Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
статья

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_urovnevoy_.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по  теме:

«Использование технологии  уровневой

дифференциации обучения   на уроках физики»

Подготовила: Бадмаева Ц.Б..

учитель физики - математики,


Использование технологии уровневой

дифференциации обучения на уроках физики

 

        При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

        Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

        На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

        Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.

        При работе в вечерней школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности.  Все дети  очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

        Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия  района, конкретный состав учащихся школы.

        Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.

        Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.

        Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.

        Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.

        Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.

        Для формулировки требований к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне можно использовать Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учеников,  рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.

        На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.

На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

        Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.

Различают следующие виды групповой деятельности:

Кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;

индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;

дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы

·        1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

·        2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

·        3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.

Цели дифференцированного обучения:

для 1-й группы учащихся:

Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • обязательных результатов обучения;
  • межпредметных связей;
  • практической направленности.

 Виды дифференцированных заданий

Индивидуальная форма работы                                               Групповая форма работы

1 Задачи с различными условиями,

допускающие одинаковые,

 с точки зрения информатики, решения        Задачи с различными условиями, до­пускающие                                                                                     одинаковые, с точки зрения информатики, решения

2         Разноуровневая совокупность

 заданий к решаемой задаче                                  Взаимодополняющие задачи с различными условиями

3         Уровневые взаимосвязанные задачи                              Уровневые взаимодополняющие задания

4         Индивидуальная самостоятельная работа                                                           —

5         Задачи, допускающие несколько способов решения                              —

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета. В таблице 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.

 Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения

Этапы обучения                   Индивидуальная форма работы        Групповая форма работы

Изучение нового материала                                     Виды 1, 5                                     —

Закрепление и формирование знаний,

умений, навыков(ЗУН)                                                  Виды 2, 3,5                                —

Систематизация и обобщение ЗУН                      Виды 3, 4, 5                       Виды 2, 3

Этап проверки знаний и умений                      Виды 1—5                      Виды 1, 2, 3

Домашняя работа по теме,                                  Виды 1, 2, 4, 5                        —

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

        Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 1996г.

2. В. А. Коровин. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике — 2 -е изд., стереотип. —  М.: Дрофа, 2001. — 64 с.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики

Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...

Использование современных средств обучения на уроках физики

Обобщение моего педагогического опыта....

Использование опорных сигналов с целью повышения эффективности обучения на уроках физики

Самообразование - "Использование  опорных сигналов с целью повышения  эффективности обучения на уроках физики"...

использование элементов проблемного обучения на уроках физики

Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с  примерами , взятыми из уроков....

« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».

Применение методов проблемно –поискового  обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...