Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
статья
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Использование технологии уровневой
дифференциации обучения на уроках физики»
Подготовила: Бадмаева Ц.Б..
учитель физики - математики,
Использование технологии уровневой
дифференциации обучения на уроках физики
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).
Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.
На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.
Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.
При работе в вечерней школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности. Все дети очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:
малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);
дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);
способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);
Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия района, конкретный состав учащихся школы.
Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.
Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.
Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.
Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.
Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.
Для формулировки требований к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне можно использовать Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учеников, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.
Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.
На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.
На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.
Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.
Различают следующие виды групповой деятельности:
Кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы
· 1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;
· 2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;
· 3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
- делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
- разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
- оценивании деятельности учащихся.
Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.
Цели дифференцированного обучения:
для 1-й группы учащихся:
Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;
для 2-й группы учащихся:
развить устойчивый интерес к предмету;
закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
для 3-й группы учащихся:
развить устойчивый интерес к предмету;
сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:
- обязательных результатов обучения;
- межпредметных связей;
- практической направленности.
Виды дифференцированных заданий
Индивидуальная форма работы Групповая форма работы
1 Задачи с различными условиями,
допускающие одинаковые,
с точки зрения информатики, решения Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения
2 Разноуровневая совокупность
заданий к решаемой задаче Взаимодополняющие задачи с различными условиями
3 Уровневые взаимосвязанные задачи Уровневые взаимодополняющие задания
4 Индивидуальная самостоятельная работа —
5 Задачи, допускающие несколько способов решения —
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.
Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета. В таблице 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.
Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения
Этапы обучения Индивидуальная форма работы Групповая форма работы
Изучение нового материала Виды 1, 5 —
Закрепление и формирование знаний,
умений, навыков(ЗУН) Виды 2, 3,5 —
Систематизация и обобщение ЗУН Виды 3, 4, 5 Виды 2, 3
Этап проверки знаний и умений Виды 1—5 Виды 1, 2, 3
Домашняя работа по теме, Виды 1, 2, 4, 5 —
Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:
А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.
В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.
С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.
Список использованной литературы:
1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Педагогика, 1996г.
2. В. А. Коровин. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике — 2 -е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 64 с.
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики
Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...
Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики
Современные педагогические технологии на уроках...
Использование современных средств обучения на уроках физики
Обобщение моего педагогического опыта....
Использование опорных сигналов с целью повышения эффективности обучения на уроках физики
Самообразование - "Использование опорных сигналов с целью повышения эффективности обучения на уроках физики"...
использование элементов проблемного обучения на уроках физики
Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с примерами , взятыми из уроков....
« Применение методов проблемно – поискового обучения на уроках физики с использованием современных технологий».
Применение методов проблемно –поискового обучения развивает познавательный интерес учащихся, под влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и ак...