Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла
статья на тему
Материал содержит анализ методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год МБОУ ООШ с.Чля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_mo_uchiteley_estestvenno-matematicheskogo_tsikla.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла
В истекшем учебном году учителя МО работали над проблемой «Совершенствование профессиональной культуры учителя в условиях перехода к стандартам второго поколения через использование оптимальных приемов и методов, направленных на развитие индивидуальных способностей детей»
Цель МО: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в преподавании предметов естественно-математического цикла в соответствии с методической темой.
Были поставлены задачи:
1. Организовать работу по развитию личностно – творческих начал школьника и соотношению с современными требованиями обязательных минимумов содержания образования;
2. Организовать помощь учителям по внедрению в учебный процесс новых информационных и современных педагогических технологий
3. Организовать изучение и поэтапное внедрение федеральных государственных стандартов образования.
4. Способствовать развитию у учителей умений и навыков в творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.
5. Вести целенаправленную дифференцированную работу с отстающими и неуспевающими учащимися.
6. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам естественно-математического цикла, используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности учащихся и кружковую работу по предметам.
7. Организовать проведение и анализ мониторингов исследования по оценке качества образования по предметам естественно-математического цикла.
8. Совершенствовать систему самообразования учителей.
9. Активизировать деятельность членов педагогического коллектива в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, дистанционных олимпиадах.
10. Расширить ИКТ – компетентность учителей и учащихся.
11. Продолжить работу с одаренными учениками, уделить особое внимание развитию природных способностей, коммуникативных, научно- исследовательских компетентностей в ходе подготовки учащихся к городским олимпиадам.
12. Продолжить совершенствование системы работы педагогического коллектива школы по сохранению здоровья учащихся и обеспечению безопасности их жизнедеятельности.
Состав методического объединения:
- Назимкина Т.В. - руководитель методического объединения, учитель математики.
- Фурманов В.Н. – учитель физики.
- Лахмицкая Н.В. – учитель географии.
- Шевелёв С.Н. – учитель биологии и химии.
В течение учебного года методическим объединением были проведены заседания со следующей повесткой дня:
Тема заседания | Обсуждаемые вопросы | Сроки проведения | Ответственные | Результат |
Организационное заседание. Утверждение плана работы. |
| 4.09.14 | Назимкина Т.В. | Принятие плана работы ШМО на 2013-2014 учебный год Составление плана взаимопосещений уроков. Разработка рекомендаций учителям по проведению срезовых работ. |
Особенности организации урочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения через использование оптимальных приемов и методов |
| 6.11.14 | Назимкина Т.В. Лахмицкая Н.В Фурманов В. Н. | Разработка рекомендаций для повышения результативности срезовых работ. Разработка уроков с использованием ЭОР |
Система работы педагогов по активизации познавательного интереса на уроках |
| 9.01.15 | Назимкина Т.В. Лахмицкая Н.В Шевелёв С. Н. | Материал доклада по активизации познавательного интереса на уроках. Разработка рекомендаций для подготовки к ГИА. Разработка плана проведения предметной недели |
Подведение итогов проведения методической недели |
Доклад Назимкиной Т. В. «Развитие умений и навыков через разноуровневый подход на уроках математики с учётом особенностей поэтапного перехода на новые стандарты»
| 1.04.14 | Назимкина Т.В. | Материалы по результатам недели. Разработка рекомендаций для исправления основных ошибок в срезовых работах. Материалы по подготовке к ГИА |
Анализ работы методического объединения за год | 2. Подведение итогов работы за год | 31.05.14 | Назимкина Т.В. | Годовой отчет (таблицы, мониторинг деятельности учителей). Анализ работы за год. Предполагаемые темы для работы в новом учебном году (по результатам мониторинга) |
Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, что соответствует теме ШМО «Совершенствование профессиональной культуры учителя в условиях перехода к стандартам второго поколения через использование оптимальных приемов и методов, направленных на развитие индивидуальных способностей детей».
Каждое заседание МО вырабатывало рекомендации учителям, эти рекомендации были конкретны и своевременны, способствовали профессиональному росту учителей. В течение года каждый учитель работал над выбранной темой самообразования с целью совершенствования преподавания и повышения качества знаний, учащихся по предмету.
Темы по самообразованию
№ | ФИО учителя | Тема по самообразованию |
1 | Назимкина Т.В. | «Система подготовки к итоговой аттестации на уроках математики, реализующая разноуровневый подход и учет индивидуальных достижений обучающихся» |
2 | Фурманов В.Н. | «Развитие критического мышления на уроках физики» |
3 | Лахмицкая Н.В | «Использование ИКТ на уроках географии» |
4 | Шевелёв С.Н. | «Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии» |
Серьезным направлением работы МО является постоянное совершенствование педмастерства учительских кадров. В текущем учебном году Назимкина Т.В. приняла участие в районном семинаре «Обучение детей с ОВЗ, интегрированных в общественные классы с учётом ФГОС»; в районном семинаре «Проектирование современного урока на основе технологической карты. Самоанализ урока»; в районной научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога – залог обновления системы образования»; во Всероссийском вебинаре «Использование современных образовательных технологий при конструировании урока, направленного на реализацию ФГОС ОО».
В апреле на базе школы был проведён Назимкиной Т. В. и Умновой Л. Н.
семинар «Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий», который посетили все учителя ШМО.
.
Чтобы повысить качество образования учителя ШМО естественно-математического цикла планируют свою работу, изучают методическую литературу, обобщают опыт друг друга.
В рамках МО были посещены уроки:
Назимкина Т. В. посетила уроки: Фурманова В. Н. (физика 8 класс) «Двигатель внутреннего сгорания», Шевелёва С. Н. (природоведение 5 класс) «Землетрясения и вулканы», Шевелёва С. Н. (химия 8 класс) «Неметаллы», Реутовой Н. А. (математика 3 класс) «Многозначные числа», Реутовой Н. А. (математика 3, 4 классы) «Закрепление изученного материала»;
Лахмицкая Н. В. посетила уроки : Фурманова В. Н. (физика 8 класс) «Двигатель внутреннего сгорания», Назимкиной Т.В. (алгебра 8 класс), Назимкиной Т.В. (математика 6 класс), Шевелева С.Н (биология 6 класс)
Взаимопосещённые уроки анализировались на заседаниях ШМО и давались методические рекомендации учителям. Посещенные уроки и самоанализы учителей показали, что в своей работе учителя используют следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский, словесный (беседа, рассказ, лекция), наглядный (рисунки, таблицы, стенды, развертки геометрических тел и т. д.), различные методы контроля и самоконтроля.
Из форм организации учебно – познавательной деятельности используют: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.
Чтобы уроки действительно стали интересными учителя ШМО уходят по мере возможности от информацинно-практического метода к проблемно-поисковому. Поэтому педагоги применяют в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач; мотивация деятельности; организация обсуждений; сравнения, аналогия; предложения на выбор разноуровневых заданий; взаимопроверка; самостоятельное формулирование учащимися выводов или алгоритмов; использование всей наглядности, ИКТ.
В ходе обобщения практического опыта учителя методического объединения составили рекомендации для реализации повышения качества обучения:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.
Повышение качества обучения и развитие интереса к дисциплинам естественно-математического цикла – одни из основных задач ШМО. Поэтому в рамках решения этой проблемы в течение всего учебного года проводилась работа по разным направлениям.
В рамках школьной программы учителя вели следующую внеурочную деятельность:
№ п/п | ФИО | Название | Направление | Класс | Кол-во часов |
1 | Лахмицкая Н. В. | Элективный курс: «Занимательная география: Путешествие по странам и континентам» | Обще-интеллектуальное | 6 | 32 |
2 | Лахмицкая Н. В. | Внеурочная деятельность «Планета загадок» | Обще-интеллектуальное | 3-4 | 34 |
3 | Назимкина Т. В. | элективного курса в классе «Применение математики в повседневной жизни» | Практическое | 9 | 34 |
4 | Шевелёв С. Н. |
Особое внимание в своей работе учителя МО уделяли не только работе со слабыми учениками - проводились занятия по ликвидации выявленных пробелов в знаниях учащихся, но и работе сильными учениками. Главная особенность развития системы школьного образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету, дав ему все возможности для их развития. Целью работы учителей МО с мотивированными детьми является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их способностей, на применение методов в различных отраслях науки и технике. Учителя проводили индивидуальные еженедельные занятия с учащимися, нуждающимися в дополнительной подготовке по предмету, так и сильными по подготовке к олимпиадам.
Ниже представлены победители и призёры школьного этапа Всероссийской олимпиады
№ | ФИО | класс | предмет | результат | учитель |
1 | Таюрская Анастасия | 8 | математика | победитель | Назимкина Т. В. |
2 | Скобцова Светлана | 6 | география | победитель | Лахмицкая Н. В. |
3 | Монахова Наталья Андреевна | 8 | география | победитель | Лахмицкая Н. В. |
4 | Денисов Эдуард Викторович | 8 | биология | победитель | Шевелёв С. Н. |
Все победители и призеры школьного тура олимпиад были награждены дипломами.
Так же в этом учебном году Назимкина Т. В. участвовалпа в межрайонной олимпиаде «Педагогический марафон» (сертификат участника); была координатором Всероссийской олимпиады «ФГОС тест» (благодарность); участвовала в работе проекта для учителей «Инфоурок» (благодарность, сертификат о подготовке победителей Международной олимпиады).
Назимкина Т. В. участвовала с детьми в дистанционных конкурсах:
- во Всероссийском математическом конкурсе «Отличник»: диплом 1 степени – 1 учащийся, диплом 2 степени – 5 учащихся, диплом 3 степени – 3 учащихся, диплом участника –2 учащихся;
- во Всероссийской интернет-олимпиаде «Прояви себя»: 3 диплома участника;
- в международной дистанционной олимпиаде по математике «Инфоурок»: 2 диплома 1 степени;
- во Всероссийском конкурсе «ФГОС тест»: 8 сертификатов участников, 2 диплома 2 степени по региону, 2 диплома 1степени по региону.
