Особенности работы с одаренными детьми
статья на тему
Выступление на РМО учителей истории и обществознания, из опыта работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_uchiteley_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей истории и обществознания
учителя МБОУ Екатериновской сош
Хачатурян Натальи Михайловны.
Особенности работы с одаренными детьми.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - В. А. Сухомлинский.
Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми необходимо, так как от этого зависит будущее нашей страны, ее престиж на мировой арене. Обществу во все времена нужны были одаренные люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одаренного ребенка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы - поддержать ребенка и развить его способности. Ещё в 5 веке до нашей эры Конфуций размышлял об одарённых детях и предлагал отбирать их интенсивно. Таких детей обучали при дворе правителя, развивая в них творческую фантазию, способность к написанию стихов и романов, у них была безошибочная память и чрезвычайно логичное мышление.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1 Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
В настоящее время одарёнными принято считать:
• детей с интеллектом выше среднего;
• с высоким уровнем творческих способностей;
• достигших успехов в некоторых областях деятельности;
• хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
«Одаренные дети» — это особые дети. Недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Задачи, стоящие перед педагогом в работе с одаренными детьми это:
- своевременное их выявление;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков;
- организация разнообразной внеурочной деятельности.
По- моему мнению, важнейшей формой работы с одаренными учащимися является их участие в различные олимпиадах и конкурсах. Они помогают:
• выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей;
• расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня знаний по предмету, что соответствует требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Хочется отметить несколько важных принципов олимпиад и конкурсов:
• Доступность и массовость. Каждый ребенок может принять участие в предметной олимпиаде (на школьном уровне, во всероссийских заочных конкурсах, дистанционных олимпиадах).
• Укрепление интереса. Если учитель выявил одаренного ребенка, то необходимо поддерживать интерес, предлагая ему разные новые задания или конкурсы.
• Поощрения. Каждый ученик нуждается в похвале, а уж тем более тот, который принимает участие в олимпиадах, любое достижение должно быть оценено по достоинству (выставление дополнительных оценок за участие и победу, получение дипломов, грамот и т.д.)
В своей работе я руководствуюсь всеми этими принципами и считаю, у меня есть положительные результаты. «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»,- говорил Дмитрий Иванович Менделеев. К высоким результатам учебных достижений моих учеников я отношу, прежде всего, их участие во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и обществознанию. Ежегодно они становятся призерами и победителями муниципального этапа.
Учебный год | Предмет класс | Результат |
2010 – 2011гг. 2011-2012гг. 2012-2013гг. 2013-2014гг. | Обществознание Сидоренко Кристина-9 класс Кошелева Наталья-9 класс История Адилова Эльвина-11класс Обществознание Кошелева Наталья-10 класс Обществознание Диколенко Лилия-9 класс История Кошелева Наталья-11 класс История Ткачев Александр-9 класс Безгласный Владислав -9 класс Диколенко Лилия-10 класс | Победитель Призер Призер Призер Призер Призер Призер Победитель Призер |
С 2011 года мои ученики являются активными участниками Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры «Русь святая, храни веру православную!», которую проводит Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров и Российского Совета олимпиад школьников. По итогам муниципального тура олимпиады
в 2011-2012учебном году Дипломами II степени были награждены:
Ковалева Анна-уч-ся 8 класса
Хачатурян Михаил-уч-ся 8 класса
Алимурадов Эдуард-уч-ся 8 класса
Сидоренко Кристина-уч-ся 10 класса)
Кошелева Наталья-уч-ся 10 класса
В 2012-2013году Дипломы II и III степени получили:
Ковалева Анна-уч-ся 9 класса
Хачатурян Михаил-уч-ся 9 класса
Алимурадов Эдуард-уч-ся 9 класса
Ткачев Александр-уч-ся 9 класса
В 2013-2014году Дипломы II и III степени получили:
Алимурадов Эдуард-уч-ся 10 класса
Хачатурян Михаил-уч-ся 10 класса
Резникова Виктория-уч-ся 10 класса
В 2012-2013 учебном году учащиеся 8 класса Лагода Виктория и Ткачев Александр стали финалистами регионального тура Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады, посвященной 400-летию династии Романовых. Они были награждены Дипломами I степени в общем индивидуальном зачете. Традиционным стало участие в Международном творческом конкурсе «Строки, опаленные войной», во Всероссийском конкурсе «Святые заступники Руси», в Международном конкурсе « Вифлеемская звезда», в ежегодном Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век», во Всероссийском школьном интернет-конкурсе «Бородино глазами юного поколения», в исторической Арт-эстафете юных художников «Лента времени», организаторами которой являются Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество», Федеральный портал История.РФ, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Института всеобщей истории РАН и журнала «Преподавание истории в школе». Мои ученики являются призерами и победителями дистанционных олимпиад и конкурсов таких, как Международная дистанционная олимпиада по обществознанию проекта «Инфоурок», сверхпрограммного конкурса Мультитест. Всероссийской олимпиады гуманитарного цикла «Центра дистанционной сертификации учащихся», проекта для одаренных детей социальной сети работников образования «Алые паруса», IV Всероссийской дистанционной олимпиады по истории для 9-11 классов и др.
Победы учеников - это предмет гордости для учителя. Перед собой я всегда ставлю нелегкую задачу по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении всей своей работы в школе я пытаюсь достичь этого. И всегда искренне верю в новые достижения и успехи своих детей!
В заключении своего выступления мне хотелось бы отметить, что работа с одаренными детьми предъявляет определенные требования к личности педагога. Это: поисковая активность, любознательность; знание психологии подростка; желание работать нестандартно; готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Предлагаю коллегам перечень личностных и деловых качеств, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, которые не нравятся.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. Я уверенна, что мои коллеги относятся именно к этой категории. Спасибо за внимание!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....
Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности
Опыт работы с одаренными детьми в сельской местности...
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....
Особенности работы с одаренными детьми.
Особенности выявления и работы с одаренными детьми....
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...