять теоретические знания для обоснования полученных данных.
Контрольно-измерительные материалы по биологии
Таблица 1
Предмет | Время (мин) | Общее число заданий | Число заданий с выбором ответа (А) | Число заданий с кратким ответом (В) | Число заданий с развёрну тым ответом (С) | Порог (кол.баллов) | Число оригинальных вариантов КИМ |
Биология | 180 минут | 50 | 36 | 8 | 6 | 69 | 16 вариантов |
Распределение заданий по уровню сложности осталось прежним (см. таблицу 2).
Таблица 2
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу (%) |
Базовый | 26 | 26 | 38 |
Повышенный | 19 | 28 | 40 |
Высокий | 5 | 15 | 22 |
Итого | 50 | 69 | 100 |
Характеристика КИМов в соответствии с основными разделами курса.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования и ФЗ № 272 «Об образовании РФ».
В экзаменационной работе по биологии преобладают задания, контролирующие наиболее существенные разделы «Общей биологии» и «Человека и его здоровья». Содержание этих заданий отражает фундаментальные биологические теории и законы, носят мировоззренческий характер. Вопросы имеют практическую направленность, ориентированную на метапредметные результаты образования, связанные с воспитанием культуры здорового образа жизни, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности представлены в таблице 3. (Б – базовый уровень, П – повышенный, В – высокий).
Содержание проверки на едином экзамене по биологии составляют знания и умения по всем разделам школьного курса: Общая биология - 70%; Человек и его здоровье - 15%; Растения, Животные, Бактерии, Грибы, Лишайники - 15%. В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
Учебный материал всех разделов курса биологии распределен по семи содержательным блокам. 1. Биология – наука о живой природе. 2. Клетка как биологическая система. 3. Организм как биологическая система. 4. Система и многообразие органического мира. 5. Человек и его здоровье. 6. Эволюция живой природы. 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Распределение заданий в тесте,
проверяющих сформированность
предметного содержания и виды деятельности
Таблица 3
Порядковый номер задания | Название раздела курса | Уровень сложности | Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | ||||
Часть 1 | |||||||
А1 | Биология как наука. Методы научного познания. | Б | Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы | ||||
А2 | Клетка как биологическая система | Б | Клеточная теория. Многообразие клеток. | ||||
А3 | Клетка как биологическая система | Б | Клетка: химический состав, строение, функции органоидов. | ||||
А4 | Клетка как биологическая система | Б | Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток. | ||||
А5 | Организм как биологическая система | Б | Разнообразие организмов. Вирусы. | ||||
А6 | Организм как биологическая система | Б | Воспроизведение организмов. Онтогенез. | ||||
А7 | Организм как биологическая система | Б | Генетика, ее задачи, основные генетические понятия. | ||||
А8 | Организм как биологическая система | Б | Закономерности наследственности. Генетика человека. | ||||
А9 | Организм как биологическая система | Б | Закономерности изменчивости. | ||||
А10 | Многообразие организмов | Б | Многообразие организмов. Бактерии. Грибы. | ||||
А11 | Многообразие организмов | Б | Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений. | ||||
А12 | Многообразие организмов | Б | Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных. | ||||
А13 | Многообразие организмов | Б | Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих. | ||||
А14 | Многообразие организмов | Б | Хордовые животные. Основные классы, их характеристика. | ||||
А15 | Человек и его здоровье | Б | Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения. | ||||
А16 | Человек и его здоровье | Б | Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. | ||||
А17 | Человек и его здоровье | Б | Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ. | ||||
А18 | Человек и его здоровье | Б | Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция. | ||||
А19 | Человек и его здоровье | Б | Гигиена человека. Факторы здоровья и риска. | ||||
А20 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Б | Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование | ||||
А21 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Б | Эволюционные теории. Движущие силы эволюции. | ||||
А22 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Б | Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов. | ||||
А23 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | Б | Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека. | ||||
А24 | Экосистемы и присущие им закономерности | Б | Экологические факторы. Взаимоотношения организмов. | ||||
А25 | Экосистемы и присущие им закономерности | Б | Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы | ||||
А26 | Экосистемы и присущие им закономерности | Б | Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере. | ||||
А27 | Клетка как биологическая система | П | Структурно-функциональная и химическая организация клетки. | ||||
А28 | Клетка как биологическая система | П | Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза. | ||||
А29 | Клетка как биологическая система Организм как биологическая система. | П | Деление клетки. Воспроизведение организмов. | ||||
А30 | Организм как биологическая система | П | Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма. | ||||
А31 | Организм как биологическая система | П | Селекция. Биотехнология. | ||||
А32 | Организм как биологическая система Многообразие организмов | П | Многообразие организмов. | ||||
А33 | Человек и его здоровье | П | Процессы жизнедеятельности организма человека. | ||||
А34 | Человек и его здоровье | П | Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность. | ||||
А35 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | П | Эволюция органического мира. Экосистемы и присущие им Закономерности | ||||
А36 | Общебиологические закономерности | П | Общебиологические закономерности | ||||
Часть 2 | |||||||
В1 | Клетка как биологическая система Организм как биологическая система. | П | Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни. | ||||
В2 | Многообразие организмов Человек и его здоровье | П | Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке. | ||||
В3 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности | П | Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира. | ||||
В4 | Многообразие организмов | П | Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств. | ||||
В5 | Человек и его здоровье | П | Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека. | ||||
В6 | Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Экосистемы и присущие им закономерности | П | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. | ||||
В7 | Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье | П | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменныхуровнях жизни | ||||
В8 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности. | П | Установление последовательности экологических и эволюционных процессов и объектов.
| ||||
Часть 3 | |||||||
С1 | Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье Экосистемы и присущие им закономерности | П | Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание). | ||||
С2 | Клетка как биологическая система Организм как биологическая система Многообразие организмов Человек и его здоровье Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности | В | Умение работать с текстом и рисунком. | ||||
С3 | Многообразие организмов Человек и его здоровье. | В | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. | ||||
С4 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира Экосистемы и присущие им закономерности | В | Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира. | ||||
С5 | Клетка как биологическая система | В | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. | ||||
С6 | Организм как биологическая система | В | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. |
Таблица составлена с учетом структуры кодификатора и спецификации ЕГЭ по биологии, которая сохраняется в данном содержании до настоящего времени с 2009 года и с внесенными изменениями в 2012, 2013 годах - это проверяемые элементы заданий А1, А20, А35, А36, В7. Расширен блок информации, проверяющий вид деятельности в задании В8.
2. Особенности оценивания заданий по биологии
Задания части А оцениваются в 1 балл, максимально за часть А – 36 баллов. Задания части В оцениваются в от 0 до 2 баллов. Максимально за часть В – 16 баллов. Задания части С: С1 оцениваются от 0 до 2-х баллов, а С2-С6 от 0 до 3-х баллов. Максимально за часть С – 17 баллов. Итого максимальный первичный балл за работу по биологии составляет 69 баллов.
Задания части А с А1-А9, А27-А31 оценивают знания методов познания природы и уровней ее организации, главных закономерностей биологических систем. Задания А10-А13, А32 – оценивают знания систематики и основных признаков представителей различных Царств Живой природы и их таксономических групп. Задания А15-А19, А33-А34 оценивают знания строения и функций организма Человека, а также знания гигиенических правил и норм, факторов здоровья и профилактических мероприятий по сохранению здоровья. Задания А20-А23, А35 оценивают знания по эволюции органического мира и ее основных закономерностей. Задания А24-А26 оценивают знания и понимание экологических проблем, закономерностей существования экосистем и биосфер, влияние экологических факторов на биологические системы. Задание А36 проверяет компетентность по анализу содержания предметного текста, включающего общебиологические закономерности.
Задания части В: В1-В3 проверяют компетентность множественного выбора правильных характеристик биологического объекта или биологического процесса. В4-В7 выявляют сформированность таких компетенций как: сравнительный анализ биологических систем или процессов жизнедеятельности; сопоставление объектов и их характеристик; биологических явлений и их характеристик. Задание В8 – проверяет компетенцию выстраивания последовательности: стадий биологических процессов; уровней таксонов биологической классификации живых организмов; этапов биологических циклов.
Задания части С. С1 – имеет практико-ориентированное значения по применению биологических знаний в конкретной жизненной ситуации. Задания С2 в работе могут быть двух видов: распознавание биологических объектов по рисунку, их характеристика и сравнение с другими объектами; поиск биологических ошибок в приведенном тексте и их исправление. Вопросы С3-С4 проверяют понимание биологических процессов или явлений (в области физиологии, эволюции, экологии), так как для ответа необходимо объяснить причинно-следственные связи, их особенности и конечные результаты. Задания С5-С6 проверяют компетенцию решения биологических задач в области цитологии и генетики.
3. Распределение заданий в тесте, проверяющих сформированность предметных компетенций
Среди «Ключевых компетентностей» на уровне итоговой аттестации по биологии преобладают компетентности первой группы – это компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.
Основная группа компетенций, проверяемых ЕГЭ по предмету относится к знаниевому компоненту (знать и понимать предметное содержание), умению применять полученные знания на практике (уметь объяснять, устанавливать взаимосвязи, составлять схемы, распознавать и описывать явления и предметы, выявлять особенности строения и отличительные признаки, сравнивать и на основе сравнения делать выводы, определять объекты и явления, анализировать и решать задачи разной сложности). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, мероприятий по сохранению и укреплению здоровья разных групп населения, использовании знаний в практике сельского хозяйства.
Таблица 4
Компетенция | Часть/уровень сложности (базовый или повышенный) | Проверяемое содержание |
знание методов познания природы и уровней ее организации | Б П | А1-А9, А27-А31 |
знание главных закономерностей биологических систем | Б П | А1-А9, А27-А31 |
знание систематики и основных признаков представителей различных Царств Живой природы и их таксономических групп | Б П | А10-А13, А32 |
знание строения и функций организма Человека, гигиенических правил и норм, факторов здоровья и профилактических мероприятий по сохранению здоровья | Б П | А15-А19, А33-А34 |
знание и понимание экологических проблем, закономерностей существования экосистем и биосфер, влияние экологических факторов на биологические системы | Б | А24-А26 |
анализ содержания предметного текста, включающего общебиологические закономерности | П | А36 |
множественный выбор правильных характеристик биологического объекта или биологического процесса | П | В1-В3 |
сравнительный анализ биологических систем или процессов жизнедеятельности | П | В4-В7 |
сопоставление объектов и их характеристик; биологических явлений и их характеристик | П | В4-В7 |
выстраивания последовательности: стадий биологических процессов; уровней таксонов биологической классификации живых организмов; этапов биологических циклов | П | В8 |
применение знаний в конкретной жизненной ситуации | П | С1 |
распознавание биологических объектов по рисунку, их характеристика и сравнение с другими объектами | В | С2 |
поиск биологических ошибок в приведенном тексте и их исправление | В | С2 |
понимание биологических процессов или явлений (в области физиологии, эволюции, экологии), объяснение причинно-следственных связей, их особенностей и конечных результатов | В | С3-С4 |
Решение биологических задач | В | С5-С6 |
4. Анализ результатов ЕГЭ по Нижегородскому району
Результаты ЕГЭ 2014 года в Нижегородском районе отражают те же проблемы, что и по области и в других регионах России. Традиционно затруднения вызывают вопросы из следующих разделов курса биологии:
В разделе «Организм как биологическая система» - регуляция физиологических процессов и решение разных типов генетических задач.
