Роль социума в развитии творческих способностей учащихся
статья (9 класс) на тему

Резникова Любовь Александровна

Данная работа раскрывает опыт работы учителя-словесника с различными социальными структурами и показывает результаты этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СОЦИУМА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цель: Показать, как социальные службы села повлияли на развитие      творческих способностей учащихся.

Задачи:  1. Утверждение в сознании учеников социально значимых ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому России.

                 2. Формирование гражданской активности, стремления учащихся участвовать в жизни класса, школы, страны.

Актуальность.

В связи с введением в школьную программу новых федеральных стандартов становится важным воспитание активной гражданской позиции молодого поколения, творческих способностей, способностей самостоятельно жить в мире разнообразных социальных проблем, уметь находить необходимые ресурсы для их решения.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие моей системы работы я вижу в том, что формируя творчески одарённую личность, способную свободно жить в современном мире, я опираюсь на многообразные  социальные структуры, без которых невозможна современная жизнь.

Методы  работы:

  • рассказ;
  • беседа;
  • соревнование.

 Формы работы:

  • экскурсии;
  • поездки;
  • походы;
  • конкурсы;
  • субботники;
  • выставки.

     Развитие культуры, культурный прогресс происходит за счёт таких двигателей, как гениальные личности, талантливые люди. Их уникальное сознание способно придумывать новые формы искусства, новые стили и оттенки уже созданного.

     Возрастание потребности в творческих, активных и разносторонне развитых личностях, наряду с ростом требований к уровню знаний, которыми должен обладать школьник, обусловлено ускорением темпов развития современного общества.  

     При переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня  вопрос успешности человека в жизни очень важен. В условиях реализации ФГОС важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Для меня одним из таких способов стала совместная деятельность с социальными структурами села. Социализация детей – это важный процесс их взросления. Общение приносит много пользы в виде укрепления здоровья, развития спортивных навыков, творческого развития личности. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность  плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь.

      На протяжении семи лет я работала классным руководителем с классом, где 19 человек из 21 закончили школу на «хорошо» и «отлично».  Из них трое медалистов. С золотой медалью школу окончила Маслова Ольга, а серебряных медалей были удостоены Горшкова Юлия и Мазницына Елена. Я считаю, что все дети моего класса творчески одарённые, благодаря семье, школе и влиянию социальных структур.

     Мы сотрудничали со многими социальными структурами (схема).

Сотрудничество с историко- краеведческим музеем.

     Здесь мы впервые услышали  имена и фамилии  наших земляков – Героев и участников Великой Отечественной войны, узнали о животном и растительном мире нашего родного края. Первое посещение музея оставило в памяти ребят неизгладимые впечатления, которыми мы поделились, оставив записи в книге Отзывов музея.

     Узнав о том, что на нашей Большеглушицкой земле проходили части дивизии В.И. Чапаева, а в парке Славы находятся могилы чапаевцев, что среди земляков есть ветераны Великой Отечественной войны, участников Сталинградской битвы, учащиеся захотели непосредственно соприкоснуться с местами боевой славы, с памятниками истории нашей Родины.

     В музее ребята участвовали в научно-практических конференциях, знакомились с тематическими передвижными выставками  художников; здесь проходили встречи с хором Ветеранов «Добрая песня».  После каждого посещения музея проводили беседы, делились впечатлениями, обсуждали увиденное и услышанное. Я делала для себя определённые выводы, чтобы включить в дальнейшую работу класса то, что им было близко. На классные часы приглашала ветеранов Великой Отечественной войны. Неоднократно встречались с Н.Я. Жильцовой – председателем Совета Ветеранов – в школе, в музее, в межпоселенческой библиотеке. Н.Я познакомила учащихся с книгами участника Великой Отечественной войны, основателя краеведческого музея  Петра Яковлевича  Русяева, рассказала о своём тяжёлом военном детстве, о письмах с фронта, которые были очень редкими и оттого желанными. Эта встреча подтолкнула на подробное изучение материалов о земляках – участниках Великой Отечественной  войны. Так появился устный журнал «Письмо из окопа». Здесь же ребята узнали о земляках – героях Афганской войны, один из которых – Луцев Алексей – учился в нашей школе, о чём напоминает памятная плита у входа в школу.

     Мазницыной Еленой была написана научная работа об учителях и учениках, погибших на фронтах войны. Работа заняла призовые места на всех уровнях, а в межрегиональном конкурсе «Колокола Памяти» в Кинель-Черкассах работа стала победителем.

     В 2010 году весь класс участвовал во Всероссийской экологической акции «65 деревьев Великой Победе». А в год Учителя в России учащиеся предложили заложить парк Памяти в честь учителей и учеников Большеглушицкой средней  школы, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во время  работы над проектом происходил процесс социализации учащихся: они проводили социологические опросы жителей села, встречались с представителями власти: главой сельского поселения Ракитиным В.Ф., заместителем председателя собрания представителей Афанасьевой Е.Л., с начальником отдела по молодёжной политике и спорту Чвановым О.Г., с представителями местного лесничества. Участие в работе над проектом положительно повлияло на становление характера учащихся. Происходило взросление ребят. Появился интерес к книгам и кинофильмам о войне. Ребята встречались  с родственниками участников войны. А одноклассница Настя Куликова рассказала о своём прадедушке, учителе Кудрявцеве А.А., погибшем на войне.

     Итогом краеведческой работы была защита проекта «Гражданин», где класс занял II место.

     Интерес к теме войны не угас у ребят, они ежегодно участвовали в конкурсах творческих работ. Мазницына Елена и Маслова Ольга  являются победителями конкурса творческих работ «Память пылающих лет». Прадед Масловой Ольги, воевавший в составе I Украинского фронта, рассказал внучке о своем боевом пути, а Ольга, собрав большой материал, оформила его в творческий проект.

      Свою дальнейшую жизнь Маслова Ольга – золотая медалистка- гордость нашего класса, решила связать с историей, поступив по окончании средней школы в государственный  университет на исторический  факультет, где по-прежнему учится на отлично.

Всегда поддерживали тесную связь с районной детской библиотекой.

      Мне было приятно видеть, как дети готовились к викторине по творчеству М.М. Пришвина: оформляли зарисовки к его произведениям, и, конечно, с радостью участвовали в игре-викторине. Стали постоянными читателями и помощниками библиотеки. За семь лет мы стали близкими друзьями работников библиотеки. Мы инсценировали отрывки к различным произведениям, готовили и проводили совместные вечера поэзии, мероприятия, посвящённые юбилейным датам в истории нашей Родины. Здесь проходили встречи с ветеранами Великой Отечественной  войны и с поэтами родного края.

В единении школы и библиотеки – результат победы на Всероссийских и Международных конкурсах.

     Большое значение имеет сотрудничество с РЦ. Это положительно воздействует на души детей. По объективным причинам ученику нашего класса Медведеву Сергею в течение некоторого времени пришлось жить в реабилитационном центре. Огромное влияние оказало на него пребывание там. Он научился ценить семью, стал больше уважать  свою бабушку, которая одна занималась его воспитанием.

     В РЦ мы проводили акции: «65 деревьев Великой Победе», «Читаем детям о войне», «Так просто делать добро» , «Мы- за здоровый образ жизни», проводили весёлые старты, организатором которых был Анцинов Максим. В результате такой работы между учащимися моего класса и воспитанниками реабилитационного центра завязалась дружба. Ребята РЦ впоследствии с радостью встречали нас, делились впечатлениями о результатах своей кружковой работы, обсуждали  планы на будущее.

      36% учащихся моего класса посещали спортивные секции. Неоднократно команда девочек класса занимала призовые места в соревнованиях по волейболу и баскетболу. Анцинова Максима можно назвать спортивной гордостью нашего класса. На его счету многочисленные победы в соревнованиях по футболу и лёгкой атлетике на территориальном и региональном уровнях. И сейчас, обучаясь в ВУЗе, он остаётся лучшим игроком районной футбольной команды «Ника». Занятия спортом сформировали важные черты характера: целеустремлённость, надёжность, ответственность.

     Жизнь многих учениц тесно связана с Домом детского творчества. 48% учащихся посещали здесь кружки разной направленности, такие, как «Квадрат», «Ритм», «Подснежник».  Они неоднократно одерживали победы в творческих конкурсах. В кружке «Квадрат»  девочки научились шить для себя модную одежду. Многие из них выработали свой стиль, аккуратность, что отразилось на их внешнем виде. Участие в областных, федеральных конкурсах с группой «Квадрат» принесло немало побед и положительных эмоций.

     Звёздочкой  нашего класса является  Юдина Татьяна, которая с раннего детства занималась в танцевальном кружке «Подснежник».

     Все учащиеся являются многократными победителями конкурсов различной направленности.

     Таким образом, я считаю, что вовлечение детей в совместную деятельность с социальными сферами даёт только положительные результаты. Развивает умственные и физические возможности; душевные, коммуникативные качества. Помогает укрепляться в окружающем мире, быть полезными обществу. Ребята продолжают быть такими же активными во взрослой жизни, потому что эти навыки они приобрели в школе.

     С педагогической деятельностью свою судьбу решили связать Пищулина Екатерина и Воробьина Ксения, они студентки Поволжской государственной социально- гуманитарной академии. Маслова Ольга,  Фёдорова Анастасия и Солдатенко Дмитрий получают образование в Самарском государственном университете, Горшкова Юлия и Гримова Марина – в Самарском государственном медицинском университете, Анцинов Максим и Болубенцева Наталья – студенты Самарского Государственного экономического университета. Все выпускники, закончившие школу на «хорошо» и «отлично», продолжают обучение в высших учебных заведениях.  Выпуск 2013года - гордость нашей школы.

     Вывод: Осуществление социально значимой деятельности является важным средством социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе социального взаимодействия, во многом определяют социальные перспективы наших выпускников, их способность в дальнейшем участвовать в местном самоуправлении и в управлении страной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО: "Роль учителя в развитии творческих способностей учащихся"

«Жизнь – прежде всего, творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить, можно творить просто добрую атмосф...

Презентация "Роль социума в развитии творческой одарённости учащихся"

В презентации показаны этапы работы учащихся с различными социальными структурами села, которые повлияли на развитие их творческих способностей....

Роль учителя в развитии творческих способностей и предметной одарённости учащихся на уроках математики.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме и опыт работы учителей в данном направлении хочу предложить следующую систему работы с одарёнными детьми, которую можно применить каждому ...

Методический доклад "Роль конкурсно - фестивальной деятельности в процессе развития творческих способностей учащихся ДШИ"

В данном локладе показана роль конкурсно - фестивальной деятельности как одна из оптимальных форм  для повышения уровня мотивации к обучению у детей со средними музыкальными способностями и реали...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...