Цифровые образовательные ресурсы как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя
статья на тему

Мельникова Татьяна Михайловна

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsor.docx111.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя

Мельникова Т.М.

       Практика использования современных информационных технологий на уроках информатики подтвердила актуальность и действенность выбранного метода изложения материала для обучения, что позволило сделать следующие выводы: современные средства обучения  формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Они позволили сократить время изложения нового материала, ускорили процесс закрепления полученных навыков, правильно понять цель и ход проделанной работы, сократили время выполнения заданий.

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности.

Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов.

Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить 5 ступеней использования компьютера.

 Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки».

Вторая ступень – на данном этапе использования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности.

Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети, педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации.

Четвёртая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью.

Пятая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе.

Но мало кто рассматривает шестую ступень в этой лестнице – это создание собственных ЦОРов учителями.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Классификация Цифровых образовательных ресурсов

        

Виды ЦОРов

Существует множество классификаций видов ЦОР, рассмотрим основную. Классификация выделяет четыре направления по образовательно-методическим функциям: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов. 

Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.

Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения являются:

учебные раздаточные материалы;

контролирующие и тестирующие материалы;

упражнения;

методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;

стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;

привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Компьютерное учебное пособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей.

Учебно-методические комплексы или УМК дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.

УМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.

Электронные издания контроля ЗУН-ов: сюда могут входить различные тестирующие системы.

Требования к ЦОРам

Современные ЦОРы должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;

ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

основываться на достоверных материалах;

превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

иметь удобный интерфейс.

Задачи ЦОР

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

помощь учителю при подготовке к уроку:

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

подготовка творческих заданий;

подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память;

помощь при проведении урока:

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

ЦОРы широко используются в школе учителями как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.

Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.

Создавая свои ЦОРы или используя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, на наш взгляд очень важный, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учитель будет не регулярно, можно сказать хаотично, использовать ЦОР в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР),используемых мною в образовательном процессе

1.  Лицензионные   1. Библиотека  электронных наглядных пособий при обучении     Немецкому языку. Авторы: О.В.Заболотнова,Ч.Г.Гогичев,...

Конспект открытого урока по математике "Площадь треугольника" с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИКТ) 5 класс

Данная работа представляет собой конспект урока математики в 5 классе по теме «Площадь треугольника». На уроке используется презентация PowerPoint, материалы Федерального центра информационно-образова...

«Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка»

Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка....

Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов

Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов, полезные ссылки...

Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов

Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...

ПРОЕКТ Совершенствование использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе

Обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе...