Профессиональная компетентность
учебно-методический материал на тему

Феоктистова Людмила Николаевна

Доклад и 2е презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profes._kompet.doc138 КБ
Office presentation icon psihologich._issled.ppt974 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

24.03.2011

Заместитель директора  по УВР ГОУ школы-интерната №31 ФЕОКТИСТОВА Л.Н.

ГОУ школа-интернат №31    ВОУО ДО г. МОСКВА


 

     В период интенсивных преобразований, происходящих сегодня в обществе, переосмысления ценностей и смыслов образования нельзя потерять понимание главного: какими должны быть педагогическая деятельность и сам педагог. (3)

     Президент  Российской  Федерации   Дмитрий   Анатольевич   Медведев

в  национальной    образовательной   инициативе   «Наша новая школа»

 сформулировал требования к современной школе.
     Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
     Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
     У выпускника современной школы с особыми возможностями здоровья,  должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Для наших детей это наисложнейшая задача, так как им приходится конкурировать не только с ровесниками, но и с выпускниками, имеющими гораздо большие возможности.

     Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

     Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

      Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
    Происходящие в социуме изменения ставят  ребёнка с особыми возможностями здоровья перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. (4)

Современная школа —  школа правильно организованного взросления любого ребенка.

      Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. (5)

             В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

   Итак, что же следует понимать под компетентностью? Обратимся к базовому определению, приведённому в словаре иностранных слов. Компетентность:  знания, сведения в определённой области. Компетентный: знающий, сведущий в определённой области.  (6)

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, которое обеспечивает востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

Современное образование всё чаще сталкивается с феноменом «индустриализации» внутри себя, эффекта педагогического «выгорания»

*                   И можно наблюдать не соцветие, а череду однообразных уроков.

*                   Не открытие мира, а складирование информации.

*                   Не предвкушение радости общения педагога и ребёнка, а обязательное пребывание в образовательном процессе в рамках утверждённых программ и стандартов.

В современном обществе на первый план выступает деление людей на:           Компетентных и  —  Некомпетентных, а значит способных и неспособных выполнять профессиональные обязанности на продуктивном творческом уровне.

В программах развития образования любого уровня (Федеральном, региональном, муниципальном, ОУ), в качестве ключевого направления обозначено - совершенствование профессиональной компетентности педагога.  (7)

 .        Компетентность- это способность человека реализовывать свои замыслы в условиях многофакторного информационного пространства.

·         Компетентность- это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

·          Компетентность- это системное свойство круга понятий и действий, отражающих реальный объект и позволяющих субъекту эффективно взаимодействовать с ним в определённых контекстах.

·         Компетентность- это эффективное действие личности в конкретной ситуации, адекватное своему внутреннему миру (знания, чувства) и внешнему миру (социальные нормы и условия конкретных ситуаций).

·         Компетентность- это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.

·         Компетентность- это мера продуктивности и эффективности деятельности конкретного человека в той или иной сфере.

·         Компетентность- это мера включённости человека в деятельность.

Профессиональные компетентности учителя способствуют его эффективному ориентированию в различных сферах жизни, и подвигает его к продуктивному действию. (8)

·                                В познавательно-информационной сфере:

—                  Ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;

—                  Создавать личностно- значимые продукты познавательной деятельности.

             В социальной сфере:

—                  Усваивать нормы способы и средства социального взаимодействия;

—                  Ориентироваться на рынке труда и эффективно действовать в процессе трудовой деятельности.

            В коммуникативной сфере:

—                  Формировать готовность и способность понимать другого  человека, эффективно строить взаимодействие с людьми.

          В сфере личностного самоопределения:

—                  Формировать опыт самопознания, осмысления своего места в мире;

—                  Выбор ценностных, целевых, смысловых установок для собственных действий. (9)

В педагогическую компетентность входят:

  • Методическая   компетентность;
  • Коммуникативная  компетентность;
  • Образовательная  компетентность;
  • Исследовательская  компетентность;
  • Управленческая  компетентность.

Профессиональная компетентность определяет готовность современного учителя трудиться в условиях модернизации Российского образования, способность быть не только транслятором учебной информации, но деятелем, организатором, диагностом, коммуникатором, методистом. (10)

      Готовы ли педагоги нашей школы к самопознанию?  Этим вопросом    

 Вопросом заинтересовалась администрация и педагоги школы.

            Результаты, которые удалось проанализировать, показались нам интересными.

  Потенциал наших детей достаточно велик, а возможности ограничены и у всех они ограничены по-разному.  Мы задались вопросом, как сделать, так, чтобы каждому ученику, было возможным проявить себя в школе, быть значимым и успешным, чтобы школа и необходимое образование не казалось скучным и однообразным.

         Сегодня мы постараемся  ответить на следующие вопросы:
• Как понимается профессиональная компетентность в нашем образовательном учреждении?
• О каких выводах можно говорить по данным школьного мониторинга уровня профессиональной компетентности учителей?
• Какие противоречия обозначила проведённая работа?
• Каковы дальнейшие перспективы повышения  уровня  профессионализма педагогов школы?

.  Каковы механизмы развития профессиональной компетенции педагога?

  Данная работа необходима, чтобы найти резервы  и понять причины существующих профессиональных проблем.

 Администрацией и психологом было подготовлено и проведено анкетирование  педагогического коллектива с целью выявления «барьеров» педагогической деятельности. Результаты заставили нас серьезно задуматься и выйти на открытый диалог с Вами - педагогами школы. (11)

   Нам было не понятно, почему люди, имеющие достаточно большой опыт профессиональной деятельности, отрицательно относятся к карьерному росту 80% педагогов (они боятся брать на себя повышенную ответственность?).  И только 20% педагогов положительно относятся к карьерному росту. 36% ссылаются на нехватку времени для повышения профессионального мастерства. 43% учителей испытывают неуверенность в своих силах, но при этом 70% преподавателей, говорят о том, что возникающие препятствия стимулируют их активность.

    Проанализировав полученные результаты, мы обнаружили, что педагоги испытывают тревогу, и не умеют всесторонне  себя оценить, как профессионала и личность, что не может не отразиться на подходе к образовательной деятельности и профессиональной компетенции.  (12)

Анализ «барьеров» педагогического развития коллектива:

60% - активное саморазвитие

40% - саморазвитие зависящее от условий

0% - остановившиеся саморазвитие

Стимулирующими факторами педагоги школы определили:

-занятие самообразованием;

-влияние коллег;

-интерес к работе;

-возникающие препятствия;

-новизна деятельности, возможность экспериментировать

Препятствующими  факторами стали следующие: (13)

-собственная инерция;

-недостаток времени;

-эмоциональное выгорание;

-не сложившаяся система

 саморазвития;

Системой мер для преодоления «барьеров» педагогического развития, по мнению педагогов школы:   (14)

-работа методических объединений;

-организация труда;

-обучение на курсах повышения квалификации;

-доверие;

-пример руководителей;

-возрастающая ответственность;

-пример и влияние коллег.

 Для более глубокого анализа и понимания,  был проведен мониторинг образовательной деятельности по подразделениям, анкетирование учеников и их родителей.   (15)

   Для определения авторитета учителя среди родителей и учеников  в нашей школе были использованы такие педагогические методики: “Педагог глазами ученика”. Для этого обучающимся разных классов были предложен один вопрос: «Какие качества в личности педагога для вас являются наиболее важными? (одобрение, поддержка, корректное поведение).

Среди наиболее распространенных ответов учеников были названы такие качества, как:

1.     Отзывчивость                                                         

2.     Отношение к ученику как личности

3.     Знание своего предмета

4.     Умение доступно донести информацию до ученика

5.     Чувство юмора

6.     Доброта.                                                                                                                

     Более значимым для детей с ограниченными возможностями в здоровье  является способность преподавателя одобрить, поддержать учеников в процессе преодоления трудностей, одарить радостью и оптимизмом.

