Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла
статья на тему

Назимкина Татьяна Владимировна

Материал содержит анализ методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год МБОУ ООШ с.Чля

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла

В истекшем учебном году учителя МО работали над проблемой «Совершенствование профессиональной культуры учителя в  условиях перехода к стандартам второго поколения через использование оптимальных приемов и методов, направленных на развитие индивидуальных способностей детей»

Цель МО: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в преподавании предметов естественно-математического цикла в соответствии с методической темой.

Были поставлены задачи:

1. Организовать работу по развитию личностно – творческих начал школьника  и соотношению с современными требованиями обязательных минимумов содержания образования;

2.  Организовать помощь учителям по внедрению в учебный процесс новых информационных и современных педагогических технологий

3. Организовать изучение и поэтапное внедрение федеральных государственных стандартов образования.

4.  Способствовать развитию у учителей умений и навыков в творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.

5. Вести целенаправленную дифференцированную работу с отстающими и неуспевающими учащимися.

6. Повышать качество образования и развивать интерес к дисциплинам естественно-математического цикла, используя деятельностный подход в обучении, организацию проектной деятельности учащихся и кружковую работу по предметам.

 7. Организовать проведение и анализ мониторингов исследования по оценке качества образования по предметам естественно-математического цикла.

8. Совершенствовать систему самообразования учителей.

9. Активизировать деятельность членов педагогического коллектива в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, дистанционных олимпиадах.

10.  Расширить ИКТ – компетентность учителей и учащихся.

11. Продолжить работу с одаренными учениками, уделить особое внимание развитию природных способностей, коммуникативных, научно- исследовательских компетентностей в ходе подготовки учащихся к городским олимпиадам.

12. Продолжить совершенствование системы работы педагогического коллектива школы по сохранению здоровья учащихся и обеспечению безопасности их жизнедеятельности.

Состав методического объединения:

  1. Назимкина Т.В. -  руководитель методического объединения, учитель математики.
  2. Фурманов В.Н. – учитель физики.
  3. Лахмицкая Н.В.  – учитель географии.
  4. Шевелёв С.Н. – учитель биологии и химии.

В течение учебного года методическим объединением были  проведены заседания со следующей повесткой дня:

Тема заседания

Обсуждаемые вопросы

Сроки проведения

Ответственные

Результат

Организационное заседание. Утверждение плана работы.

  1. Анализ работы ШМО за 2013-2014 учебный год.
  2. Обсуждение темы работы МО на 2014-2015 учебный год, цели и задач.
  3. План работы ШМО на 2014-2015 учебный год.
  4. Доклад Назимкиной Т. В. «Особенности организации учебного процесса в рамках ФГОС».
  1. О результатах экзаменов (алгебра ГИА).
  2. О проведении нулевого среза.
  3. Организация взаимопосещений уроков членами МО
  4. Изучение новинок методической литературы.

4.09.14

Назимкина Т.В.

Принятие плана работы ШМО на 2013-2014 учебный год Составление плана взаимопосещений уроков. Разработка рекомендаций учителям по проведению срезовых работ.

Особенности организации урочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения через использование оптимальных приемов и методов 

  1. Итоги за 1 четверть и задачи на 2 четверть, прохождение учебного материала.
  2. О проведении и результатах нулевого среза.
  3. Доклад Лахмицкой Н. В. «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии».
  4. Отчёт по самообразованию Фурманова В. Н.
  5. Обмен опытом по организации итогового повторения для подготовки к экзаменам в 9 классе
  6. Изучение новинок методической литературы.

        

6.11.14

Назимкина Т.В.

Лахмицкая Н.В

Фурманов В. Н.

Разработка рекомендаций для повышения результативности срезовых работ. Разработка уроков с использованием ЭОР 

Система работы педагогов по активизации познавательного интереса на уроках 

  1. Итоги работы за 1 полугодие, выполнение программ, успеваемость, качество знаний, степень обученности.
  2. Доклад Шевелёва С. Н. «Формирование познавательного                          интереса на уроках биологии».
  3. Отчёты по самообразованию Назимкиной Т.В. и Лахмицкой Н. В.  
  4. Анализ работы учителей по подготовке к ГИА
  5. О проведении недели предметов естественно-математического цикла.
  6. Изучение новинок методической литературы.

9.01.15

Назимкина Т.В.

Лахмицкая Н.В

Шевелёв С. Н.

Материал доклада по активизации познавательного интереса на уроках. Разработка рекомендаций для подготовки к ГИА.

Разработка плана проведения предметной недели

Подведение итогов проведения методической недели

  1. Итоги работы за 3 четверть.
  2. О проведении и результатах промежуточных срезовых работ.
  3. Анализ проведения предметной недели.

Доклад Назимкиной Т. В. «Развитие умений и навыков через разноуровневый подход на уроках математики с учётом особенностей поэтапного перехода на новые стандарты»

  1. Информация учителей-предметников о ходе подготовки к экзаменам.
  2. Отчёт по самообразованию Лахмицкой Н. В. и Назимкиной Т. В.
  3. Изучение новинок методической литературы.

1.04.14

Назимкина Т.В.

Материалы по результатам недели. Разработка рекомендаций для исправления основных ошибок в срезовых работах.

Материалы по подготовке к ГИА

Анализ работы методического объединения за год

2. Подведение итогов работы за год

31.05.14

Назимкина Т.В.

Годовой отчет (таблицы, мониторинг деятельности учителей). Анализ работы за год. Предполагаемые темы для работы в новом учебном году (по результатам мониторинга)

       

             Все вопросы, рассмотренные на заседаниях МО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, что соответствует теме ШМО «Совершенствование профессиональной культуры учителя в  условиях перехода к стандартам второго поколения через использование оптимальных приемов и методов, направленных на развитие индивидуальных способностей детей».

 

             Каждое заседание МО вырабатывало рекомендации учителям,  эти рекомендации были конкретны и своевременны, способствовали профессиональному росту учителей. В течение  года каждый учитель работал над выбранной темой самообразования с целью совершенствования преподавания и повышения качества знаний, учащихся по предмету. 

Темы по самообразованию

ФИО учителя

Тема по самообразованию

1

Назимкина Т.В.

«Система подготовки к итоговой аттестации на уроках математики, реализующая разноуровневый подход и учет индивидуальных достижений  обучающихся»

2

Фурманов В.Н.

«Развитие критического мышления на уроках физики»

3

Лахмицкая Н.В

 «Использование ИКТ на уроках географии»

4

Шевелёв С.Н.

«Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     

Серьезным направлением работы МО является постоянное совершенствование педмастерства учительских кадров. В текущем учебном году Назимкина Т.В. приняла участие в районном семинаре «Обучение детей с ОВЗ, интегрированных в общественные классы с учётом ФГОС»; в районном семинаре «Проектирование современного урока на основе технологической карты. Самоанализ урока»; в районной научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога – залог обновления системы образования»; во Всероссийском вебинаре «Использование современных образовательных технологий при конструировании урока, направленного на реализацию ФГОС ОО».

В апреле на базе школы был проведён Назимкиной Т. В. и Умновой Л. Н.

семинар «Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий», который посетили все учителя ШМО.

.

 Чтобы повысить качество образования учителя ШМО естественно-математического цикла планируют свою работу, изучают методическую литературу, обобщают опыт друг друга.

В рамках МО были посещены уроки:

Назимкина Т. В. посетила уроки: Фурманова В. Н. (физика 8 класс) «Двигатель внутреннего сгорания», Шевелёва С. Н. (природоведение 5 класс) «Землетрясения и вулканы», Шевелёва С. Н. (химия 8 класс) «Неметаллы», Реутовой Н. А. (математика 3 класс) «Многозначные числа», Реутовой Н. А. (математика 3, 4 классы) «Закрепление изученного материала»;

Лахмицкая Н. В. посетила уроки : Фурманова В. Н. (физика 8 класс) «Двигатель внутреннего сгорания», Назимкиной Т.В. (алгебра 8 класс), Назимкиной Т.В. (математика 6 класс), Шевелева С.Н (биология 6 класс)

Взаимопосещённые уроки анализировались на заседаниях ШМО и давались методические рекомендации учителям. Посещенные уроки и самоанализы учителей показали, что в своей работе учителя используют следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, исследовательский, словесный (беседа, рассказ, лекция), наглядный (рисунки, таблицы, стенды, развертки геометрических тел и т. д.), различные методы контроля и самоконтроля.

Из форм организации учебно – познавательной деятельности используют: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.

Чтобы уроки действительно стали интересными учителя ШМО уходят по мере возможности от информацинно-практического метода к проблемно-поисковому. Поэтому педагоги применяют в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач; мотивация деятельности; организация обсуждений;  сравнения, аналогия; предложения на выбор разноуровневых заданий; взаимопроверка; самостоятельное формулирование учащимися выводов или алгоритмов; использование всей наглядности, ИКТ.

В ходе обобщения практического опыта учителя методического объединения составили рекомендации для реализации повышения качества обучения:
1. Личностно-ориентированный подход.
2. Создание ситуации успеха.
3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.
4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.
5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.
6. Вовлекать родителей в учебный процесс.
7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.
8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной
деятельности.
9. Обучение через диалог.
10. Обучение через интерес.
11. Психологическое единство с классом.
12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.
13. Мотивация познавательной деятельности.
14. Дифференциация заданий.
15.Разнообразие форм организации учебного процесса.
16. Использование психолого-педагогических характеристик учащихся.

Повышение качества обучения и развитие интереса к дисциплинам естественно-математического цикла – одни из основных задач ШМО. Поэтому в рамках решения этой проблемы в течение всего учебного года проводилась работа по разным направлениям.

        В рамках школьной программы учителя вели следующую внеурочную деятельность:

п/п

ФИО

Название

Направление

Класс

Кол-во часов

1

Лахмицкая Н. В.

Элективный курс: «Занимательная география: Путешествие по странам и континентам»

Обще-интеллектуальное

6

32

2

Лахмицкая Н. В.

Внеурочная деятельность «Планета загадок»

Обще-интеллектуальное

3-4

34

3

Назимкина Т. В.

элективного курса в  классе «Применение математики в повседневной жизни»

Практическое

9

34

4

Шевелёв С. Н.

Особое внимание в своей работе учителя МО уделяли не только работе со слабыми учениками -  проводились занятия по ликвидации выявленных пробелов в знаниях учащихся, но и работе сильными учениками. Главная особенность развития системы школьного образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету, дав ему все возможности для их развития. Целью работы учителей МО с мотивированными детьми является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их способностей, на применение методов в различных отраслях науки и технике. Учителя проводили индивидуальные еженедельные занятия с учащимися, нуждающимися в дополнительной подготовке по предмету, так и сильными по подготовке к олимпиадам.

Ниже представлены победители и призёры школьного этапа Всероссийской олимпиады

ФИО

класс

предмет

результат

учитель

1

Таюрская Анастасия

8

математика

победитель

Назимкина Т. В.

2

Скобцова Светлана

6

география

победитель

Лахмицкая Н. В.

3

Монахова Наталья Андреевна

8

география

победитель

Лахмицкая Н. В.

4

Денисов  Эдуард

 Викторович

8

биология

победитель

Шевелёв С. Н.

Все победители и призеры школьного тура олимпиад были награждены дипломами.

Так же в этом учебном году Назимкина Т. В. участвовалпа в межрайонной олимпиаде «Педагогический марафон» (сертификат участника); была координатором Всероссийской олимпиады «ФГОС тест» (благодарность); участвовала в работе проекта для учителей «Инфоурок» (благодарность, сертификат о подготовке победителей Международной олимпиады).

Назимкина Т. В. участвовала с детьми в дистанционных конкурсах:

- во Всероссийском математическом конкурсе «Отличник»: диплом 1 степени – 1 учащийся, диплом 2 степени – 5 учащихся, диплом 3 степени –  3 учащихся, диплом участника –2 учащихся;

- во Всероссийской интернет-олимпиаде «Прояви себя»: 3 диплома участника;

- в международной дистанционной олимпиаде по математике «Инфоурок»: 2 диплома 1 степени;

-  во Всероссийском конкурсе «ФГОС тест»: 8 сертификатов участников, 2 диплома 2 степени по региону, 2 диплома 1степени по региону.

      Проводилась большая работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Учителем математики было проведено много дополнительных занятий, где решались задания из тестов по ГИА прошлых лет, проводились тренировочные занятия, как по отдельным темам, так и работе в целом, проводились диагностические и репетиционные работы, отрабатывались вычислительные навыки, дети были задействованы в решении демоверсий в Интернете, онлайн-тестов. Велась работа по психологической готовности учеников к ОГЭ (снижение уровня тревожности, развитие внимания,  четкости мышления, повышение сопротивляемости стрессу), т.е. развитие навыков психических процессов, необходимых при сдаче ОГЭ.

