Обучение письму в средней школе в свете коммуникативной технологии
статья на тему
Данная статья легла в основу доклада о целях и методике обучения продуктивному письму на разных этапах обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_obucheniya_pismu_v_svete_kommunikativnoy_tekhnologii_v_shkole.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели обучения письму в свете коммуникативной технологии в школе
Доклад на секции Цветковой О.А.
Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ на всех этапах обучения. В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.
По окончании обучения на начальном этапе (II-IV классы) учащиеся должны научиться:
- поздравлять с праздниками, днем рождения; - правильно писать свое имя, имя адресата, дату и адрес;
- начинать и заканчивать письмо; - использовать печатный текст как основу для составления плана, вопросов и т.д.;
- описывать несложные рисунки в учебнике.
По окончании обучения на среднем этапе (V-VII классы) у учащихся должны быть сформированы умения:
- сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, город, о своих интересах и увлечениях;
- запрашивать информацию о том же у своего адресата;
- написать заметку/письмо в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы;
- сообщать в анкете/формуляре основные сведения личного характера;
- делать рабочие записи после чтения печатного текста (составлять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы и др.) с целью их последующего использования в письменном высказывании.
Обучение на старшем этапе (VIII-IX классы) предполагает формирование следующих умений:
- сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение/оценку событий и т.д.;
- фиксировать письменно основные сведения/фактические данные из прочитанного или прослушанного текста;
- составлять письменные планы или тезисы устных высказываний;
- логично излагать суть обсуждаемой темы/вопроса в письменном виде.
Основными письменными произведениями учащихся будут: личное подробное письмо другу; письмо в газету или подростковый журнал, логически организованное и правильно оформленное; анкеты/формуляры с целью запроса информации и сообщения сведений личного характера.
По окончании обучения на профильно-ориентированном уровне (X-XI классы) учащиеся должны уметь:
- описывать события, факты, явления;
- сообщать, запрашивать информацию развернутого плана;
- выражать собственное суждение, мнение;
- комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства;
- составлять развернутый план или тезисы для устного сообщения;
- создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации);
- фиксировать фактическую информацию при восприятии устного или печатного текста;
- делать учебные записи, т.е. составлять письмо «самому себе» с целью организации собственной речевой деятельности.
Основными письменными произведениями учащихся будут: личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотация, рефераты, проектная и курсовая работы.
На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:
- использовать текст-образец в качестве информационной и языковой опоры;
- сверять написанное с образцом;
- обращаться к справочной литературе и словарям;
- пользоваться перифразой;
- упрощать письменный текст;
- использовать слова-описания общих понятий;
- прибегать к синонимическим заменам;
- связывать свой опыт с опытом партнера по общению.
Какова же методика обучения письму как одной из форм общения?
Во-первых, это использование разнообразных подготовительных упражнений, которые обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания. Подстановочные упражнения формируют механизм построения предложения, умение наполнять его новым языковым материалом. Трансформационные упражнения обучают умению выбирать нужные по значению и форме слова и располагать их в зависимости от синтаксической функции, сжимать и расширять предложения.
При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы, а при расширении, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформлять расширенную структуру с точки зрения морфологии и синтаксиса, не нарушая логику изложения;
Важно обучить учащихся группировке слов по различным признакам; заполнению пропусков недостающими словами. Такие упражнения имеют два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует. Необходимо научить эквивалентным заменам (лексическим и грамматическим).
С целью обучения конструированию предложений используются следующие виды упражнений: составление сложносочиненного и сложноподчиненного предложения из двух простых; описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний; образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения (например, представление, приветствие, прощание и т.д.).
Мы обязаны научить вопросно-ответным умениям, которые формируются при помощи упражнений, связанных с переконструированием предложений из повествовательной формы в вопросительную.
Нельзя забывать про выборочный перевод. Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов. Речь идет здесь в первую очередь о переводе с родного языка на иностранный.
Во-вторых, это использование речевых упражнений (к ним относятся репродуктивные упражнения с использованием формальных опор, репродукция содержания с опорой на текст, продукция с опорой на изобразительную наглядность, продукция с опорой на прежний опыт).
Отличительной чертой речевых упражнений является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения.
Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении:
- репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц);
- репродукция содержания с опорой на текст: - продукция с опорой на изобразительную наглядность;
- продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное).
В-третьих, практика написания изложений. Изложения делятся на три вида: развернутые, сжатые, свободные.
Развернутое, или близкое к тексту, изложение является одним из эффективных средств развития письменной речи, хотя и носит менее творческий характер по сравнению с другими видами изложений. Используя в изложении слова и обороты, данные в тексте, учащиеся закрепляют уже знакомые слова и усваивают новые лексические и фразеологические единицы. Для развернутого, или близкого к тексту, изложения предпочтительны образцы повествовательного или описательного характера, задача которых сводится к объективной и точной передаче фактов.
Сжатое изложение связано с умением выделять в тексте главное и исключать второстепенное, что требует одновременной концентрации внимания на содержании текста и его формы. Для сжатого изложения предпочтительны тексты, отличающиеся определенной субъективностью и эмоциональностью, обладающие возможностями сокращения (т.е. имеют второстепенные эпизоды и детали, сходные явления, синонимические языковые средства и т.д.). Сокращая текст, учащийся работает творчески. Он стремится найти синонимические замены, иногда видоизменяет структуру и композицию текста, не отступая от темы и основной мысли первичного текста.
Свободное изложение связано не только с передачей языковой стороны текста, но и с определенной модификацией его содержания. Для свободного изложения предпочтительны тексты, отличающиеся определенной субъективностью и эмоциональностью, если эти тексты легко продолжить, расширить или видоизменить.
В-четвёртых, на профильном уровне обучаем реферированию и аннотированию. Обязательное требование для реферата – ясное и точное воспроизведение содержания первичного текста. Основные функции реферата: - поисковая; - коммуникативная; - частично оценочная. В структуре реферата принято выделять три основные части:
- заголовочная, которая включает в себя заглавие реферата (название статьи, журнала), фамилию автора, место, время и условия проведения работы/исследования;
- собственно реферативная, которая является основной и отражает основное содержание первичного текста;
- справочная, содержащая дополнительные сведения: описание иллюстраций, схем и таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу и т.д.
К отличительным чертам аннотации относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотация выполняет 3 основные функции: - информативно-познавательную; - оценочную; - побудительно-рекомендательную.
Реферированию и аннотированию предшествуют следующие упражнения: - выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов и т.д.);
- нахождение в тексте фактографической или оценочной информации; - составление списка проблем, затронутых в тексте;
- комментирование цифровых данных, реалий или имен собственных, содержащихся в тексте; - письменный пересказ текста;
- группировка материала, например, выделение ключевой и второстепенной информации (дополнительной и дублирующей);
- сокращение текста;
- формирование оценки текста (выводов, summary) и др.
В-пятых, обучение письму и сочинению. Сочинение предполагает самостоятельный отбор фактов и событий, связанных с выражением чужих или собственных мыслей в письменной форме. По способу изложения материала сочинения могут быть описательные, повествовательные, сочинения рассуждения. На ЕГЭ учащиеся пока пишут только эссе-мнение.
Написание писем неофициального и официального характера проводится с целью передачи адресату определенной информации. На ОГЭ и ЕГЭ учащиеся пишут только личное письмо.
Для письма нужно владеть:
а) этикетными формулами неофициального и делового письма (приветствие, прощание, запрос сведений, благодарность и т.д.);
б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте;
в) соблюдение правил орфографии и пунктуации. В письмах принято придерживаться определенной последовательности: после приветствия следует обращаться к информации, касающейся адресата, затем сообщать то, что касается других и, наконец, самого автора письма. Заключительная часть письма составляется в зависимости от того, кому оно адресовано и с какой целью.
Также, письмо является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи. В отечественной методике выделяется два уровня продуктивной письменной речи в зависимости от назначения – «учебная письменная речь» и «коммуникативная письменная речь». Под учебной письменной речью (writing for training/writing for reinforcement) понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями. Учебная письменная речь также является действенным средством контроля. К упражнениям самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ является сочинение (composition) и подробное изложение (dicto-comp).
Коммуникативная письменная речь (writing for communication) – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме.
Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.
