Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ»
методическая разработка (5 класс) на тему

Шивит-оол Татьяна Сереновна

урок обобщения и систематизации знаний,  умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok5_klass.docx73.03 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс, математика.

Тема: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. ОКРУГЛЕНИЕ ЧИСЕЛ»

Цели: повторить  и обобщить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей, округление чисел», подготовиться к контрольной работе.

Задачи урока:

 образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения  и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

 развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.  

 воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,  умений и навыков. 

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формирование компетенций: 

1) учебно-познавательная – анализ и рефлексия, самооценка деятельности;

2) информационная – поиск информации и ее обработка;  

3) предметная (математическая) – умение проводить вычисления, округление результатов действий.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент (1 мин).

Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)

II. Сообщение темы и целей сегодняшнего урока (2 мин).

На доске числа:  4,5    7,03     0,5     22,5      4, 109

– Какие задания с этими числами вы можете предложить выполнить?  (Перечисляют возможные задания.)

– Все знания и умения, необходимые для выполнения этих заданий, нам нужно повторить, чтобы подготовиться к контрольной работе.

III. Проверка домашнего задания (3 мин).

Обмен тетрадями в парах, проверка задания, выполненного на этапе самоподготовки.

Запись на доске:

№ 1297 (а).

Округлите дроби до целых:

1,69 ~ 2;   1,198 ~ 1;   37,444  ~ 37;  802, 3022 ~ 802

№ 1299.

а) меньше миллиона в 10 раз: 100 000;

меньше миллиона на 10: 999 990

б) больше миллиона в 10 раз: 10 000 000;

больше миллиона на 10: 10 000 010

№ 1300 (а, б).

а) 480 000 000    б) 1360 000 000

№ 1326 (а, в).

а) х + 2,8 = 3,72 + 0,38                                в) z – 6,8 = 8,7 + 6,4

    х + 2,8 = 4,1                                                z – 6,8 = 15,1

    х = 4,1 – 2,8                                                z = 15,1 + 6,8

    х = 1,3                                                         z = 21,9

   Ответ: 1,3                                                  Ответ: 21,9

IV. Актуализация опорных знаний. Устные упражнения (10 мин).

1) Игровой момент «Экзамен».

 «Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения):

 Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?

 Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?

 Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

 Расскажите правило округления числа до какого-либо разряда.

2) Устные упражнения. 

Заполните пустые клеточки цифрами так, чтобы получилось истинное высказывание:

а) ,62  5                                г) ,35  6,8

б) ,26  8                                д) ,3  9,35

в) ,53  7,2                        е) ,5  4,24

Игра «Молчанка».

(Учитель молча и непоследовательно показывает на число в столбцах. Воспитанники выполняют то действие, которое написано или в рамке,  или в столбце.)

Задача из материалов ГИА, 9 класс.

 В таблице приведены результаты забега участников соревнований. Норматив считается выполненным, если показан результат не хуже чем 14,7 мин. Кто из спортсменов выполнил норматив?

Участник

Результат

А

14,65 мин

Б

14,75 мин

В

14,7 мин

Г

14,6 мин

1) А и Г

2) А, В и Г

3) Б и В

4) только Б

V. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера (15 мин).

На доске написано слово «Рекорд».

Ребята, слово «рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги  рекордов Гиннесса».

Задание (компетентностно-ориентированное).

Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса».

1) Выпишите только десятичные дроби.

2) Округлите дроби до единиц.  

3) Запишите числа в порядке возрастания.

4) Найдите разность  между наибольшим  и наименьшим числами.

5) Вычислите сумму всех чисел и округлите ее до десятых.

6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.

Текст.

Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои – 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.

На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина – миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар – бельгийский конь – тяжеловоз – на 27 июля 2004 года составлял 19,5  ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года.

(Показать фотографии героев текста на экране.)

Физкультминутка. Упражнение «Светофор» (2 мин).

Учитель называет один из цветов, красный, желтый или зеленый, и воспитанники выполняют определенное задание. Зеленый – движения по кабинету, общаются, разговаривают. Желтый – движения совершают молча.  Красный – замирают в той позе, в которой их застало это слово.  Учитель называет цвета светофора громко, последовательность – произвольная.

VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо) (4 мин).

На доске:

«Модельный ответ:

  1. 107, 18;    2,19;   44, 5;     19,5
  2. 107,18 ~ 107;   2,19 ~ 2;     44,5 ~ 45;    19,5 ~ 20
  3. 2,19;     19,5;      44,5;    107,18
  4. 107,18 – 2, 19 = 104,99
  5. 107, 18 + 2,19 +  44, 5 + 19,5 = 173,37 ~ 173,4
  6. 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»

VII. Формулирование выводов по изученному материалу (4 мин).

         

Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное.)

– А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?

VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия) (4 мин).

Можно предложить ребятам такую ситуацию:

Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой  и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?

Задание для самоподготовки: п. 30–33, повторить; дидактический материал, с. 71,  № 258, 259, 260, 263.

Дополнительное задание: «Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна "магическому" числу 3».

1,2

1,4

0,7

Урок проведён в 5 классе МБОУ СОШ №2 г. Кызыла на неделе математики в школе. Учитель Шивит-оол Татьяна Сереновна, учитель 1 категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №9. "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел".

Контрольная работа №9. "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел". к учеб. Н.Я Виленкин 5 класс....

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел."

Мой урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел» построен в форме урока – путешествия по сказочным тропинкам. Тип урока – закрепление материала. Я ст...

урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел."

Цель урока: 1)Повторить с учащимися сложение, вычитание, округление десятичных дробей,2) проконтролировать умение учащихся применять их при решении заданий,3) показать связь математики с другими предм...

«Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел»

Цель урока: 1)Повторить с учащимися сложение, вычитание, округление десятичных дробей,2) проконтролировать умение учащихся применять их при решении заданий,3) показать связь математики с другими предм...