ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора
опыты и эксперименты на тему
В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитание без использования современных коммуникаций. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад педагога-организатора В.Е. Атяшкиной
«ИКТ в воспитательной работе педагога-организатора»
«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».
К.Д.Ушинский
В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитание без использования современных коммуникаций. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.
Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества в следующем:
повышается интерес, мотивация учебной и воспитательной деятельности;
- осуществляется дифферинцированный подход;
- каждый воспитанник становится субъектом процесса обучения и воспитания;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Первое, что лежит на поверхности, когда мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности – это то, что с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность. И не важно, насколько владеют компьютерными технологиями взрослые, нужно знать только их возможности. Остальное сделают сами дети.
Далее рассмотрим те возможности, которые дают нам компьютерные технологии.
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
- Компьютер как средство поиска информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учета посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
- Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы.
- Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, школьные газеты, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины и т.д.
- Компьютер как средство коммуникации – сайт, электронная почта и т.п.
Необходимость использования компьютерных технологий в школе очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов ее получения и использования, на что, в первую очередь, направлены компьютерные технологии, сколько он предполагает личностное общение педагога с учеником и основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Использование ИКТ в воспитательной работе позволяет ожидать: (Слайд)
- создание положительной внешней и внутренней мотивации у всех участников воспитательного процесса;
- повышение образовательного уровня педагога;
- повышение информационной плотности и эмоциональности мероприятия;
- повышение качества воспитательного процесса;
- воспитание, развитие и социализация личности обучающихся.
В своей работе педагога-организатора я отвожу особую роль использованию ИКТ и определяю следующие направления использования (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий:
использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет;
(при подготовке к различным мероприятиям, праздникам, акциям, тематическим неделям я часто беру картинки, сценарии, анимации, презентации, музыку, стихи и т.д. в базе Интернет, перерабатываю их и использую в своей работе);
- адаптация готовых презентаций;
(для наилучшего восприятия нашими детьми какой-либо информации мне иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен);
- создание своего методического продукта в программе Power Point;
(за период работы педагогом-организатором в нашей школе я создала презентации к таким мероприятиям, как «День учителя», «8 марта», «23 февраля», «9 мая», «Последний звонок», «Снежики в стране Почемучии», «По просторам нашей Родины», «Снежики в стране Здоровья», в рамках празднования 65-летия Великой победы мною созданы такие презентации, как: «Все для фронта, все для победы», «Годы священной войны», « Блокада Ленинграда», «Дневник Тани Савичевой», «Битва под Москвой», «Военно-воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота в годы ВОВ», «Взятие Берлина». В завершение Эстафеты Победы был создан «Альбом Победы», который явился итогом всей проделанной работы в патриотическом направлении);
- использование видеороликов;
(с целью лучшего усвоения материала, развития познавательной активности наших детей я включала в некоторые из презентаций видеоролики, например, в презентацию о блокадном Ленинграде я поместила видеоролик «Голод» - ребята воочию увидели, как жили люди в осадном положении, как они выглядели; в презентацию «Битва за Берлин» я поместила видеоролик «Парад Победы» - ребята с неподдельным интересом наблюдали за тем, как колонны солдат-победителей: пехота, танковые войска, моряки движутся по Красной площади);
- овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях;
(для воздействия на зрительные анализаторы в своих презентациях я часто использую анимацию: ребята заметно оживляются, смотрят на экран с интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).
Нашим воспитанникам характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности.
Использование мультимедийного проектора позволяет мне организовать работу над речевым материалом более доступно, так как отпадает необходимость в написании многочисленных табличек, схем, название или сам текст стихов, текст песен, игр, заданий. Например, после предъявления загадки или вопроса викторины персонажем праздника (праздник, посвященный 23 февраля, праздник «Путешествие в страну Здоровья») на мультимедийном проекторе появляется в письменном виде.
Это даёт возможность детям с различными особенностями в развитии легче воспринимать её смысл, содержание. Сильные дети отгадывают загадку, а для слабых предъявляется сначала изображение предмета, а затем слово. Благодаря использованию мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в мероприятие. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Исходя из опыта работы, считаю, что разумное использование в воспитательном процессе наглядных средств играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления воспитанников. Действительно, использование мультимедиа на моих мероприятиях позволяет хоть чем-нибудь „зацепить“ каждого обучающегося, насытить мероприятие разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его ярче и насыщеннее. Максимальная эффективность мультимедийного мероприятия достигается при соблюдении следующих условий: визуальный материал должен быть очень ярким, образным;
- лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;
- чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;
- максимально широко использовать нестандартные задания.
В нашей школе практикуется применение ИКТ для проведения общешкольных встреч с родителями (общешкольные родительские собрания), встреч родительского комитета. Они с интересом просматривают презентацию с
фотографиями деятельности их детей (санитарный день, постройка снежного городка; уборка помещений; с различных мероприятий, соревнований и т.д.);
- видеороликами или сюжетами выступлений детей;
- таблицами, схемами, диаграммами (мониторинг).
Например, к одному из родительских собраний с помощью компьютерной программы Microsoft Office Access был создан буклет, в котором содержалась полезная для родителей информация: статьи уголовного кодекса, административные штрафы, как влияет мобильный телефон на здоровье школьника.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.Средства ИКТ я также использую при проведении различных тематических декад, таких как: «Чуткость. Доброта. Забота», посвященная дню пожилого человека, «Доблесть. Мужество. Отвага», посвященная 23 февраля были с помощью компьютерных программ сделаны открытки, которые подарены ветеранам жилпоселка.
Большие возможности дает использование ИКТ в дополнительном образовании. Например, готовясь к празднику, посвященному 23 февраля, для инсценировки сказки «Каша из топора» была использована презентация с красочными картинками, изображающими сцены из сказки, фотографии ребят, исполняющих главные роли.
Все эти средства наглядности необходимы для лучшего усвоения обучающимися информации.
Конечно, с внедрением ИКТ в работу существуют свои сложности:
- требуется время на обучение педагогов ИКТ;
- при подготовке мероприятия требуется большое количество времени на подбор нужного материала (чаще всего я пользуюсь ресурсами интернета), на набор текстов (сценарии, планы подготовки к мероприятиям), на изготовление презентации к мероприятию;
В заключение своего доклада хочется заметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Икт в воспитательной работе педагога-организатора"
Доклад на педсовете...
План работы педагога - организатора на 2010-2011 гг.
План работы...
План воспитательной работы педагога - организатора
План воспитательной работы педагога - организатора...
«IT технологии и новые подходы в воспитательной работе педагога-организатора»
«IT технологии и новые подходы в воспитательной работе педагога-организатора». Использование информационных технологий в 21 веке – это естес...
«IT технологии и новые подходы в воспитательной работе педагога-организатора»
Использование информационных технологий в 21 веке – это естественная необходимость, вызванная современными требованиями к качеству жизни и деятельности личности. Информатизация сферы обр...
"ИКТ в воспитательной работе педагога- организатора"
Презентация на тему "ИКТ в воспитательной работе педагога- организатора" является сопроводительным материалом к выступлению на семинаре....
Организация работы в группе в практике работы педагога - организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная, организаторская сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора в группе, в практике работы заклю...