    На начало года, по мнению наших учеников, главным и определяющим качеством педагога считалась – ОТЗЫВЧИВОСТЬ, на втором месте ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИКУ КАК К ЛИЧНОСТИ, и только на третьем ЗНАНИЕ СВОЕГО ПРЕДМЕТА.   (16) 

  На конец года, то есть на настоящий момент ситуация несколько изменилась, и это благодаря резкому скачку самосознания старшеклассников, которые выходят в жизнь и готовятся к первым в своей жизни серьезным испытаниям – экзаменам. На первом месте - Умение поддержать, то есть все же отношение к ученику, на втором месте – Профессионализм, а на третьем - Умение слышать ученика, многие обучающиеся говорили, что хотели бы, быть услышанными своими учителями, иметь возможность высказаться до конца.  (17)

    На вопрос: «Какие качества я ценю в педагоге?» мнения разделились между учащимися 5-8 классов и 9-12 классов, в совокупности 100% складывается из мнения обоих групп. Начальная и вспомогательная школа, в опросе не участвовали. Итак: умение поддержать является наиболее значимым для обучающихся 5-8 классов, а вот профессионализм, для ребят 9-12 классов, умение слышать и другие качества, так же являются более значимыми, учеников 5-8 классов, тогда, как старшеклассники, концентрируют свое внимание на себе и умении учителя преподавать свой предмет, знание этого предмета и его глубину.

Мне кажется, что педагоги  старшей школы задумаются над этими результатами и обратят свое внимание  внутрь себя,  попытаются ответить себе на вопрос: «Какой я педагог, учитель, человек?»

   Я думаю, что вы согласитесь с выводом: человек, способный быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, вправе рассчитывать на признание его компетентным человеком, педагогом, личностью.  Решение поставленных нами вопросов поможет осознать  сильные и слабые стороны обучения, воспитания детей с проблемами в здоровье и профессионального уровня учителя,  полностью реализовать свой творческий потенциал, расширить горизонты, как для учеников, так и для преподавательского состава школы.

   Давайте остановимся на основном вопросе нашего педсовета: Каковы механизмы профессиональной компетенции педагога? (18)

Механизмы развития профессиональной компетенции педагога.

  • Самообразование и саморазвитие;
  • Освоение культуры педагогического общения;
  • Повышение квалификации;
  • Работа в творческих группах и организация творческих групп;
  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций, работа в МО, педсоветах, семинарах конференциях;
  • Проведение и участие в различных Мастер-классах и открытых мероприятиях;
  • Внедрение изученного и приобретенного опыта в свою работу.

(19)  Самообразование.

ВСЕГДА И ВСЕМУ УЧИТЕСЬ САМИ.

Задача: научиться правильно, мыслить и целенаправленно действовать.

      Углубление научных знаний: (научная мысль непрерывно развивается, и учитель вынужден самостоятельно осваивать новое содержание различных областей знаний).

  Учителю необходимо постоянное повышение психолого- педагогического уровня: (педагогика и психология постоянно развиваются, появляются новые технологии, модернизируются используемые).

   Повышение научно- методического :учитель нуждается в овладении новыми методическими знаниями, в приобретении нового опыта). (20)

Направления самообразования

  • Профессиональное (предмет преподавания);
  • Психолого-педагогическое и психологическое;
  • Методическое;
  • Эстетическое;
  • В области ИКТ- технологий;
  • Политическое;
  • Языковое.   

     Овладение культурой речи, умением себя подать важная часть педагогической компетенции и педагогической культуры. Речь и внешность учителя это инструмент его  профессиональной деятельности. Он должен в совершенстве владеть терминологией преподаваемой науки, быть выразительным, техничным, привлекательным, артистичным, современным.

Задача: научиться развивать самого себя в дальнейшей жизни.   (21)

Саморазвитие

Всё большее внимание получает та часть спектра свойств личности, в которую входят:

  • самостоятельность,
  • коммуникативность,
  • потребность в реализации,
  • способность быстро и бесконечно приспосабливаться к различным

                 ситуациям,

  • потребность в  саморазвитии.