Стоит отметить тот факт, что в настоящее время существует два основных подхода к обучению иноязычной письменной речи: модель, ориентированная на продукт – письменное речевое сообщение, и модель, ориентированная на процесс порождения речевого произведения в письменной форме.
Выделяются следующие типы письменных работ:
1. Study writing/academic writing – письменная речь, используемая в учебных (академических) целях. Примеры – конспекты и заметки (notes), рецензии (reviews), краткие изложения (summaries) и эссе (essays).
2. Professional writing/business writing – письменная речь, используемая в профессиональных целях. Примеры – деловые письма (business letters), контракты (contracts), объявления (public notices), отчеты (progress reports), статьи (articles), протоколы (minutes), деловые записки (memoranda) и так далее.
3. Social writing – письменная речь, используемая для поддержания общения в форме записок (notes), частных писем (letters), открыток (postcards), электронных посланий (e-mail messages), телефонных сообщений (telephone messages).
4. Personal writing – письменная речь, используемая в личных целях в виде дневниковых записей (diaries, journals), заметок на память (reminders), рецептов (recipies), записи адресов (addresses).
5. Creative writing – творческая письменная речь: стихи, рассказы, сценарии и т.д.
Поговорим о сочинении (Composing). Сочинение – это процесс выражения письменно собственных мыслей (впечатлений, суждений, точек зрения). Сочинение является одним из самых распространенных видом учебных письменных работ. Развитие экспрессивной письменной речи тесно увязывается с рецептивной формой письменной коммуникации – чтением. В данном подходе к обучению -product-oriented writing/genre-based writing - текст выступает в роли образца, подлежащего анализу, имитации. Путь от анализа текста-образца (по линии уменьшения опоры на образец) к созданию самостоятельного письменного сообщения – типичная схема работы, сложившаяся в рамках данного подхода.
Можно выделить следующие этапы работы в рамках этого подхода:
1 этап – чтение, осмысление и анализ отрывков, заимствованных из произведений разных жанров. В зависимости от дидактической задачи проводится смысловой, композиционный, языковой, стилистический анализ текста.
2 этап – построение высказываний по аналогии со структурными единицами разных уровней, содержащимися в тексте-образце.
Типичные упражнения, выполняемые на данном этапе:
заполнение пропусков (gap-filling), дополнение предложений (completion), укрупнение единиц текста, объединение простых предложений в сложные, объединение предложений в абзацы (sentence combining) и др.
3 этап – написание учащимися самостоятельных письменных сообщений.
Другой подход к обучению экспрессивной письменной речи - рrocess-oriented writing , в основе которого лежит изучение психолингвистического процесса порождения письменных сообщений. На первый план выдвигаются не речевой продукт – текст, а сложный творческий процесс речепорождения в письменной форме. В центре внимания оказывается личность пишущего, его коммуникативные и познавательные потребности, целевые установки, а также аудитория, к которой обращена письменная речь.
Модель обучения письменной речи данного подхода включает в себя три этапа:
1. Pre-writing/rehearsing – планирование, программирование содержания письменного сообщения, в ходе которого определяются цель и адресат, выявляются обобщенное смысловое содержание и структурно-семантические схемы его реализации.
2. Writing/drafting – реализация замысла письменного высказывания, его оформление в речевых структурах сначала во внутренней, затем во внешней речи. На этом этапе происходит структурирование письменного сообщения на основе известных схем риторической организации и композиции текста: написание вступления (introduction), основной части (body), заключения (conclusion).
3. Post-writing/revising/editing/proof-reading – этап контроля, на котором происходит редактирование написанного, с возможным возвращением к предыдущим этапам работы. Это так называемы этап сопоставления реализации замысла с самим замыслом.
Источник: http://reftrend.ru/404552.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение письму в начальной школе
Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершен...
Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Разработка урока по обучению письму в средней школе
Разработка урока по обучению письму в средней школе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ НОВЫХ ФГОС
Данная статья рассматривает специфику организации проектной работы в средней школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход, развив...
Каллиграфические навыки письма в средней школе
Важность каллиграфического письма при формировании грамотности обучающихся в средней школе очевидна. В чем она заключается, и каковы приемы работы над каллиграфическим письмом? Об эт...