Проводилась большая работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Учителем математики было проведено много дополнительных занятий, где решались задания из тестов по ГИА прошлых лет, проводились тренировочные занятия, как по отдельным темам, так и работе в целом, проводились диагностические и репетиционные работы, отрабатывались вычислительные навыки, дети были задействованы в решении демоверсий в Интернете, онлайн-тестов. Велась работа по психологической готовности учеников к ОГЭ (снижение уровня тревожности, развитие внимания, четкости мышления, повышение сопротивляемости стрессу), т.е. развитие навыков психических процессов, необходимых при сдаче ОГЭ.
Практически на каждом заседании МО в рамках подготовки к ГИА шел обмен опытом проведения уроков, учителя делились методикой работы со слабоуспевающими учащимися. В течение учебного года учителя отслеживали состояние и результативность процесса обучения, особое внимание обращали на выбор оптимальных методов и приемов обучения, на дифференциацию, на развитии навыков умственного труда. С мотивированными учащимися были проведены индивидуальные консультации по отработке решений сложной части задач. В апреле состоялся пробный экзамен по ГИА с целью ознакомления учащихся с процедурой экзамена.
Такая обширная работа по подготовке к ОГЭ дала следующие результаты:
ФИО | Оценка | |
Алгебра | Геометрия | |
Добрынин Владислав | 3 | 3 |
Ермохина Маргарита | 5 | 4 |
Тютин Николай | 3 | 3 |
Чернов Алексей | 4 | 4 |
Шибовская Елена | 3 | 3 |
Вывод: Уровень подготовки учащихся, получивших положительные оценки на экзаменах, соответствует требованиям образовательного Госстандарта. Экзаменационные оценки по предметам в основном совпадают с годовыми оценками.
Традиционным видом методической работы являются предметные недели. Неделя предметов естественно-математического цикла прошла с 9 по 14 февраля.
Все запланированные мероприятия состоялись:
- все классы выпустили газеты, учителя помогали с подбором материала;
5 класс – биология Шевелёв С. Н.
6 класс –география Лахмицкая Н. В.
8 класс – математика Назимкина Т. В.
- класс –физика Фурманов В. Н.
- педагоги составили задания к викторине, но в связи с тем, что не было сети интернет, учащиеся справились с ней не в полном объёме;
- всеми учителями были проведены словарные терминологические диктанты;
- Был проведён открытый урок учителем математики Назимкиной Т. В. в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»
- Подведение итогов предметной недели и игра «Турнир знатоков» состоялись14 февраля. Игру подготовила и провела Лахмицкая Н. В.
Можно считать проделанную учителями работу по проведению предметной неделе успешной. Но так как на неделе было много пропусков детей: был буран, дети болели простудными заболеваниями, в связи с чем меньшее количество учащихся приняло участие в запланированных мероприятиях, решено неделю предметов естественно-математического цикла со следующего года перенести на ноябрь.
Вывод.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что все учителя МО работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды; успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по предметам.
Наряду с положительными результатами в работе методического объединения отмечаются и проблемы. Это – невысокое качество знаний по математике и физике; недостаточная организация работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по географии, физике, химии – по этим предметам нет ни одного призёра и победителя.
Работа методического объединения учителей естественно-математического цикла признана удовлетворительной: цель и задачи, поставленные в начале 2012 – 2013 учебного года, частично выполнены. Внесены коррективы в методику подготовки к итоговой и промежуточной аттестации учащихся.
В связи с этим определены задачи на 2014 – 2015 учебный год:
- Улучшение работы по повышению качества обученности учащихся по предметам, мотивации учащихся к изучению математики, физики, биологии, химии.
- Совершенствование методики ведения уроков, применение современных технологии, ИКТ.
- Продолжение работы с учащимися, имеющими более высокую мотивацию к изучению математики, географии, физики, биологии, химии.
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов.
- Больше внимания уделять дифференцированному и личностно ориентированному подходу в обучении.
- Целенаправленно проводить работу с одаренными детьми
Руководитель ШМО: Назимкина Т. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2011-12 учебный год.
Анализ работы МО....
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №13 за 2012-2013 учебный год.
Анализ работыМО учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №13за 2012-2013 учебный год....
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2013-2014 уч год
Анализ работы,направления работы, вопросы, выносимые на заседания МО, мониторинг качества знаний,задачи на 2014-2015 уч. год...
Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год
В методической разработке содержится полный анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год....
АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2017-2018 учебного года.
Анализ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2017-2018 учебного года в МКОУ "СОШ№26 г.о.Нальчик"...
АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за II четверть 2017-2018 учебного года.
АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за II четверть 2017-2018 учебного года в "МКОУ СОШ№26 г.о.Нальчик"...
АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2018-2019 учебного года.
Анализ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2018-2019 учебного года в МКОУ "СОШ№26 г.о.Нальчик"...