Материалы к аттестации.
материал по теме

Бедреина Екатерина Николаевна

Карта результативности учителя высшей категории (образец).

Педагогические компетенции педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel-vysshaya6.doc191 КБ
Файл professionalnye_kompetentsii_pedagoga.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

протоколом №12-14 от 25.12.2014года заседания аттестационной

комиссии министерства образования и науки Волгоградской области

  Карта результативности по должности «Учитель», для педагогов, претендующих на установление высшей квалификационной категории.

Уважаемые коллеги!

Карта результативности заполняется аттестуемым педагогическим работником после рассмотрения заявления аттестационной комиссией.

Карта результативности содержит перечень документов, представленных аттестуемым в Портфолио результативности педагогической деятельности, предъявляемом для проведения анализа и оценки результативности профессиональной деятельности.

Карта результативности заверяется подписью руководителя  и печатью ОУ,  вкладывается в раздел №2.5. Портфолио.

Сумма баллов Портфолио в карте результативности по итогам анализа и оценки результативности  профессиональной деятельности соответствует высшей категории –  не ниже 80 баллов из 100.

1. Информационная часть

1.1.Общие сведения

Фамилия, Имя, Отчество аттестуемого

Дата рождения

Место работы (наименование образовательной организации по уставу)

Должность (с указание предмета, дисциплины, направления)  

Дата  заключения трудового договора

Имеющаяся квалификационная категория

Квалификационная категория на которую претендует аттестуемый

Образование

Уровень образования

Учебное заведение (окончил, обучается)

Специальность/направление и профиль по диплому

квалификация по диплому

Стаж работы

Общий трудовой стаж (полных лет)

Стаж педагогической работы

Стаж работы в данной должности

Ученая степень, ученое звание (при наличии)

Повышение квалификации, профессиональная  переподготовка (за 5 лет)

Год прохождения обучения

Название дополнительной профессиональной программы

Тема обобщаемого опыта

II. Результаты профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника.

(В данном разделе содержится информация в соответствии с документами Портфолио, которая оценивается специалистами)

  1. «Достижение обучающимися положительной  динамики результатов освоения  образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией __________________________(название ОУ)».

Меж аттестационный период

(с указанием учебного года)

Доля обучающихся (от общего числа обучающихся класса), освоивших программу

по преподаваемому предмету  (% по итогам учебного года, по параллелям)

(для начальной школы: доля освоивших программу по всем предметам.

Для 1 класса- по итогам переведенных во 2 класс)

Оценивание:

Оценка по итогам каждого уч. года:

от 20до 39%-0,5 балла;

40-59%-1 балл;

60-100% - 2балла.

Доля (от общего числа обучающихся класса)  обучающихся получивших "4" и "5" по преподаваемому предмету (% по итогам учебного года, по параллелям)

(для начальной школы: доля освоивших программу по всем предметам.  

Для 1 класса- по итогам переведенных во 2 класс)

Оценивание:

Оценка по итогам уч. года:

от 20до 39%-0,5 балла;

40-59%-1 балл;

60-100% - 2балла.

Доля (от общего числа обучающихся класса)  обучающихся оставшихся на повторное обучение

Максимальное кол-во 0-10 баллов всего по разделу

Максимальное кол-во 0-10 баллов всего по разделу

-2 балла при наличии

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.1.

20    - 20    год

С1

С2

С1

С2

С1

С2

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Итоговое  кол-во БАЛЛОВ:

2.2.« Достижение обучающимися положительной  динамики результатов освоения  образовательных программ по итогам мониторингов системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378). Заполняется только при наличии информации об итогах  мониторинга.

  1. Результаты выявления  и развития  у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

2.3.1.Выявление и  развитие способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, которые применялись аттестуемым в межаттестационный период

Оценивание:

Исходя из 0-5 баллов по разделу,

1 балл за год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.3.1.: (выявление)

С1

С2

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

Способы развития обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, которые применялись аттестуемым в межаттестационный период

Оценивание:

Исходя из 0-5 баллов по разделу,

0-1 балл за год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.3.1. (развитие):

С1

С2

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

2.3.2. Участие обучающихся в мероприятиях разного уровня:

Форма

Название  мероприятий, уровень проведения.

Оценивание:

Максимальное кол-во 0-20 баллов по разделу, т.е. 0-4 балла за подготовку призеров, победителей открытых, очных мероприятий ОУ и муниципалитета, а также участников очных мероприятий зонального,  регионального,  всероссийского уровня.

Примечание: При проведении оценивания учитываются результаты в направлении предметной области аттестуемого педагога и  вн.классных мероприятий по предмету.

Для педагогов начальной школы по всем предметам данной ступени обучения.

Дополнительные баллы (добавляются к основным по каждому году):

 -за подготовку призеров, победителей очных мероприятий и конкурсов в направлении предметной области аттестуемого педагога всероссийского и международного уровней добавляется по 2 балла за каждого

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.3.2.:

С1

С2

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

2.4. Личный вклад аттестуемого в повышение качества образования.

2.4.1. Совершенствование методов обучения, воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий.

  1. Совершенствование методов обучения (перечислить методы, которые и совершенствовались аттестуемым)
  2. Сведения о разработке  программы кружков[1]; программ внеклассной работы по предмету;

3. элективного курса, факультативного курса по предмету

Результат совершенствования метода обучения (в чем заключается совершенствование)

Итог (результат) применения программ

Оценивание:

Максимальное кол-во баллов 0-15 по разделу т.е 0-3 балла за учебный год

20    - 20    год

1.

2.

3.

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.4.1.

Совершенствование методов обучения, воспитания и разработка программ

20    - 20    год

С1

С2

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

Новые образовательные технологии, используемые аттестуемым

Продуктивность применения новых образовательных технологий

 Оценивание:

Максимальное кол-во баллов 0-10 по разделу , т.е 0-2 балла за учебный год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.4.1.

Применение новых образовательные технологии, используемых аттестуемым

20    - 20    год

С1

С2

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

2.4.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

Формы трансляции (название)

Темы/название/итог участия

1.  проведение открытых занятий, мастер-классов  в рамках трансляции опыта (1 балл);

2.  участие в работе методических объединений или педагогических советов, методических советов, экспертных советов по плану работы ОУ (1 балл);

3.  подготовка публикаций (1 балл);

4. участие в экспериментальной и инновационной деятельности ОУ (1 балл);

5. участие в мероприятиях методического направления разного уровня, выше уровня ОУ, в том числе итоги участия в профессиональных конкурсах  (1 балл)

Оценивание:

Максимальное кол-во баллов 0-25 по разделу (не считая дополнительные баллы), т.е 0-5 балла за учебный год

Дополнительные баллы (выставляются к основным за каждый год):

-за призовое место в мероприятиях методического направления (в том числе профессиональные конкурсы) выше уровня ОУ добавляется 1 балл за каждое

-за проведение мастер-класса регионального уровня (по наличию сертификата о проведении) добавляется 2 балл за каждый

20    - 20    год

1.

2.

3.

4.

5.

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.4.2.

20    - 20    год

С1

С2

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

2.4.3. Итоги участия в конкурсах профессионального мастерства , сведения о наградах, научном статусе  (раздел заполняется по желанию).

1. Конкурс  профессионального мастерства  «Учитель года»

Итог участия

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценивание:

Участнику конкурса– 5 баллов

Победителю (1-3 место):

-муниципального (районный, городской)– 10 баллов;

- регионального (1-3 место) -15 баллов,

-всероссийского (1-3 место) - 20 баллов

2. Сведения о наградах, полученных в межаттестационный период на уровне муниципалитета (городского округа)

(Название награды)

Оценивание:

 Максимальное кол-во по наличию одной награды 2 балла однократно

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

3.За участие в оценке результативности профессиональной деятельности в рамках аттестации  добавляется 3 балла однократно в межаттестационный период

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

4.Сведения о наградах, полученных в межаттестационный период на уровне региона, включая грант губернатора и грант президента

Оценивание:

 Максимальное кол-во по наличию одной награды 3балла однократно

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

5.Сведения о государственных, ведомственных, отраслевых наградах не зависимо от года получения

Оценивание:

 Максимальное кол-во по наличию одной награды 5 баллов однократно

Год получения

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

6.Наличие ученой степени:

Оценивание:

-кандидат наук- 5 баллов;

-доктор наук – 7 баллов.

7.Наличие сертификата международного уровня (для педагогов иностранного языка)

Оценивание:

А1, A2- 3 балла

B1, B2-5 баллов

C1-7 баллов

C2-10баллов

ТКТ-7 баллов

CELTA-10 баллов

DELTA-20 баллов

8. Педагогам, работающим в классах МКШ, обучающих в ОУ воспитанников приютов, а также работающих с детьми по индивидуальным программам обучения (обучающиеся ОВЗ) добавляется к основным баллам 3 балла за весь межаттестационный  период

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Оценочный лист 2.4.3.

20    - 20    год

С1

С2

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

20    - 20    год

Итоговое кол-во БАЛЛОВ:

Руководитель образовательной организации:  _____________________________________        (расшифровка подписи) печать ОУ

Достоверность информации, представленной в карте результативности для проведения оценки профессиональной деятельности подтверждаю: Подпись педагогического работника: ______________ (расшифровка подписи)

УВАЖАЕМЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ФОРМУЛЫ:

Сумма баллов раздела необходимо разделить на 5. Полученное число -  это кол-во баллов за один год (ПРИМЕР: 10/5=2один балла год, 5/5=1 балл один год).

Специалист имеет право при проведении оценивания самостоятельно принять решении о кол-ве выставленных баллов.

Проведение оценивания не является проведением аттестации.

Аттестацию проводит аттестационная комиссия комитета образования и науки в рамках действующего законодательства на основе результатов (учитывая результаты работы специалиста) оценивания.

ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ (Каждый специалист выставляет свой итоговый балл. Баллы суммируются и делятся на 2.

Средний показатель – балл оценки результата профессиональной деятельности для проведения аттестации и принятия решения аттестационной комиссии):

Специалист№1:________________(общий балл по таблице)____________ подпись

Специалист№2:________________(общий балл по таблице)____________ подпись

S=С1+С2________________________________Итоговое кол-во баллов


[1] Рабочие программы по предмету не представляются для оценивания, т.к. их наличие является обязанностью педагога.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:
Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Основное назначение предлагаемой методики - определение уровня квалификации педагогов общеобразовательных школ на основе шести компетенций, выделенных в процессе анализа педагогической деятельности и представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности». Реализация компетентностного подхода к анализу педагогической деятельности в процессе аттестации требует хорошего понимания сущности каждой из компетенций, знания показателей и параметров, через которые они проявляются.

  Рассмотрим содержание педагогической компетентности и ее показателей более подробно.

  1. Компетентность в области личностных качеств Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Чаще всего сами педагоги и студенты педагогических вузов среди таких качеств указывают любовь к детям, общую культуру, способность организовать свою работу, направленность на педагогическую деятельность. Результаты опросов участников образовательного процесса позволили определить общий смысл, конкретное содержание указанных качеств и раскрыть компетентность в области личностных качеств через три ключевых показателя: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура.

  1.1. Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям.

  Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека, понимать его и относиться к нему бережно. Для педагога развитость данной личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса. Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатия является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи, медицинские работники и др.). Особое место в этом ряду занимают педагоги, так как они имеют дело с той возрастной группой, которая наиболее чувствительна и ранима.

  Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны.

  Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)». Рефлексивная позиции учителя дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося (воспитанника). Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

· Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

  · Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.

  · Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.

  · Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося · Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Эмпатийность и социорефлексия» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  1.2. Самоорганизованность предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе.

  Такой педагог – хороший организатор. Педагог с высокими показателями по самоорганизации хорошо ориентируется во времени, заранее предполагает временные затраты и выполняет работы в установленный срок. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю (может работать эффективно без внешнего контроля и проверок), самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение.

  Если ситуация становится сложной, то педагог ориентирован на ее решение и сохраняет необходимое для дела эмоциональное равновесие и оптимизм. Он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

 · Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока · Рабочее пространство учителя хорошо организовано.

  · Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.

  · Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.

  · Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Самоорганизованность» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  1.3. Общая культура, уровень его интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам: · Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.

  · Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.

  · Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни.

  · Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.

  · Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Общая культура» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания:

  · выбор и формулирование цели занятия (мероприятия);

  · переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников);

  · формулирование и обоснование цели урока или задания;

  · создание образа результата и объяснение системы требований к нему;  

  · описание способа достижения результата и объяснение требований к нему;

  · отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.

  Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности.

  Цель, как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога действительно эффективной.

  Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников); умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.

  2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников).

  Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям ученика (воспитанника), формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося (воспитанника) и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с обучающимися (воспитанниками) как с группой, включающей детей одного возраста, так и с каждым отдельным учеником (воспитанником).

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

  · Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.

  · Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

  · Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока.

  · Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

  · Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.

  Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

  Учебная (воспитательная) задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Для достижения одной цели может потребоваться решение нескольких задач, и наоборот. К цели педагог может идти разными способами. Постановка задач на основе целей предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся (воспитанников), реалии общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.

  Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог в своей практике оперирует преимущественно темами занятий. Однако педагог должен ясно представлять, чем отличается тема занятия от цели занятия, не отождествляя их между собой. Цель занятия определяется не только содержанием темы, но и характером той образовательной программы, которая выбрана педагогом. Умение различать тему и цели занятия является одной из важнейших проблем целеполагания и, как показывают эмпирические исследования, одной из самых распространенных ошибок, допускаемых педагогами в процессе постановки цели, является ее подмена темой занятия. Перед каждым педагогом стоит проблема перевода темы занятия в педагогическую цель и педагогические задачи.

  Педагог должен не просто уметь перевести тему занятия в цель, но и конкретизировать ее до комплекса взаимосвязанных задач, которые могут быть решены как на одном занятии, так и в процессе организации целого цикла занятий. Независимо от сложности используемого учебного материала и характера темы урока (другого занятия), педагогу необходимо осуществлять эту деятельность на основе любой темы, а не только тех, которые подробно прописаны в методических материалах.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

   · Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.

  · Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.

  · Может сформулировать критерии достижения целей урока.

  · Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.

  · Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока (другого занятия) целью для ученика (воспитанника), насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько обучающийся (воспитанник) вовлечен в процесс формулирования целей и задач. Для того, чтобы вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в нем. Педагог, который может вовлекать обучающихся в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описание программы действий и признаков, на которые можно ориентироваться при контроле, оценивании и прогнозировании изменений и др. Тогда деятельность по постановке цели превращается в совместную, а у обучающихся (воспитанников) формируется умение самостоятельно ставить цель деятельности.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

  · Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.

  · Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения.

  · Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.

  · Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.

  · Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации детей на образовательную деятельность.

  Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших для педагога. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность.

  Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога.

  Под мотивом образовательной деятельности понимают все факторы, обусловливающие проявление образовательной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д. Мотив является определившимся намерением, желанием определенного действия и, вместе с целью, составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Исходя из этого, одной из важнейших практических задач, стоящих перед педагогом, является создание надлежащей мотивации учебной (воспитательной) деятельности у обучающихся (воспитанников).

  Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников), умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).

  3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности. Педагог осознает, что для достижения требуемого результата учебной (воспитательной) деятельности обучающемуся (воспитаннику) необходима поддержка в виде определенных условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося (воспитанника) веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективно сложного результата. В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы».

  Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что он уже имеет определенные достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности педагога в данной области.

  Ученик, выполняя деятельность, и даже просто посещая образовательное учреждение, должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что педагог, общаясь с обучающимся (воспитанниками), использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания.

  Например, компетентный педагог говорит «хороший результата» или «достойный результат», «дружный класс» вместо фраз «неплохой результата», «неконфликтный класс». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не то, чего надо избегать («дайте творческий ответ» вместо «не давайте банальных, шаблонных ответов»).

  Педагог демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения. Даже самый незначительный успех ребенка отмечается компетентным учителями как определенная победа и движение вперед.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

  · Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.

  · Отмечает даже самый маленький успех обучающихся.

  · Демонстрирует успехи обучающихся родителям.

  · Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам.

  · Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников). Педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика (воспитанника) и организовать учебный (воспитательный) процесс так с их учетом. Важно, чтобы педагог умел соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности. Компетентный в данной области педагог позволяет ученикам (воспитанникам) самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия.

  Компетентный педагог осознает, что ученик (воспитанник) может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что скажет педагог. Поэтому вместо априорного порицания такого ребенка педагог будет направлен на выявление его мотивационного ресурса, того, что ученику по настоящему интересно и что может его заинтересовать в постановке и достижении образовательных задач. Такой педагог в своей деятельности обеспечивает коррекцию негативных мотивов и стабилизацию позитивных познавательных и социально значимых мотивов, он сравнивает ученика (воспитанника) не с другими учащимися, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:

   · Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.

  · Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.

  · Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.

  · Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке.

  · Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников). Не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно, чтобы ученик (воспитанник) достигал возможных для его потенциала результатов. Существуют ситуации выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, которые будут успешно выполняться только при наличии внутренних установок на реализацию учебной (воспитательной) деятельности. Педагог, который умеет добиваться самомотивирования учеников (воспитанников), делает это, используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика (воспитанника) положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.

  Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику (воспитаннику), обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:

   · Умеет активизировать творческие возможности обучающихся.

  · Демонстрирует практическое применение изучаемого материала.

  · Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий.

  · Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

  · Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности отражает теоретическую и методическую грамотность педагога, свободное владение предметом, объем знаний о профессиональной деятельности, которым он владеет, умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию, знание условий педагогической ситуации, особенностей обучающихся, особенностей взаимоотношения педагога и учеников (воспитанников).

  Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.

  Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: компетентность в методах преподавания, компетентность в предмете преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

  4.1. Компетентность в методах преподавания. Необходимым критерием грамотной работы педагога служит умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий.

  Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся (воспитанников), уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Важным элементом преподавания (воспитания) являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники. Каждый прием, используемый педагогом, способствует достижению целей всего занятия.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим показателям:

   · Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.

  · Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.

  · Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы.

  · Владеет современными методами преподавания.

  · Обоснованно использует на уроках современные информационно- коммуникативные технологии.

  Для других категорий педагогических работников показатель «Компетентность в методах преподавания» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

  4.2. Компетентность в предмете преподавания. Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Он видит в реальной практике примеры, которые способны проиллюстрировать ученикам (воспитанникам) знание предмета. Знание предмета является необходимым, но недостаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют свом предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся (воспитанников), стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о «черных дырах» в данной области познания.

  Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск.

  Когда ученики вовлечены в «научный спор», педагог демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями.

  В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

   · Учитель хорошо знает преподаваемый предмет.

  · Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.

  · При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к аттестации (воспитатель)

Я постаралась в одной папке собрать материал, который нужен для аттестации (по блокам). Надеюсь кому то может пригодиться!!...

Материалы для аттестации заместителя директора по УВР

Здесь я представляю все те материалы, которые были подготовлены мною в период аттестации.Также представляю вопросы  своего теста с ответами (к сожалению  в нем нет всех вариантов ответов, а ...

Материалы к аттестации

Анализ воспитательной работы за 3 года.Доклады и выступления на МО воспитателей, социальных советах....

Материалы промежуточной аттестации за 8 класс по курсу "Обществознание"

Экзаменационные билеты по курсу "Обществознание" за 8 класс....

Материалы к аттестации педагогических и руководящих работников

 Материалы к аттестации педагогических и руководящих работниковобразовательных учреждений автономного округа  октябрь,  2012 год...

МАТЕРИАЛЫ К АТТЕСТАЦИИ

ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ ОПЫТ РАБОТЫ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В САТРШИХ КЛАССАХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (ЧАСТЬ В, С)...