Самоконтроль и самооценка   (22)

     Формирование критичности, рефлексивности и способности к самоконтролю и самооценки в ходе решения конкретных задач становится одним из главных ориентиров в работе учителя. Если педагог сам не обладает данным набором качеств, то как он сможет их развивать в своем ученике, а ученик, не обладая этими качествами, не сможет усваивать, перерабатывать и преобразовывать изученный материал, уже самостоятельно ставить и решать учебные задачи.    

    Развитие способности контролировать свои действия, т.е. правильность следования алгоритму, и оценивать полученный результат.

    Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Оценка – процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

Самооценка – как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.

Основные функции самооценки:  (23)

- констатирующая – на основе самоконтроля (что  я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

    Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле ,  саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

    Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

   Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

   Формированию у ученика  критического отношения к полученным результатам, составлению верного представления об уровне своих возможностей, более точному соотношению оценки и самооценки,  поможет исключить взаимонепонимания между учителем и обучающимся.

Особое внимание нужно уделять работе по воспитанию у самого себя, а затем уже и у своих учеников реалистического уровня притязаний, навыкам самоконтроля и самооценки.

Освоение культуры педагогического общения  (24)

    Чаще всего под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность и умение выйти из конфликтной ситуации.

Не стоит упускать из виду и профессиональную направленность личности педагога. К ней относят:

  • интерес и любовь к детям;
  • увлеченность педагогической деятельностью;
  • дисциплинированность;
  • психолого-педагогическую зрелость и наблюдательность;
  • педагогический такт;
  • педагогический оптимизм;
  • педагогическое воображение;
  • организаторские способности.

   Освоение культуры педагогического общения неотъемлемая часть педагогической компетенции (педагог - учитель и воспитатель в одном лице). Его общение всегда «на виду» и обсуждаемо всеми.   

Повышение квалификации    (25)

     Педагогическая деятельность —  процесс  постоянного  творчества.  Но  в

отличие  от  творчества  в  других  сферах   (наука,   техника,   искусство)

творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного  нового,

оригинального, поскольку его продуктом всегда  остается  развитие  личности.

   Творчество приходит  только  тогда  и  только  к тем, для кого характерно ценностное  отношение  к  труду,  кто  стремится  к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению  опыта

как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. Труд обеспечивает профессиональное развитие педагогов, помогает им самореализовываться, предоставляет возможность самосовершенствоваться.

Отсюда  и  необходимость   в   самоанализе   собственной  деятельности:

- правильность постановки целей, их "перевода" в  конкретные  задачи  и

адекватность комплекса решавшихся  задач  исходным  условиям;

 - соответствие  содержания  деятельности  воспитанников   поставленным

задачам;

- эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической

деятельности;

 - соответствие   применявшихся   организационных   форм    возрастным

особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;

- причины успехов и неудач, ошибок  и  затруднений,  в  ходе  реализации

поставленных задач обучения и воспитания;

- опыт  своей  деятельности  в  его  целостности  и  соотнесенности  с

выработанными наукой критериями и рекомендациями.

 Сделав правильные выводы, учитель идет учиться, руководствуясь лозунгом: «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»  А.С. Макаренко. Это может быть:

  • Обучение на курсах ИПК, ОМЦ и др.
  • Обучение в МО и педмастерских.
  • Участие в различных конкурсах и фестивалях.
  • Изучение опыта работы коллег.
  • Творческие отчеты.
  • Изучение специальной педагогической литературы и периодической печати.
  • Развитие института наставничества.

В настоящие время на курсах ПК при различных образовательных центрах обучается 71% педагогов нашей школы, наставниками являются 18% учителей с высшей квалификационной категорией.

       Решение проблемы качества образования школы – это не только государственная задача, но и учительская миссия.

          Для этого педагогу просто необходимо постоянное формирование профессионально значимых умений и навыков тех, которые влияют на управление учебно-воспитательным процессом, на успех педагогической деятельности. Помогают составлять программы, планировать уроки, доступно, но научно излагать материал,  писать рефераты, выполнять проекты и т.д.

  Работа в творческих группах и организация творческих групп  (26)

      Развитие  у педагогов способностей работать в коллективе (команде) основа эффективности образовательного процесса и зависит  она от того, насколько каждый педагог заинтересован в результативности труда партнёров. т.к. несколько учителей одновременно имеют дело с одними и теми же учениками.  Поэтому в нашей школе  учителя стали создавать творческие группы, где работают по созданию коллективных интегрированных проектов, формируют межпредметные связи и ведут исследовательскую работу.   (27)

    Освоение корпоративных норм поведения  необходима современному педагогу, поскольку деятельность учителя - объект интереса множества людей и организаций (общественных, медицинских, правоохранительных, СМИ), родителей. Учитель воздействует на внутренний мир, он - источник психолого- педагогического влияния. Уже само его поведение  является средством воспитания, и на стиль его поведения реагируют окружающие.

Сухомлинский В.А. писал   - “Умей чувствовать рядом с собой человека,  умей  понимать  его душу видеть в его глазах сложный духовный мир”. Для того чтобы эффективно работать с детским коллективом, осуществлять деятельность и взаимодействие внутри группы учащихся, например при создании проекта, учителям необходимо самим научиться работать в коллективе и группе, слушать и слышать не только себя, но и партнера.    (28)

 

   Проектировочная компетентность - это ведущая составляющая профессиональной компетентности педагога.

Современный, успешный учитель должен владеть технологиями:

  • проектирования своей деятельности;
  • проектирования учебного процесса;
  • индивидуального развития учащихся;
  • проектирования инновационного учебного плана, рабочей учебной  

               программы учебного курса и т.д.

    К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся: проектные часы, проектные сессии, проектные недели, конкурсы проектов и прочие. Проектность должна пронизывать всю жизнь современной школы, включая управление школой и тип отношений между субъектами образования. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и другие.

Роль учителя в проектной деятельности крайне важна это:   (29)

  •  Учитель Энтузиаст
  • Учитель Специалист
  • Учитель Консультант
  • Учитель Руководитель
  • Учитель Координатор
  • Учитель Эксперт

   Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса.

     Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций, работа в МО, педсоветах, семинарах конференциях, а также проведение и участие в различных Мастер-классах и открытых мероприятиях является  важной частью по развитию педагогической компетенции и  каждое МО решает эту работу по своим направлениям.  

    За прошлый год проведено 72 мероприятия, дети стали участникам  всевозможных конкурсов, фестивалей, спартакиад. Приняли участие в марафонах, олимпиадах, турнирах, как на школьном, городском, окружном, всероссийском уровнях.  В этом году педагоги школы имеют публикации в сборнике материалов  ОМЦ ВОУО ДО г. Москвы, с подборками опыта работ, проведен мастер-класс, окружной фестиваль, готовится окружной семинар на базе нашей школы.

   Современное обучение является средством расширения возможностей сотрудничества учителя и ученика и создания совершенно новой культуры обучения.

Внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс выдвигает принципиально новые требования к педагогам:   (30)

  • умение создавать особый психологический климат, построенный на

               сотворчестве и сотрудничестве;

  • овладение новыми педагогическими технологиями;
  • использование предметных знаний в целях более эффективного

               воспитания личности;

  • освоение компьютерной техники;
  • способность к жизненному самоопределению;
  • активная творческая позиция.  (31)

    Педагогическое творчество – основа, определяющая профессиональную компетентность. Учитель участвует в творческом акте – становлении нового человека, следовательно, творчество – есть наиболее существенная сторона деятельности педагога. Творчество учителя специальной школы – это, прежде всего, вера в потенциальные силы и возможности ребенка с особыми потребностями, умение видеть свою социальную роль в успехах своих питомцев, их нравственном становлении.

   В настоящее время большой интерес среди учителей вызывает такая форма работы, как педагогические мастерские. Возникшая во Франции еще в начале XX века идея Новой школы, рассчитанной на максимальную активность и личностную значимость для ученика не только результата, но и самого процесса обучения, приобрела широкую популярность. Как подтвердил опыт, созидательно-творческая деятельность учителя базируется на его понимании сущности направленности современного образования и его результата– качеств личности ученика, которые сегодня и завтра будут востребованы обществом.

