"Наука 2.0"
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Это связано с тем, что курс физики только начинает изучаться, а из психологических исследований известно, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_nauka_2.0.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность: научно-техническая.
Актуальность: Данная программа рассчитана на учащихся 7-8 классов. Это связано с тем, что курс физики только начинает изучаться, а из психологических исследований известно, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями. В процессе обучения физике такой контакт создается при постановке учебного физического эксперимента (УФЭ). Учитывая недостаточную постановку УФЭ в школе, необходимо актуализировать выполнение учениками дополнительных физических опытов. Это усилит их практическую и политехническую подготовку, восполнит недостаток самостоятельности у них при классных занятиях.
Цель и задачи:
С помощью простых наблюдений и опытов расширить «круг общения» ребят с физическими приборами и тем самым сделать процесс формирования у них экспериментальных навыков более эффективным.
научить «физическому» осмыслению личного опыта учащихся и актуализации физических, технических и технологических знаний, важных для повседневной трудовой практики;
изучать объекты техники и измерять ее параметры;
формировать осознание учащимися возможности управления физическими процессами;
раскрывать функциональные зависимости и формировать умения выдвигать идеи технического воплощения физических законов;
формировать элементов технического мышления.
Отличительная особенность: Главное достоинство данной программы в том, что при ее реализации теоретические знания учащихся и умения их применять в конкретной жизненной ситуации используются не обособленно, а параллельно, притом сейчас, а не когда-то в будущем. К тому же в дополнительных экспериментальных заданиях можно более полно учесть местные природные и бытовые (технические) условия. Поэтому они в большей степени содействуют пониманию значимости изучаемых в курсе физики вопросов для практического взаимодействия с окружающей природой и техникой.
Важно то, что в процессе систематического и самостоятельного выполнения экспериментов учащиеся усваивают методологию экспериментального исследования – необходимость действовать в такой последовательности: постановка цели задания, выработка способа ее достижения, планирование эксперимента, его проведение, представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний при обсуждении работы.
Постановка персональных опытов и конструирование приборов часто вызывает необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через чтение книг, журналов и консультаций у учителя, родителей. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов. Тематика экспериментальных заданий связана с текстом учебника, по которому изучается физика.
Возраст детей: с 14 лет.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.
Форма и режим занятий:
Занятия будут проходить четыре часа в неделю по 45 минут. Численный состав группы 10-15 человек. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.
Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, демонстрационных опытов, реферата.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся, прошедшие обучающиеся по данной программе в конце курса обучения должны знать и уметь:
- «физически» осмысливать свой личный опыт, приобретенный при обращении с бытовой техникой, с домашними инструментами и приспособлениями;
- раскрывать функциональные зависимости, выраженные физическими законами, путем измерения физических величин;
- осознать возможность управлять физическими процессами;
- измерять параметры разной бытовой техники и выполнение расчетов на основе их значений;
- актуализировать физические, технические и технологические знания, важных для повседневной практики;
- осознанное понимание физических явлений и законов, которые лежат в основе действия технического устройства, чтобы им пользоваться;
- уметь выдвигать идеи технического воплощения физических законов;
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью «Тетради наблюдений». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома. «Тетрадь наблюдений» позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов:
