Привлечение учащихся к проектной деятельности.
проект (9 класс) на тему

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc920.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассматривая проектное обучение, необходимо определить понятия «проект» и «учебный проект». Проект (от латинского projectus - выставленный вперед) - разработанный план создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п., также под проектом понимают замысел, план действий. Различные педагоги понятие «учебный проект» трактуют по разному, но все сходятся в одном: учебный проект определяется как учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы осуществления, и направленную на достижение общего результата.

   Проектное обучение, как любая технология обучения, требует четких учебных целей, построения последовательной поэлементной процедуры их достижения с помощью определенных средств обучения, методов и форм организации учебной деятельности, а также учебных задач, которые должны быть решены учащимися в ходе выполнения самостоятельных работ .
Так же, как и другие педагогические технологии, проектное обучение включает в себя: постановку целей, подготовку учебных материалов, организацию обучения в соответствии с учебными целями, оценку текущих результатов, коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей и заключительную оценку результатов деятельности .  Характерные черты проектного обучения. К ним относятся:
направленность на решение исследовательской задачи;
преобладание творческой деятельности учащихся в группах;
активизация познавательной активности и самостоятельности мышления учащихся; привлечение многообразных средств обучения, многие из которых являются источниками получения необходимой для выполнения проекта информации; преимущественно консультативная деятельность учителя.           В современном образовательном процессе проектное обучение не рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, используется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.  Проектное обучение может реализовывать межпредметные связи на уроке, соединяет теорию с практикой, способствует развитию мотивационной сферы и интеллекта учащихся, их самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.  Использование проектного обучения дает возможность развивать у школьников коммуникативные навыки и умения, такие как, умения работать в группе, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою позицию и знакомиться с разными точками зрения на одну проблему, умения брать ответственность за выбор решения, проявлять взаимоуважение и оказывать взаимопомощь, умения поделиться своими идеями и найденной информацией, решать спорные вопросы. При работе над проектом учащиеся получают возможность выбора различных видов деятельности и свободу их осуществления.

Переход к личностно-ориентированному  обучению предъявляет свои требования к организации учебного процесса. Проектная технология наиболее полно реализует поставленные цели личностно – ориентированного обучения. Работа над проектом помогает каждому ученику самореализоваться, проявить свои способности, увлечь товарищей своей идеей.  Проекты по биологии  легко интегрируются с другими предметами. Работа над проектом непосредственно связана с поиском и представлением необходимой информации по поставленной проблеме, поэтому без информационных технологий здесь не обойтись. Поиск и обработка информации с помощью компьютера имеет ряд преимуществ.

  1. Интернет – ресурсы предоставляют возможность учащимся быстро и качественно найти необходимый материал.
  2. Электронные пособия по биологии содержат не только текстовые файлы, но и звуковые, видео- и фотоматериалы, которые помогут учащимся сделать проектную работу интересной и содержательной.
  3. Фотографии, сделанные с помощью цифрового фотоаппарата      (лекарственные растения, животные нашего села, самые красивые уголки природы) или видеоматериалы по экологическим исследованиям сразу сбрасываются в компьютер и готовы к дальнейшей работе. Такие навыки работы с цифровой техникой пригодятся каждому.
  4. Материалы, собранные в результате проектной деятельности, оформляются учащимися с использованием компьютерных приложений Microsoft Power Point, Front Page, Publisher.

Реализация проектов в рамках учебной программы по биологии с использованием регионального компонента, позволяет учащимся познакомиться с особенностями природы родного края, учит их видеть красоту своего села, наблюдая из года в год за изменениями, происходящими в окружающей среде, выявлять экологические проблемы.

   «Лекарственные растения моего села». Сайт содержит информацию о 40 видах лекарственных растений, произрастающих в нашем селе, рассказы травников и их лучшие рецепты долголетия, легенды о лекарственных травах, а также рецепты народной медицины. В результате работы над этим проектом учащиеся выяснили, что источником информации может быть не только Интернет и книги, но и люди, которые живут рядом с нами.

«Значение некоторых растений из разных семейств», используется при изучении семейств растений.

Для проведения  дня птиц был разработан проект игры «своя игра», яркая, интересная мультимедийная презентация учащихся 7-8 классов познакомит вас с удивительным миром птиц , с музыкальными и литературными произведениями, посвященными этим птицам.

«Экологические проблемы современности».  Исследовательский проект, в котором заложен материал программы в сочетании с региональным компонентом. Изучая  темы: «Экология», «Экологические проблемы», вместе с учащимися 9 -11 классов проводим ряд экологических исследований своего села («Исследование почвы на кислотность», «Загрязненность атмосферы автотранспортом», «Проблемы реки  Московая Ряса»».) К 26 апреля учащиеся сделали несколько проектов о Чернобыльской  катастрофе.

Подведение итогов проходит на конференции, в рамках недели биологии, где присутствуют учащихся 6 - 11 классов. Представленные мультимедийные презентации содержат интересные фотоматериалы, видеоматериалы, представляющие опыты, диаграммы и графики, наглядно демонстрирующие изменения в окружающей среде. В результате таких конференций у участников формируется экологическое мировоззрение.

Привлечение учащихся к проектной деятельности с использованием информационных технологий позволяет расширить их кругозор, показать практическую значимость полученных знаний, воспитать любовь к своей Родине.

Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Как же осуществляется работа над проектами?

  1. Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
  2. Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
  3. Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
  4. Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
  5. Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств. Может это быть подготовка буклета, выпуск бюллетеня  в рамках проекта.
  6. Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Апробация данной технологии в нашей школы показывает, что с использованием новых информационных технологий повышается эффективность экологического воспитания и создаются условия для формирования экологического сознания и экологической культуры школьников.

Мы на правильном пути, нужно только научить детей отделять "шелуху" от "ядер", научить ребят адекватному восприятию окружающего цифрового мира, и тогда в маленькой сельской школе наши ученики будут чувствовать себя частью огромного мира и эффективность воспитания возрастет.

"Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!" отмечает Крейг Барретт, и, наверное, с этим стоит согласиться.

                                     МБОУ СОШ п. Рощинский

        

                                                     Учитель биологии : Селезнева И. В.

                                                     

                                                    2012

В связи с быстрым развитием науки и общества возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека, независимо от сферы его деятельности. Наука постоянно развивается, и ее достижения внедряются в различные сферы нашей жизни. Поэтому знания основ науки и способов деятельности необходимы для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям.

Современное общество предъявляет высокие требования и к компетентности педагога в его профессиональной деятельности. У школ нет выбора, кроме того, как адаптироваться к информационному веку. В настоящее время информационный рынок предлагает учителям массу учебных программ, пособий, разработок уроков, наглядных иллюстративных таблиц, фильмов, электронных энциклопедий по биологии. Что же остается учителю?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Учебно-методический проект, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на повышение качества знаний о клетке и на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности ИКТ.

1. Варианты использования Microsoft PowerPoint

  • Презентация как форма представления учебного материала 

Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала - наиболее эффективная форма представления учебного материала. В них включены различные наглядные средства: фотографии, рисунки статические и динамические, лежащие в одной плоскости и в трехмерном пространстве, анимация и видеоролики, графические элементы. Клетка представляется как система ярких опорных образов, а слайды наполнены структурированной информацией в логической последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию, как в фактографическом, так и в ассоциативном виде в память учащихся. Уроки становятся более интересными и наглядными, со стороны учащихся повышается уровень активной и осмысленной работы, формируется система мыслеобразов.

  • Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: 

Корректировка и тестирование знаний:

• проведение дополнительных занятий для отставших или отсутствующих учащихся, которые могут самостоятельно изучать материал на основе презентаций;
• работа с тестирующими системами по итогам пройденного материала.

2. Использование Microsoft Publisher

Применение знаний в практической деятельности реализуется, в том числе и в самостоятельной работе учащихся по созданию буклета. Решение проблемной задачи – «любая болезнь на клеточном уровне» - ведет учащихся к научному обоснованию выбора здорового образа жизни. Такая форма работы отличается нестандартностью, что повышает уровень мотивации к изучению темы, дает возможность реализовать свои творческие способности. Данную работу желательно поручить ученикам не всегда успевающим в учебе, но, как правило, владеющими ПК. В этом случае они осознают ответственность, возлагаемую на них, ведь тема еще не пройдена, а они уже владеют информацией. Предварительно учитель представляет им материал, задает цели и задачи. Кроме того, буклет они готовят для всего класса - это увлекает, создает ситуацию успеха, придает необходимую уверенность в своих способностях, где каждый может проявить себя в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Для определения качественного выполнения презентаций, буклетов, веб-страниц в содержание программы включены критерии оценивания самостоятельных работ.

3. Использование цифровых образовательных ресурсов

Современный информационный рынок предлагает учителям множество электронных программ, в том числе и программы обучения биологии. Анализируя такие программы по учебным модулям (темам), учитель может оперативно выделять необходимую информацию, предоставлять ее ученикам.

4. Анализ Интернет – ресурсов для подготовки к уроку

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель биологии может найти полезные обзорные материалы в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы рефератов http://www.referat.ru/, или поисковые системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.


Газета «Биология» — приложение к газете «Первое сентября» - имеет электронную версию на сайте сервера «Первое сентября» -
www.1september.ru/ru/bio.htm 

Поиск информации позволил проанализировать Интернет – ресурсы для изучения истории создания клеточной теории, строения и жизнедеятельности клетки:

Ученые – текстовая информация о создании клеточной теории, биография ученых, их достижения в области цитологии, гистологии, портреты ученых, иллюстрации. Источники: http://renesans.narod.ru, http://www.lyceum95.ru 

Группа ультраструктуры клеточных мембран – методы и оборудование морфо-химического анализа биологических объектов. Источник: elmicro.8m.com

Биология клетки – учебная программа, содержащая текстовую информацию и иллюстрации по истории, методам изучения клетки, жизненному циклу клеток, цитоскелету. Каждый раздел включает тесты для проверки знаний. Источник: www.bioloqy.arizona.edu/cell bio/cell bio.html

Строение клетки - учебная программа, содержащая подробную текстовую информацию, иллюстрации, анимации по истории, методам изучения и строению клетки. Источники: Биология 2000 «Обучающие энциклопедии», //schools.techno.ru/, /dooq/bio kletka

Живая клетка – набор анимированных иллюстраций по цитофизиологии животных и растительных клеток. Источник: www.cellsalive.com

http://biohim-orel.taba.ru/Skachat_materialy_k_uroku/Skachat_uchebnye_filmy_po_biologii?id=2806856

http://kozlenkoa.narod.ru/indexlessons.htm

http://tana.ucoz.ru/index/0-8

http://etvnet.com/register/?register=button_container – онлайн уроки

http://www.varson.ru/bio_ser5anat1.html - таблицы

http://www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181328515-uroki-biologii-kirilla-i-mefodiya-obschaya-biologiya-11-klass.html

http://luts.ucoz.ru/load/1/12-1-0-223

http://www.biology.ru/   учебник онлайн

http://biologii.net/index.php?option=com_content&task=view&id=81&Itemid=67 – анимации по биологии

http://zanimatika.narod.ru/Book6.htm   - игровые технологии

http://www.litvik.ru/2/13/uchebniki_manuals/8131-jelektronnye-uroki-i-testy.-biologija-v-shkole..htm  электронные книги

http://www.dvduroki.ru/view_podkat.php?idpod=2   видеофильмы.

http://ltl.lipetsk.ru/readers/biology.php  - липецкая библиотека

http://mirbiologii.ru/tag/videofilmy-po-biologii

http://www.knowbiology.ru/zhizn/organy--chuvstv-page7.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что такое проектный метод и какие существуют классификации проектов....

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)

Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....

статья "Социализация учащихся через проектную деятельность"

статья "Социализация учащихся через проектную деятельность"...

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...