В разделе «Клетка как биологическая система» - вопросы о различии состава ДНК и РНК, о кроссинговере и конъюгации, процессах, протекающих в митозе и мейозе, свойствах генетического кода, метаболизм в клетках, различным типам деления клетки, соответствия триплета на ДНК и антикодона на тРНК, сравнение и соотнесение: клетки прокариот и эукариот; соматические и половые клетки; процессы, протекающие в интерфазе, митозе и мейозе, при фотосинтезе и энергетическом обмене, задания на установление последовательности процессов, протекающих при фотосинтезе, гаметогенеза (сперматогенеза) у животных, знание циклов развития растений разных отделов; определение числа хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки, объяснение и аргументация причины; сравнение гаметофита и спорофита у разных групп растений, спор и половых клеток, спор и клеток спорофита.
В разделе «Человек и его здоровье» - строение и функции анализаторов, движение крови по сосудам, механизмы газообмена в легких и тканях, строение отделов головного мозга и их функции, рефлексы головного и спинного мозга, распознавание по рисунку нервной и эпителиальной ткани, тип соединения костей конечностей, условия формирования и сохранения пассивного иммунитета, определение места впадения крупных лимфатических сосудов, особенности выработки условного рефлекса, поступления веществ в клетки из тканевой жидкости, процессы регуляции теплоотдачи у человека; соотнесение процессов пищеварения, протекающих в желудке, тонком и толстом кишечнике, состав крови в сосудах кровеносной системы, функций разных типов нейронов, желез внутренней и внешней секреции; объяснение особенностей дыхательных движений у человека при спокойном вдохе и выдохе, транспорте газов кровью, регуляции кровяного давления в процессе работы и в спокойном состоянии; установлении отделов нервной системы, участвующих в этом процессе, причины введения инсулина человеку только в виде инъекций.
В разделе «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» - этапы эволюции органического мира, макро- и микро- эволюция, селекция; установление признака, на основании которого особей относят к одному виду, изменчивости, приводящей к сохранению особей с полезными свойствами; определение атавизмов на конкретных примерах, экологического видообразования при разделении популяции по срокам размножения, экологических критериев вида; признаки морфофизиологического прогресса на примерах; установление правильной последовательности процессов видообразования и формирование приспособленности
как результата эволюции; причины вымирания вида при снижении его численности, сокращении ареала, снижении адаптационных возможностей организма; эволюционные доказательства принадлежности человека к типу Хордовые.
В разделе «Система и многообразие органического мира» - характеристика разных таксонов живой природы, сравнительная характеристика строения живых организмов, жизненные циклы растений; о признаках, лежащих в основе классификации цветковых растений, отличительных признаках основных групп растений и животных, особенностях жизнедеятельности организмов разных царств, органы дыхания у насекомых, моллюсков разных классов, определение по рисунку зон корня; сопоставление строения и размножения мхов и папоротников, особенности органов дыхания у представителей моллюсков, развитие насекомых с полным и неполным превращением на конкретных примерах, определить принадлежность представителей позвоночных к определенным классам, соотносить признаки птиц и пресмыкающихся у археоптерикса; объяснение особенностей заражения таежным энцефалитом, причин отсутствия семян в метелках кукурузы, роль грибницы в жизни грибов, суть опыта по выделению кислорода растениями при фотосинтезе.
Наиболее успешным блоком, с позиции компетентностного подхода, являются базовые компоненты знаниевых компетенций по предмету. Там, где вопросы по этим разделам оказываются на повышенном и высоком уровне у части участников ЕГЭ, то это вызывает особые сложности и проблемы, и их выполнение не превышает 40%. Определенные затруднения вызвали задания на множественный выбор правильных характеристик, сравнительный анализ биологических систем и процессов жизнедеятельности, сопоставление объектов и их характеристик, выстраивание последовательности. Участникам итоговой аттестации часто очень трудно выполнить задания, нацеленные на выполнение их из метапредметной компетентной группы по причине не только плохо сформированных умений и навыков, но зачастую и из-за недостаточного объема знаний по предмету. Работа с рисунком, поиск биологических ошибок, понимание процессов и явлений и их описание относится к категории компетенции на высоком уровне знаний. По этой причине их выполнение вызывает трудности у участников ЕГЭ. Самым сложным блоком компетентностной группы являются задания по применению предметных знаний при решении задач. Сами по себе биологические задачи отличаются предметной сложностью, требуют применения метепредметных компетенций и межпредметных связей. Именно эти задания традиционно по биологии выполняются слабо. Разброс баллов от 0 до 3. Если ученик овладел этой компетенцией, то он получает максимальный балл, если нет, то 0. Чаще всего, при выполнении этой группы заданий, промежуточное оценивание в 1 и 2 балла имеет более низкий процент, чем его максимальный вариант.
Усвоение биологической информации на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода можно определить на уровне 60, 55 %. Данный результат можно считать удовлетворительными.
Итоги ГИА в форме ЕГЭ на территории Нижегородской области. Таблица 5
Предмет | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Биология | 53, 49 | 54,14 | 58,64 | 57,94 |
Итоги ГИА в форме ЕГЭ на территории Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Таблица 6
Предмет | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Биология | 59,12 | 59,62 | 64,49 | 60,55 |
Из таблицы 6 видна динамика среднего балла за 4 года. Особенности результатов ЕГЭ по биологии в Нижегородском районе следует отметить более высокий средний балл по сравнению с областными показателями. Средний балл (без учета 2013 года) на территории района вырос за 4 года на 1,43%. Цифровые показатели имеют положительную динамику: средний балл в Нижегородском районе в 2014 году выше чем по области на 2,61%
По среднему баллу участия муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Нижегородского района
в едином государственном экзамене
в 2014 году
БИОЛОГИЯ
Средний балл по ОУ района – 60,55
Таблица 7
Общеобразовательное учреждение | Средний балл 2014г. | Место в рейтинге 2014г. |
ОУ № 13 | 81,33 | 1 |
ОУ № 40 | 76,00 | 2 |
ОУ № 7 | 74,00 | 3 |
ОУ № 8 | 72,23 | 4 |
ОУ № 1 | 67,90 | 5 |
ОУ № 102 | 60,67 | 6 |
ОУ № 35 | 60,00 | 7 |
ОУ № 103 | 59,00 | 8 |
ОУ № 42 | 58,00 | 9 |
ОУ № 30 | 55,75 | 10 |
ОУ № 3 | 53,33 | 11 |
ОУ № 14 | 51,00 | 12 |
ОУ № 19 | 50,50 | 13 |
ОУ № 22 | 46,17 | 14 |
ВСШ № 4 | 40,78 | 15 |
ОУ № 4 | 35,73 | 16 |
ОУ № 33 | - | - |
ОУ № 113 | - | - |
Из таблицы средних баллов по учреждениям Нижегородского района видно, что в списке с «лучшими» показателями в 2014 году попали ОУ повышенного уровня или статуса.
Стабильно высокие результаты показывают лицей № 8, лицей № 40, гимназия №13, гимназия №1, а также СОШ № 7. Стобаллников в 2014 году нет, но имеются учащиеся сдавшие биологию на 80-90 баллов.
ОУ, давшие высокие результаты (80-90 баллов) Таблица 8
Категория учреждения | Количество (человек) |
Лицей №8 | 5 |
Гимназия №1 | 3 |
Гимназия №13 | 2 |
Обучающиеся таких ОУ мотивированы на получение высокого балла по ЕГЭ. В то же время в ряде общеобразовательных школ низкие средние баллы можно объяснить рядом причин.
Среди них может быть:
- малая выборка школьников, которые в данный год вышли на участие в итоговой аттестации, например, один ученик, если он сдал экзамен неуспешно;
- мотивация сдающих на получение результатов экзамена различна: есть обучающиеся, решившие поступать в образовательные учреждения высшей школы, где необходимо получить только документ об участии в процедуре, например на факультет физической культуры;
- к причинам низких результатов следует отнести и недостаточную работу администрации школ и классных руководителей, которые приглашают к участию в процедуре учеников «заведомо» не готовых к экзамену.
Основная масса образовательных учреждений, имеющих низкие результаты имеют статус ОУ, где подготовка по предмету ведется на базовом уровне, а экзаменационные материалы предполагают профильный уровень. Учителю, ведущему образовательную деятельность в классе с одно-часовой недельной нагрузкой на старшей ступени образования, подготовить учеников без дополнительных индивидуально-групповых занятий со школьниками, не предоставляется возможным. Часы факультативов и дополнительных занятий распределяются педагогам обязательных учебных предметов.
5. Предложения по совершенствованию преподавания
предмета в 2014-2015 учебном году в образовательных организациях района.
Методические рекомендации.
Биология - это предмет по выбору для сдачи ЕГЭ, и многие обучающиеся дополнительно занимаются на подготовительных курсах и спецкурсах при подготовке к экзамену. Тестовый контроль знаний проводился и проводится в ходе аккредитации образовательного учреждения, а также, при плановых мониторинговых исследованиях по предмету. Такая система дала возможность уменьшить степень затруднений педагогов и обучающихся при подготовке к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена. Особое место в стабильных результатах играет проведение итоговой аттестации выпускников 9 класса в форме приближенной к формату ЕГЭ.
В целях совершенствования содержания и структуры экзаменационной работы в 2015 г. планируется в части 2 увеличить число заданий с развернутым ответом, выделив обязательно в каждом варианте линии заданий, контролирующих умения работать с изображением биологических объектов, схемами, диаграммами, и задания на анализ биологической информации, нахождение ошибок и их исправление. Будет уменьшено число заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25. Общее число заданий в экзаменационной работе в связи с этим сократится с 50 до 40.
При подготовке к экзамену следует ориентироваться на нормативные документы, размещенные на сайте ФИПИ: www.fipi.ru:
кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по биологии, спецификация КИМ для проведения в 2015 г. ЕГЭ по биологии, демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2014 г. по биологии.
Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной работе; акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Обратить особое внимание на проблемы, обозначенные в данных рекомендациях.
Для подготовки к ЕГЭ по биологии необходимо обязательно использовать школьные учебники (базового или профильного уровня), рекомендованные Минобрнауки России, а также учебные пособия, справочную литературу, которые помогут успешно овладеть материалом. Вначале учащимся предлагается выучить соответствующий учебный материал, далее – самостоятельно выполнить предлагаемые в пособиях для подготовки к экзамену задания, сверить свои ответы с приведенными ответами в пособиях, выявить допущенные ошибки. Далее необходимо проанализировать ошибки и еще раз повторить слабо усвоенный материал.
Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе обратить внимание на повторение и закрепление материала, который традиционно вызывает затруднения у выпускников.
Помощь учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ окажут статьи в журнале «Биология в школе» (2009-2010. № 1, 2011-2014. № 10).
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ: www.fipi.ru:
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2015 г. (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
– открытый банк заданий ЕГЭ;
– учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
– аналитические отчеты о результатах экзамена, методические рекомендации и методические письма прошлых лет.
Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета.
По результатам проведенного анализа и с целью получения более высоких результатов ЕГЭ следует обратить внимание педагогов:
- на слабое усвоенные, указанных выше, тем курса биологии, и необходимости использования современных информационных технологий в преподавании предмета;
- на отработку тестовых заданий с выбором одного правильного ответа с помощью компьютерного тестирования (в настоящее время предлагается множество компьютерных тестовых пособий издательствами "Дрофа", "Мнемозина" "Вентана-Графф" и др.);
- на организацию самостоятельного поиска и освоения учебной информации школьниками по заданным вопросам, особенно сравнительного характера;
- отработку универсальных учебных действий в рамках предмета, особенно сравнительный анализ, выявление закономерностей, решение логических задач, составление алгоритмов при описании биологических систем и процессов;
- работу с текстом заданий, правильным прочтением содержания вопроса, вычленением в них ключевых понятий и терминов;
- открытый банк заданий ФИПИ по предмету;
- методические материалы ФИПИ по итогам ЕГЭ 2014 года, демоверсию 2015 года.
ЕГЭ предполагает более глубокое изучение биологии, чем общеобразовательная программа (1 час в неделю или 35 час в год). В профильных классах или классах с углубленным изучение биологии имеется возможность осваивать курс в объеме 3 и более часов (до 5-6) недельной нагрузки. Поэтому выпускники таких классов имеют более высокие результаты, по сравнению с обучающимися общеобразовательных классов, у которых нет возможности более основательно и детально получать информацию по разным разделам курса биологии и, тем более, отрабатывать необходимые учебные умения и действия.
В связи с этим для группы учащихся, выбравших ЕГЭ по биологии в средних общеобразовательных учреждениях, рекомендуем выделять часы в рамках школьного компонента учебного плана на организацию и проведение элективных курсов по разделам предмета «Биологии» Программы элективных курсов разработаны, прошли областную экспертизу и изданы кафедрой естественнонаучного образования НИРО. Это, например, «Многообразие живых организмов», «Человек и его здоровье», «Молекулярная биология и генетика», «Эволюционное учение», «Основы цитологии», "Решение нестандартных задач по биологии" и др.
Учитывая обозначенные в действующем Федеральном компоненте образовательного стандарта и требования ФГОС к овладению учащимися широким спектром умений и способов деятельности, в перспективе в экзаменационной работе по биологии предполагается увеличить число заданий на выявление у школьников умений применять полученные знания в практике, быту, в новых нестандартных ситуациях, по проверке сформированных компетенций.
Положительные результаты могут быть достигнуты только при:
- серьезном выборе образовательными учреждениями и педагогами программного обеспечения по курсу биологии,
- использованию инновационных образовательных технологий, электронных учебных изданий,
- проведение дополнительных учебных занятий, дистанционного обучения, различных элективных, факультативных курсов и индивидуально-групповых занятий.
Аналитическая справка составлена на основе анализа результатов ЕГЭ по биологии в 2014 году по Нижегородской области выполненного председателем предметной комиссии,
к.п.н., доцент, зав. кафедрой ЕНО ГБОУ ДПО НИРО Е.В.Алексеевой.
Председатель РМО учителей биологии
Нижегородского района Веретенникова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ результатов ЕГЭ и ГИА в Можайском муниципальном районе
Результаты анализа результатов ЕГЭ и ГИА в можайском районе по математике в 2012 году...
Анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме выпускников 9 классов(2011-2012 учебный год) в МАОУ СОШ №147 города Челябинска
Предлагается анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме в 9 классах школы №147 города Челябинска, проводимого в рамках работы городского педагогического сообще...
Доклад на заседании районного методического объединения по теме "Анализ результатов единого государственного экзамена по химии в Республике Хакасия"
В докладе показано процентное соотношение результатов сдачи ЕГЭ по химии в 2010-2012 годах. Указан средний балл, общие результаты экзамена, динамика по максимальным тестовым баллам. Указаны лучшие обр...
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в образовательных учреждениях Октябрьского района Оренбургской области: проблемы, пути решения
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году. Результаты выполнения заданий части А,В,С.Пути решения проблемы....
Анализ результатов муниципального этапа Всероссийской Олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» учащихся Балезинского района
Всероссийская олимпиада школьников по предмету «физическая культура» – одна из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны. По своим масштабам и содержанию она практически не имее...
Анализ результатов ОГЭ по математике в 9 классе (Кингисеппский район).
Анализ результатов ОГЭ по математике....
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»
Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...