организация и проведение предметной недели по физике. В течении этой недели: выпускается газета научных открытий; учащиеся выступают с докладами перед другими классами; организовывается «Выставка экспериментов», на которой учащиеся демонстрируют свои опыты, поставленные в домашних условиях, и объясняют их с помощью физических законов; КВН «Эврика», в котором принимают участие не только кружковцы, но и остальные учащиеся 7-8 классов; защита проекта, на котором учащиеся представляют самостоятельно сконструированные модели, приборы или демонстрационные опыты по любой теме. Участие в выставках технического творчества.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Общее количество часов |
1 | Иллюзии | 10 |
2 | Что поддается измерению | 12 |
3 | Измерение недоступно | 4 |
4 | Гулливер и лилипуты | 6 |
5 | Раньше были времена, а теперь - мгновенья | 4 |
6 | Таблицы, графики, формулы. | 6 |
7 | Физика как игра человека с природой | 4 |
8 | Физика и всё-всё-всё | 10 |
9 | Задачи полезнее правил | 10 |
10 | Как оседлать Тянитолкая? | 16 |
11 | Покой нам только снится | 10 |
12 | Вначале было вещество | 8 |
13 | Две стихии | 15 |
14 | Задачи на любой вкус | 20 |
15 | Обобщение и повторение изученного материала. | 9 |
ИТОГО: | 144 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Количество часов | Дата | |
план | факт | ||||
Как играть с природой ( 66 часа) | |||||
1-10 | Иллюзии | 1/2 .Математический лабиринт 3/4. Вождь всегда прав 5/6.То в жар, то в холод 7/8.Обезьяна в клетке 9/10«Иллюзион» | 10 | ||
11-22 | Что поддается измерению | 11/12. Репортаж из под койки 13/14. Не думай о мгновеньях с высока. 15/16. Клуб кинопутешествий. 17/18. Высший пилотаж 19/20. Интервью с директором Пробирной Палатки. 21/22. Остров Невезения. | 12 | ||
23-26 | Измерение недоступно | 23/24.Великолепная семёрка 25/26. Попугай под градусом. | 4 | ||
27-32 | Гулливер и лилипуты | 27/28. Маленький принц. 29/30. До самой далёкой планеты. 31/32. Дело мастера боится. | 6 | ||
33-36 | Раньше были времена, а теперь-мгновенья | 33/34. Времена. 35/36. Мгновенья. | 4 | ||
37-42 | Таблицы, графики, формулы. | 37/38.Таблицы 39/40. Графики 41/42. Формулы | 6 | ||
43-46 | Физика как игра человека с природой | 43/44. Это же элементарно, Ватсон! 45/46. Книга Волшебника | 4 | ||
47-56 | Физика и всё-всё-всё | 47/48 Физика и география 49/50 Физика и геология 51/52 Сапер ошибается один раз 53/54 Физика против жуликов 55/56 Физика и биология( задачи «на вырост» | 10 | ||
57-66 | Задачи полезнее правил | 57/58 Мир без задач 59/60 Как решать задачу 61/62 Как не надо решать задачу 63/64 Дополнительные задачи 65/66 Просто задачи | 10 | ||
Физика собственной персоной ( 78 часов) | |||||
67-82 | Как оседлать Тянитолкая? | 67/68 Соберемся с силами 69/70 Сила есть! 71/72 Как измерить силу боготырскую? 73/74 Силы в упряжке, или танцы на льду 75/76 Золотое правило 77/78 Ох, нелегкая эта работа! 79/80 Золотая лихорадка 81/82 Решение задач | 16 | ||
83-92 | Покой нам только снится | 83/84 Тайна покоренного пространства 85/86 Движенья нет 87/88 По течению и против ветра 89/90 Встречи и расставания 91/92 Решение задач | 10 | ||
93-100 | Вначале было вещество | 93/94 От пуха до свинца - и дальше без конца! 95/96 Из чего сделан мир? 97/98 Не давите – и вас не раздавят. 99/100 Решение задач | 8 | ||
101-115 | Две стихии | 101/102 На все четыре стороны 103/104 Тайна всех океанов 105/106 Таинственные сосуды 107/108 Плавать по морю необходимо! 109/110 Причуды пятого океана 110/111 Воздухоплавание 112/115 Решение задач | 15 | ||
116-135 | Задачи на любой вкус | 116/119 Задачи для покорителей пространства 120/123 Задачи для сильных и мощных 124/127 Задачи для строителей новых миров 128/131 Задачи для знаменитых капитанов 132/135 Винегрет из задач | 20 | ||
136-144 | Обобщение и повторение изученного материала. | 136/139 Как играть с природой 140/144 Физика собственной персоной | 9 |
Методическое обеспечение: разработки мероприятий, бесед, рекомендации по проведению практических работ, по постановке экспериментов, опытов; тематика опытнической или исследовательской деятельности.
Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, компьютер.
Список литературы, используемой учителем:
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2001.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
Список литературы, рекомендованный учащимся:
Колтун М. Мир физики. М. «Детская литература», 1987.
Леонович А.А. Я познаю мир. Физика. М. АСТ, 1999.
Перельман Я.Н. Занимательная физика. кн.1, 2. М., «Наука», 1976.
Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М., «Школьная пресса», 2002.
Расписание занятий:
СРЕДА 13:00 – 14:00
СУББОТА 13:00 – 14:00
Кабинет № 210
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"
Игру проводили на неделе естественных наук....
Игра "Науки разные нужны. науки всякие важны"
Внеклассное мероприятие В Неделе естественных наук...