Доклад на МО классных руководителей
статья на тему

Харебова Оксана Омаровна

На МО предметников и классных руководителей расматриваются актуальные темы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

На МО классных руководителей

Тема: Нормативно-правовая база в деятельности классного руководителя.

     Подготовила зам.директора по ВР

Джатиева Оксана Омаровна


Раздел I.Нормативное и социально-педагогическое обеспечение воспитательной работы классного руководителя.

        Профессиональная деятельность классного руководителя может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Классный руководитель обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты  социальных, образовательного и воспитательного права ребенка.

        Классный руководитель способствует развитию социальной политики государства и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы населения. Для более точного определения границ профессиональной компетенции, более полного осуществления своих прав и обязанностей классный руководитель должен изучать и использовать нормативно-правовые основы должностного самоопределения.

Нормативно-правовая база в деятельности классного руководителя.

Нормативное и социально-педагогическое обеспечение воспитательной работы в нашей стране имеет четко определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

Документы законодательного характера.

1.Конвенция ООН «О правах ребенка», одобренная генеральной              Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

2.Конституция Российской Федерации, принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

3.Закон РФ «Об образовании», от 1 сентября 2013 года.

4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 2 декабря 2013 г. N 328-ФЗ

5.Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от  04.06.2014

Международный уровень нормативно-правовых основ работы классного руководителя:

Представлен «Конвенцией ООН о правах ребенка» 1989 года – данный документ охватывает широкий круг вопросов, касающихся законных прав и условий существования детей.

ЦЕЛЬ Конвенции – максимальная защита интересов ребенка, она призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни.

Конвенция показывает, что для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей ребенка зависит:

  • от здоровой и безопасной окружающей среды
  • соответствующего уровня здравоохранения
  • обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.

Отсутствие детской дискриминации – важный принцип Конвенции: дети должны пользоваться своими правами. Она защищает детей от всех форм эксплуатации, признает первостепенную роль семьи в заботе о детях.

Конвенция ввела в официальную лексику понятия ребенок и права ребенка.  

Согласно Конвенции права ребенка  это право на выживание, на развитие и защиту.  

Ребенок – это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста.

Права детей на получение надлежащего воспитания – одно из важнейших личных неимущественных прав несовершеннолетнего.

Конвенция обозначает перечень направлений, требующих принятия мер по защите прав несовершеннолетних на международном уровне:

  • Предоставление гражданства
  • Воссоединение с семьей
  • Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы
  • Усыновление и опекунство
  • Защита детей-беженцев
  • Финансовая ответственность родителей за ребенка
  • Ликвидация неграмотности
  • Предотвращение торговли детьми
  • Защита детей в период вооруженных конфликтов

Помимо этого нормативно закреплены права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания:

  • руководство со стороны родителей
  • неразлучение с родителями
  • сохранение индивидуальности
  • усыновление и опекунств

Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей:

  • выживание
  • развитие
  • защита
  • активное участие в общественной жизни.

Конвенция устанавливает права ребенка:

  • активно участвовать в своем собственном развитии
  • выражать свои убеждения
  • добивать того, чтобы убеждения учитывали при принятии решений, касающихся жизни ребенка.

Конвенция провозглашает равенство прав ребенка независимо от расы, пола, языка, религии и других убеждений, национального, социального происхождения и других обстоятельств.

Конвенция предусматривает социальные права детей-инвалидов (ст.23).

К основным международным договорам, связанным с проблемой защиты прав детей, можно отнести:

  • Всемирную Декларацию и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990 г.)
  • Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.)
  • Декларацию о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.)

Федеральный уровень можно представить пакетом нормативных документов, где говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие по направлениям:

  • укрепление прав защиты детства
  • поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей
  • обеспечение безопасности и охрана материнства и детства
  • обеспечение воспитания, образования, развития детей
  • поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года – включает заботу о детях:

  • подготовка детей к полноценной жизни в обществе
  • развитие у детей общественно значимой и творческой активности
  • воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданства.

В данном законе даны такие понятия как:

  1. дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
  • т.е. дети оставшиеся без попечения родителей
  • дети-инвалиды
  • дети, жертвы вооруженных конфликтов
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях
  • дети, отбывшие наказания
  1. социальная адаптация детей – процесс активного приспособления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы.
  2. социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения.
  3. социальная инфраструктура для детей – система объектов, необходимых для жизнеобеспечения детей, образования, воспитания  и развития детей.

Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ основывается на Конституции РФ, в также иных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ:

  1. Законодательные гарантии прав ребенка в РФ
  2. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
  3. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
  4. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
  5. Обеспечение прав ребенка на охрану здоровья
  6. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости
  7. Защита прав детей на отдых и оздоровление
  8. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальных инфраструктур для детей
  9. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, носящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
  10. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.

В законе уточнены такие понятия:

  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  •  безнадзорный – контроль за поведение ребенка со стороны родителей отсутствует
  • беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства
  • несовершеннолетний и семья , находящиеся в социально опасном положении.

Обозначены категории лиц, по отношению к которым проводится индивидуальная профилактическая работа.

Основные задачи закона:

  1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних

2.      социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних

3.   выявление и перечисление случаев вовлечения несовершеннолетних в преступные и антиобщественные действия.

Деятельность классного руководителя основана на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав несовершеннолетних. ФЗ

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Право на образование закреплено Федеральным Законом РФ «Об образовании» 1996 года, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г. и подзаконных актах.

        Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

        Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им  определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

        Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

        Российское государство провозглашает область образования приоритетной.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей с условиях многонационального государства;

-   общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

        Общие требования к организации воспитательно-образовательного процесса включают: дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

        Классный руководитель может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование:

  1. Организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанную с реализацией права на образование:
  • имеет ли право ребенок потребовать оценку качества обучения, воспитания, которое он получает в школе,
  •  могут ли учащиеся подавать жалобы на работу школы.

Данные и подобные вопросы достаточно подробно регламентированы в ФЗ РФ «Об основных гарантиях».

  1. Продумывать и инициировать  разработку и реализацию в школе программу правового просвещения.
  2. Выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правом ребенка в сфере образования.
  3. Содействовать развитию детской и молодежной инициатив правозащитной и правоохранительной направленности: по разработке ученического Устава или Кодекса чести, правил правопорядка.

Достаточно сложным направлением является работа классного руководителя с детьми «группы риска», в отношении которых может быть принято решение о помещении их на определенный срок в открытые или закрытые специальные учреждения системы образования. Помощь в подготовке решения и подборе необходимых документов на несовершеннолетнего классный руководитель играет активную роль.

. Муниципальный уровень представлен пакетом нормативных документов, где также говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие.

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Северной Осетии определяет дополнительные меры, направленные на обеспечение здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в РСО- Алании, а также устанавливает нормативы распределения продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет.

Защите и укрепление нравственности и здоровья детей провозглашается одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Алании.

В указанных целях органы государственной власти и местного самоуправления г.Владикавказа принимают неукоснительные меры по охране норм общественной жизни, морали и традиционных ценностей, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного достояния России и РСО-Алании, воспитанию детей в духе патриотизма, почтения к старшему поколению, пропаганде здорового и социально полезного образа жизни, развитию детских и молодежных культурно-досуговых организаций.

Таким образом, зная различные законодательно-нормативные акты, классный руководитель может своевременно решить отдельные проблемы, выступая в роли консультанта – информатора: разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу  действий  и их последствия. Классный руководитель проводит правовое образование детей, просвещение родителей.

Классный руководитель в своей деятельности опирается на  следующие  правовые нормы:

  • международное законодательство,
  • федеральное законодательство,
  • региональные нормативные акты (региональный закон о правах ребенка),

             

Обязанности, права и основные функции классного руководителя.

Рассматривая весь спектр деятельности классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами и условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей, возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы  для осуществления воспитательной работы в классе.

Воспитательный процесс преимущественно осуществляется в конкретном классном коллективе как первичном объединении школьников, где складываются неповторимые взаимоотношения, которые активно (позитивно или негативно) влияют на процесс социализации личности, ее духовно-нравственное становление, требующей постоянной педагогической корректировки. Без активной работы классного руководителя в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети, подростки могут себя по настоящему раскрыть и творчески реализовать.

Рассматривая нормативно-правовой аспект классного руководства, можно взять за основу предложенный вариант А.С. Мухиным. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в настоящее время возможны два варианта классного руководства:

Первый, традиционный: выполнение этой функции учителем, преподающим в классе.

Второй, сравнительно новый: введение в штат образовательных учреждений в рамках имеющихся средств должностей классных воспитателей.

Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой Устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают свои положения о содержании деятельности классного руководства. За основу берутся Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования, непосредственно классного руководителя.

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

- условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

- экономическими возможностями школы и родителей;

- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

- подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Цель деятельности классного руководителя – обеспечение результативности воспитательного процесса в классе.

Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:

- создание, организация и развитие классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

-организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания;

- коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствовать свободному и полному проявлению и развитию их способностей;

- помощь в становлении личности обучающегося, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

     Возможны варианты должностных обязанностей, прав и  функций классного руководителя, которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

Профессиональные качества классного руководителя

        Профессионализм в работе классного руководителя зависит от личностных качеств человека, так как классное руководство – это вид деятельности представляющий уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимоотношения, взаимопомощи и взаимной ответственности.

Следовательно, классному руководителю необходимо обладать такими качествами как:

- Естественность – способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими.

 - Доброжелательность – способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к семерной поддержке человека, нуждающегося  этом.

- Эмпатия – умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы.

- Открытость – умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику.

- Деликатность – мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми.

- Конкретность – умение не «растекаться мыслью по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.

- Основные принципы деятельности классного руководителя

. Принцип взаимодействия, заключается:

- в целенаправленном постоянном сотрудничестве классного руководителя с другими работниками образовательного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

- создание воспитательной среды в образовательном учреждении;

- налаживание связей и координирование деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

. Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:

- на гуманном отношении к личности;

- уважение прав и свобод как учащихся, так и родителей;

- оказание в содействии в саморазвитии и социализации личности;

- поощрение ее творческой самореализации.

Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий:

- принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть;

- поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности;

- оптимизм и веру в возможности и способности личности;

- формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

- установление отношений открытости;

- уверенности в надежности получаемой информации;

- сохранение профессиональной тайны в отношении между классным руководителем и учащимися, родителями, учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....