      Практически на каждом заседании МО в рамках подготовки к ГИА шел обмен опытом проведения уроков, учителя делились методикой работы со слабоуспевающими учащимися. В течение учебного года учителя отслеживали состояние и результативность процесса обучения, особое внимание обращали на выбор оптимальных методов и приемов обучения, на дифференциацию, на развитии навыков умственного труда. С мотивированными учащимися были проведены индивидуальные консультации по отработке решений сложной части задач. В апреле состоялся пробный экзамен по ГИА с целью ознакомления учащихся с процедурой экзамена.

Такая обширная работа по подготовке к ОГЭ дала следующие результаты:

ФИО

Оценка

Алгебра

Геометрия

Добрынин Владислав

3

3

Ермохина Маргарита

5

4

Тютин Николай

3

3

Чернов Алексей

4

4

Шибовская Елена

3

3

Вывод: Уровень подготовки учащихся, получивших положительные оценки на экзаменах, соответствует требованиям образовательного Госстандарта. Экзаменационные оценки по предметам в основном совпадают с годовыми оценками.

Традиционным видом методической работы являются предметные недели. Неделя предметов естественно-математического цикла прошла с 9 по 14 февраля.

Все запланированные мероприятия состоялись:

  1. все классы выпустили газеты, учителя помогали с подбором материала;  

      5 класс – биология         Шевелёв С. Н.

6 класс –география                             Лахмицкая Н. В.  

8 класс – математика                          Назимкина Т. В.

  1. класс –физика                                Фурманов В. Н.

  1. педагоги составили задания к викторине, но в связи с тем, что не было сети интернет, учащиеся справились с ней не в полном объёме;
  2. всеми учителями были проведены словарные терминологические диктанты;
  3. Был проведён открытый урок учителем математики Назимкиной Т. В. в 6 классе по теме «Сложение чисел с разными знаками»
  4. Подведение итогов предметной недели и игра «Турнир знатоков» состоялись14 февраля. Игру подготовила и провела Лахмицкая Н. В.

Можно считать проделанную учителями работу по проведению предметной неделе успешной. Но так как на неделе было много пропусков детей: был буран, дети болели простудными заболеваниями, в связи с чем меньшее количество учащихся приняло участие в запланированных мероприятиях, решено неделю предметов естественно-математического цикла со следующего года перенести на ноябрь.

Вывод.

Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что все учителя МО  работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды; успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по предметам.

Наряду с положительными результатами в работе методического объединения отмечаются и проблемы. Это – невысокое качество знаний по математике и физике; недостаточная организация работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по географии, физике, химии – по этим предметам нет ни одного призёра и победителя.

Работа методического объединения учителей естественно-математического    цикла признана удовлетворительной: цель и задачи, поставленные в начале 2012 – 2013 учебного года, частично выполнены. Внесены коррективы в методику подготовки к итоговой и промежуточной аттестации учащихся.

В связи с этим определены задачи на 2014 – 2015 учебный год:

  • Улучшение работы по повышению качества обученности учащихся по предметам, мотивации учащихся к изучению математики, физики, биологии, химии. 
  • Совершенствование методики ведения уроков, применение современных технологии, ИКТ.
  • Продолжение работы с учащимися, имеющими более высокую мотивацию к изучению математики, географии, физики, биологии,  химии.
  • Совершенствование профессионального мастерства педагогов.
  • Больше внимания уделять дифференцированному и личностно               ориентированному подходу в обучении.
  • Целенаправленно проводить работу с одаренными детьми

Руководитель ШМО: Назимкина Т. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №13 за 2012-2013 учебный год.

Анализ работыМО учителей естественно-математического цикла МОУ СОШ №13за  2012-2013 учебный год....

Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2013-2014 уч год

Анализ работы,направления работы, вопросы, выносимые на заседания МО, мониторинг качества знаний,задачи на 2014-2015 уч. год...

Анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год

В методической разработке содержится полный анализ работы МО учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год....

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2017-2018 учебного года.

Анализ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2017-2018 учебного года в МКОУ "СОШ№26 г.о.Нальчик"...

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за II четверть 2017-2018 учебного года.

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за II четверть 2017-2018 учебного года в "МКОУ СОШ№26 г.о.Нальчик"...

АНАЛИЗ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2018-2019 учебного года.

Анализ работы МО учителей естественно- математического цикла за I четверть 2018-2019 учебного года в МКОУ "СОШ№26 г.о.Нальчик"...