Организация повторения на уроках математики
методическая разработка (5 класс) по теме

Виноградова Ирина Сергеевна

Организация повторение на уроках математике как фактор повышения качества знаний учащихся 5 - х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация повторения2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Виноградова Ирина Сергеевна, учитель математики

СЛАЙД 1.       «Организация повторения на уроке математики»

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.

Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала

СЛАЙД 2

Правильно организованное повторение помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует  ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.

В связи с этим особо важное значение приобретают вопросы:

Что надо повторять? Как повторять? Когда повторять?

Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится к механическому воспроизведению в памяти пройденного материала.

СЛАЙД 3

Я выделяю  следующие виды повторения:

1. Повторение в начале учебного года.

2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:

3. Тематическое повторение  

4. Заключительное повторение

При планировании повторения необходимо отобрать материал, установить последовательность и время повторения, распределить отобранный материал по урокам, установить формы и методы для осуществления повторения.  Основные требования к организации повторения должны исходить из целей повторения, специфики математики как учебного предмета, её методов.

СЛАЙД 4

Первое требование к организации повторения, исходящее из его целей, это определение времени: когда повторять?

  Это не означает, однако, что нельзя специально отводить уроки для повторения, скажем, для таких вопросов программы, которые трудно увязать с текущим материалом.

План повторения и выбор тем для повторения учитель должен составлять в каждом отдельном случае на основании общих теоретических соображений с учетом того, как усвоен учащимися материал соответствующих разделов.

СЛАЙД 5

Второе требование к организации повторения должно отвечать на вопрос: Что повторять?  Я использую следующие положения при отборе учебного материала по различным видам повторения:

1. Не следует повторять все ранее пройденное. Нужно выбрать для повторения наиболее важные вопросы и понятия, вокруг которых группируется учебный материал.

2. Выделять для повторения такие темы и вопросы, которые по трудности своей недостаточно прочно усваиваются.

3. Выделять для повторения надо то, что необходимо обобщить, углубить и систематизировать.

4. Не следует повторять все в одинаковой степени. Повторять основательно надо главное и трудное. При отборе материала для повторения необходимо учитывать степень его связи с вновь изучаемым материалом.

СЛАЙД 6

Третье требование к организации повторения математики должно отвечать на вопрос, как повторять, т. е.  те методы и приемы, которыми должно осуществляться повторение. Методы и приемы повторения должны находиться в тесной связи с видами повторения.

Теперь я предлагаю вам рассмотреть краткую характеристику видов повторения.

1. Повторение пройденного в начале года.

При повторении в начале учебного года на первый план должно выдвигаться повторение тем, имеющих прямую связь с новым учебным материалом.

СЛАЙД 7

Новые знания должны опираться на прочный фундамент уже усвоенных.

Само повторение следует проводить как в классе, так и дома. Наиболее трудный материал повторили в классе, а менее трудный дали на дом для самостоятельной работы.

СЛАЙД 8

Так, например, при повторении геометрического материала в 5 классе, на уроке мы с ребятами вспомнили какие они, уже знают геометрические фигуры, в чем их отличие.

СЛАЙД 9

А в качестве домашнего задания ученикам я предложила составить кроссворд, используя эти понятия. Таким образом, с помощью этого игрового элемента я активизировала мыслительную деятельность учащихся, повысила концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создала дополнительные условия для появления радости. 

СЛАЙД 10

Текущее повторение в процессе изучения нового материала помогает устанавливать связь между новым материалом и ранее пройденным.

         Под руководством учителя ученики на уроке воспроизводят ранее изученный ими необходимый материал. В результате этого рассматриваются новые свойства, которые воспринимаются учащимися легче.

При текущем повторении вопросы и упражнения могут быть предложены учащимся из различных разделов программы.

Текущее повторение осуществляется в процессе разбора упражнений, включается в домашнее задание. Оно может быть проведено как в начале или в конце урока, так и во время опроса учащихся.

Текущее повторение дополняется сопутствующим повторением, которое нельзя строго планировать на большой период. Сопутствующее повторение не вносится в календарные планы, для него не выделяется специальное время, но оно является органической частью каждого урока.

Сопутствующее повторение зависит от материала, привлекаемого для изучения очередного вопроса, от возможности установить связи между новым и старым, от состояния знаний учащихся в данный момент. Успех сопутствующего повторения в значительной степени обусловливается опытом и находчивостью учителя. Сопутствующим повторением учитель по ходу работы устраняет неточности в знаниях, напоминает вкратце давно пройденное, указывает их связь с новым.

СЛАЙД 11

        При тематическом повторении систематизируются знания учащихся по теме на завершающем этапе его прохождения или после некоторого перерыва. Для тематического повторения выделяются специальные уроки, на которых концентрируется и обобщается материал одной какой-нибудь темы.

        В процессе работы над темой вопросы, предлагаемые учащимся по каждому разделу, следует вновь пересмотреть; оставить наиболее существенные и отбросить более мелкие. Повторение на уроке проводится путём беседы с широким вовлечением учащихся в эту беседу. После этого учащиеся получают задание повторить определённую тему и предупреждаются, что будет проведена контрольная работа.

Контрольная работа по теме должна включать все ее основные вопросы. СЛАЙД 12

После выполнения контрольной работы проводится разбор характерных ошибок и организуется повторение для их устранения.

При тематическом повторении полезно составить вопросник, а затем логический план по теме и завершить работу составлением итоговых схем. Таблица или схема экономно и наглядно показывает общее для понятий, входящих в данную тему, их взаимосвязь в логической последовательности.

Процесс составления таблиц в одних случаях, подбор и запись примеров после анализа готовой таблицы в других случаях является одновременно и формами письменных упражнений при обобщающем и систематизирующем повторении.

СЛАЙД 13

Заключительное повторение учебного материала преследует цели:

1. Повторение  основных понятий, ведущих идей курса соответствующего учебного предмета;

2. Углубления и по возможности расширения знаний учащихся по основным вопросам курса в процессе повторения.

3. Некоторой перестройки и иного подхода к ранее изученному материалу, присоединения к повторному материалу новых знаний, допускаемых программой с целью его углубления.

И завершить  своё выступление, я хотела бы выражением Константина Дмитриевича Ушинского  "Преподавать математику, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее пройденный материал – это значить уподобиться пьяному вознице с дурно увязанной кладью: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу".

МБОУ ООШ №5 г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация повторения на уроке математики»

Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала. Без проч...

Организация обобщающего повторения на уроках математики

В процессе обучения математике важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения...

организация повторения на уроках математики

организация повторения на уроках математики...

Вводное повторение на уроках математики 1 курса техникума

Осуществление повторения материала 9-летней школы...

Статья " Способы организации повторения на уроках английского языка"

Использование подстановочных диалогов нат уроках является одним из самых  простых и действенных способов организации повторения пройденного материала....