Чем одарить одаренного ребенка
статья на тему

Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.


Г. В. Плеханов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_odarit_odarennogo_rebenka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕМ ОДАРИТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.

Г. В. Плеханов

Дети — чудесное украшение нашей жизни
и логическое ее продолжение. И когда

взрослые смотрят на них, то умиляются, вос-
хищаясь их непосредственностью и совер-
шенством. И конечно же, каждый ребенок от
рождения обладает неповторимым набором
черт, особыми качествами, именуемыми за-
датками. Это могут быть хороший слух, силь-
ный голос, художественные и интеллектуаль-
ные способности и многое другое. Именно
из этих задатков формируется талант. Вер-
нее, его формируют. Подобно тому как Ми-
келанджело из глыбы мрамора высекал сво-
его Давида, родители, педагоги и, конечно
же, сам ребенок из задатка высекают талант.
При этом успех зависит не только и не столь-
ко от качества самого задатка, сколько от
вложенного труда.

Опыт работы с одаренными детьми, накопленный мною за более чем 40 лет педагогического стажа, показывает, что прежде всего их необходимо просто отыскать. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек» — не такая уж трудная задача. Обучение химии начинается в 8-м классе, и поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становится неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска глаз и искреннего стремления к познанию (как говорится, через тернии к звездам). Эти школь-

ники более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. Они, попросту говоря, все схватывают на лету. Они лидеры. Процесс выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, ко и психологии.

На данном этапе обращаться-с такими детьми нужно очень осторожно. Необходимо подчеркивать их уникальные способности, но так, чтобы это не привело к появлению завышенного самомнения и «звездной болезни». Таких в коллективе не любят.

Следующий этап — разработка личностно- ориентированного подхода к обучению одаренных школьников. Они неизбежно будут поднимать руку, пытаясь ответить на все вопросы учителя, и решать задачи раньше всех, тем самым формируя у одних детей чувство зависти, у других — апатию, а у третьих - психологию иждивенчества (мол, сам учить ничего не буду, спишу у этого, одаренного). Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения, безусловно, должна отличаться от системы обучения других детей. В моем кабинете есть огромное множество научной, статистической и энциклопедической литературы, развивающих кроссвордов, интересных задачников, которыми они свободно пользуются; у нас достаточно оснащенная химическая лаборатория, в которой учащиеся на практике могут ощутить, что такое химия и огромные возможности Интернета. Каждую неделю я веду спецкурс, на который приходят

 Каждую неделю я веду спецкурс, на который приходят

2


веду спецкурс, на который приходят школьники, заинтересованные химией. Су- ществует опасность того, что одаренные дети, стремясь к новым знаниям и опережая в этом отношении остальных учащихся, могут уделять недостаточно внимания основной программе. Этого не должно происходить, поскольку программа — это базис, основа основ, стержень, на который нанизываются более глубокие знания. И пробелы в программных знаниях обязательно негативно скажутся на всем процессе обучения. Поэтому главная задача учителя — нахождение компромисса, оптимального баланса между изучением программы и получением углубленных знаний.

На следующей стадии необходимо развить в одаренном ребенке психологию лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли, ведь они интересны окружающим хотя бы потому, что нестандартны и не имеют аналогов, С этой целью я провожу на уроках ролевые игры, брейн-ринги, в ходе их проведения класс делится на группы, которые возглавляют сильные ученики. Талантливые дети — мои незаменимые помощники: они помогают проводить опыты, организовывать открытые уроки и классные мероприятия.

Подобно тому как пчела переносит пыльцу с одного цветка на другой, учитель старается привить черты одаренных учеников остальным учащимся. Важно позиционировать способных учеников не как недостижимый для других идеал, а как пример, на который нужно ориентироваться остальным (не столько даже в области химии, сколько в реальной жизни) и уровня которого может достичь каждый из них. Ведь сейчас, в условиях рыночной экономики, в любой сфере жизни человека (будь то наука, культура, искусство или производство) высока конкуренция, которую выдерживают только сильные, ответственные, талантливые люди, в любой момент готовые принять решение. В этой связи немаловажна практика проведения дней самоуправления. Для нашей школы такие дни стали традицией. В это время наиболее талантливые учащиеся вы-

полняют работу учителей: проводят уроки, контрольные работы. Это позволяет развивать у них инициативу и организаторские способности.

Одаренный ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне — на олимпиадах и интеллектуальных марафонах. На этом уровне талант оказывается в среде себе равных. Когда человек обладает выдающимися способностями, он стремится соревноваться в этой области с другими, доказать свое превосходство, желает побед — и это неудивительно. Поэтому огромное внимание я обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил, мы готовимся к этим конкурсам, уходя домой лишь поздним вечером: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи, изучаем научную литературу. Ведь успех требует жертв. Мы идем на такие жертвы и, как правило, достигаем успеха. Доказательство — высокие результаты моих учеников, достигнутые на городских олимпиадах и интеллектуальных марафонах. В процессе подготовки наши отношения становятся партнерскими, каждая из сторон заинтересована в конечном результате, причем в положительном. Важно, чтобы школьник понимал: он идет на олимпиаду не ради учителя и не только ради самого себя, а ради своего коллектива, своей школы. Он достоин этого, сейчас он — лицо своей школы, как когда-нибудь, спустя несколько лет, он станет лицом своего предприятия, своего города или своей страны.

Талантливый человек талантлив если не во всем, то во многом. Поэтому я всегда оставляю ученикам право выбора того, каким предметом углубленно заниматься, по каким предметам представлять школу на олимпиадах и марафонах. Я никогда и ни к чему их не принуждаю и ни на чем не настаиваю. Мы живем в демократическом обществе, отличительный признак которого — возможность выбора у каждого человека. Задача педагога — предложить ученику альтернативу, помочь осознать важность выбора, а дело ученика — расставить приоритеты и действовать

3


в соответствии со своими интересами и убеждениями. Иными словами, сделать правильный выбор. И как это важно в жизни - сделать правильный выбор!

Первый серьезный выбор выпускнику приходится делать тогда, когда он переступает через порог школы. В настоящее время спектр профессий расширился до головокружения. В условиях научно-технического прогресса, интенсивных изменений в законодательстве и радикальных экономических реформ в любой отрасли необходимы специалисты, которые улавливали бы малейшие изменения и тенденции в своей сфере, с успехом перенимали бы чужой опыт и делились своим. Другими словами, нужно посвятить своей профессии большую часть жизни. Я стараюсь донести до детей всю важность своего предмета, его теоретическое и практическое значение с тем, чтобы они уяснили для себя — нужна ли им химия, хотят ли они посвятить свою жизнь работе в этой области. Тем, кто сделал выбор в пользу химии, я помогаю найти специальную литературу, рекомендую пособия для поступающих в вузы, стараюсь придать им уверенности в том, что их первый шаг во взрослую жизнь будет правильным.

Все вышесказанное — лишь малая толика технологии обучения одаренных детей, в которой есть множество нюансов и подводных камней. Однако все это проза. Позвольте немного лирики...

Прекрасный теплый июльский день. Воздух насыщен ароматами и переливается самыми яркими красками. Маленькая полянка, на которой растут самые разнообразные цветы: и озорные колокольчики, и нарядные одуванчики, и веселушки-незабудки, и капризные розы. Все, что здесь растет, неповторимо! С одного цветка на другой перелетают шмели и пчелы. Их труд непостижим, но точно благороден. Нельзя не залюбоваться тем, как заботливо они обхаживают каждый цветок, как гордо и аккуратно садятся на него. Временами здесь пролетают птицы, украшая безмятежную тишину своим пением. Светит солнце, теплое, но не жаркое. Откуда-то, наверное с речки, дует свежий летний ветерок. И все на этой полянке, кажется, подчинено какому-то высшему природному закону. Закону, согласно которому эта полянка когда-нибудь да превратится в дивный сад, полный плодов и ягод, которыми будут питаться все живые существа в округе. Сад, в котором они будут жить. Догадались, о чем я?        ■


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».     Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.   Эпиграфом своего педа...

Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?

Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...

«Одаренному ребенку – одаренный педагог».

Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...

Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (рекомендована в работе с одаренными детьми)

Большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития за...

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...