Интеграция как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
статья на тему

Пономаренко Наталья Геннадьевна

Урок – «клеточка» педагогического процесса.

                                                          В нем, как солнце в капле воды, отражаются

                                                          все его стороны.
                                                          Если не вся, то значительная часть педагогики

                                                           концентрируется в уроке.
                                                                       
                                                                                                         М.Н. Скаткин

 «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве». Интегрированная форма работы на уроке ценна тем ,что при выполнении конкретной работы ребятами решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. Интегрированная  работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы раскрыться даже в индивидуальной работе. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения.

Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и  математика. Напротив, по своей сути, школьный предмет математика является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Одной из важнейших проблем, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. Сама специфика предмета матиматики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении ребят этому предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция  как один из способов  активизации познавательной                                 деятельности учащихся на уроках.

                                                         Урок – «клеточка» педагогического процесса.

                                                          В нем, как солнце в капле воды, отражаются

                                                          все его стороны.
                                                         Если не вся, то значительная часть педагогики

                                                           концентрируется в уроке.
                                                                       
                                                                                                        М.Н. Скаткин

 «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве». Интегрированная форма работы на уроке ценна тем ,что при выполнении конкретной работы ребятами решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. Интегрированная  работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы раскрыться даже в индивидуальной работе. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения.

Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и  математика. Напротив, по своей сути, школьный предмет математика является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. Одной из важнейших проблем, является заметное снижение интереса учащихся к обучению, что во многом обусловлено сложностью программ. Сама специфика предмета матиматики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении ребят этому предмету.

Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно  важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объём и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения.

Часто такими уроками предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность : они задаются по двум или нескольким учебным предметам.

Интегрированный урок проводится с целью изучения, закрепления и обобщение материала по определённой теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся , использование технических средств, выполнение заданий на закрепление изученного.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.

Интегрированная  форма может быть использована на разных типах уроков: при изучении нового материала в течении всего урока, только в начале урока, на уроке-практикуме с элементами творческих, поисковых заданий.

Актуальность  проблемы интеграции, являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

Основная идея: 

  • Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения;
  • Способствовать повышению эффективности учебного процесса;
  • Внедрению новых технологий в изучении предметов, интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Цель интегрированного урока:

  • изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют     ученикам лучше усваивать программный материал;
  • активизация познавательной         деятельности учащихся на уроках .

     Задачи интегрированных уроков:

  • возможность изучения материала по разным предметам как единого целого
  • способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала;
  • развивается умственная деятельность;
  •  развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.
  • появляется желание учиться», «формируются положительные нравственные качества.

«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения»

Функции:

  • Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
  • Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
  • Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  • Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
  • Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

  •          -научиться познавать
  •          -научиться делать
  •          -научиться работать в коллективе
  • В современной школе существует несколько направлений и уровней
    интеграции:

    -появление новых курсов , рождение циклов( блоков) , уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования;
    -появляются разовые интеграционные уроки разного уровня и характера.
  •                   Типы уроков для учащихся разного возраста:
    -урок-беседа:
    -урок- игра;
    -урок- наблюдение;
    -урок-передача;
    -уроки- литературно- музыкальные композиции;
    -урок-открытие;
    - урок-конференция.

-урок обмена знаниями

      -урок творческого поиска

     -урок – издание газеты или научного альманаха

     -контрольные уроки

Методы и приёмы обучения: 

  • работа в группах;
  • информационные технологии;
  • коммуникативные технологии.

Подготовка всех типов уроков очень трудоёмкая и требует согласования действий учителя. Это:
-постановка общих целей и задач;
- отбор материала;
- совместная разработка уроков;
- разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общим и планами.

При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

  • интеграция учебных предметов  В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

  •        В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

  •        Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная .

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  •  Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке

Преимущества интеграции на уроке:

  • Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  •  Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Результаты интегрированного обучения и его значение

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин.

Интеграция становится для всех её участников: учителей , учеников и администрации –школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.

Перспективы развития интегрированного обучения:

  • Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.
  • Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый уровень ее развития.

 Такими уроками стали для меня интегрированные уроки географии +математики,, биологии + математики, математики + информатики и математики + ОБЖ.

Конечные цели интегрированной формы работы

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – получить знания за наиболее короткие сроки путем перераспределения материала

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся

  • РАЗВИВАЮЩАЯ – отработать практические умения, требуемые программой

Результат интегрированных уроков- развитие эмоциональности у учащихся . По мнению Сухомлинского , и даёт « желанное пробуждение мысли». На интегрированных уроках ребята учатся понимать прекрасное ,ценить жизнь, беречь добрые отношения  между людьми. Создание таких уроков помогает сформировать у ребят систему нравственных ценностей и идеалов.
Интеграция привлекает педагогов новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...