Приоритетными становятся задачи формирования способностей к самоизменению, рефлексии, самоорганизации в различных видах деятельности.

(32)

  Для примера, я хотела бы представить вашему вниманию «Примерный оценочный лист специалистов коррекционной школы», это те разделы, по которым Вас будут оценивать специалиста Государственной службы лицензирования и аттестации в свете проходящих реформ.

Он включает в себя  V блоков: 

  1. –блок. Результативность коррекционно-развивающей работы
  2. –блок. Экспериментальный
  3. –блок. Организационный
  4. –блок. Повышение квалификации
  5. –блок. Научно-методическая работа

 Давайте для себя определим направления развития профессиональной компетентности:   (33)

  • Углубление научных знаний;
  • Повышение психолого-педагогического уровня;
  • Повышение научно- методического уровня;
  • Формирование профессионально значимых умений и навыков: составлять программы, планировать уроки, доступно, но научно излагать материал, самому уметь писать рефераты, выполнять проекты и т.д.;
  • Освоение культуры педагогического общения;
  • Развитие способностей работать в коллективе (команде);
  • Освоение корпоративных норм поведения (деятельность учителя- объект интереса множества людей и организаций;
  • Овладение культурой речи, умением себя подать (речь и внешность учителя- инструмент его  профессиональной деятельности;
  • Владение терминологией преподаваемой науки, быть выразительным, техничным, привлекательным, артистичным, современным.

Внедрение изученного и приобретенного опыта в свою работу  (34)

Как показывает опыт нашей школы, большинство учителей охотно включаются в работу по саморазвитию  и по повышению профессионализма и собственной компетенции, но вот транслировать свой опыт дальше получается лишь у немногих, и я надеюсь, что это будет является основным направлением работы педагогического коллектива на будущий год.

Данную позицию можно сформулировать следующим образом:

  • использовать опыт и знания, накопленные наукой здесь и сейчас;
  • использовать опыт, воплощённый в умениях и навыках здесь и сейчас;
  • использовать опыт творческой поисковой деятельности здесь и сейчас;
  • использовать опыт отношения к миру, друг к другу здесь и сейчас;

И если каждый отдельно взятый учитель каждый день (может быть сначала не в полном объеме), на каждом уроке,  но все, же будет применять полученные знания, полученный опыт, мы все вместе достигнем успеха.    (35)

«Формулу успеха знают многие, дело за малым – познать сам успех», сказал В.И. Лизинский.

Желаем успехов и профессионального совершенства!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА №31 Педсовет №4. 24 марта 2011 года. Руководители: Феоктистова Л.Н. Малаева И.А.

Слайд 2

АНАЛИЗ АНКЕТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ «БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Способность учителя к саморазвитию % отношения 1.Активное саморазвитие - 60% 2.Саморазвитие зависящие от условий - 40% 3.Остановившиеся саморазвитие - 0%

Слайд 3

«БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Стимулирующие факторы Препятствующие факторы Система мер 1.Занятия самообразованием. 2.Влияние коллег. 3.Интерес к работе 4.Препятствия 5.Новизна деятельности, возможность экспериментировать 1.Собственная инерция 2.Недостаток времени. 3.Несложившиеся система саморазвития. 4.Эмоциональное выгорание 1.Школьная метод.работа 2.Организация труда в школе 3.Обучение на курсах. 4.Доверие 5.Пример руководителей 6.Возрастающая ответственность 7.Пример и влияние коллег

Слайд 4

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Педагогическая компетентность в области личностных качеств Эмпатичность и саморефлексия Самоорганизованность Общая культура

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ПЕДАГОГОВ» ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ:

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ПЕДАГОГОВ» ПРИЧИНЫ ПОСЕЩЕНИЯ ШКОЛЫ:

Слайд 7

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ПЕДАГОГОВ» ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ УЧЕБЫ:

Слайд 8

КАКИЕ КАЧЕСТВА ЦЕНЯТСЯ В ПЕДАГОГЕ? ДАННЫЕ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ: