Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
материал на тему
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приёмов технологии РКМЧП как средство повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы.
Как повысить качество знаний? Это один из главных вопросов в сфере образования. Этим вопросом задаётся каждый учитель. Нет единого определения, что такое «качество знаний».
Качество знаний складывается из нескольких компонентов:
Прочность - сохранение в памяти главного, существенного.
Осознанность - умение понять, умение доказать свою точку зрения.
Обобщённость - умение выразить конкретные знания в обобщённой форме.
Конкретность - умение раскрыть обобщённые знания на конкретных примерах.
Оперативность - использование знаний в однотипной ситуации.
Полнота - соответствие образовательной программе в полном объёме.
Глубина - осознанные знания учащихся и связи между этими знаниями.
Системность - знания расположены в последовательности и иерархии.
Каждый учитель ищет свои методы, приёмы, технологии, которые помогли бы ему повысить качество знаний учащихся. Меня как учителя вопрос повышения знаний учащихся тоже волнует. И я хочу остановиться на одном из путей повышения качества знаний через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
За время педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с немногими технологиями обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. Именно к эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП.
Когда я впервые познакомилась с технологией РКМЧП, я не сразу поняла, насколько она эффективна. Но с начала работы проблемной группы «Технология РКМЧП: от теории – к практике» я постепенно стала разбираться в данной технологии. Потом были первые попытки её применения, и всё больше я убеждалась, что мне это надо. Постепенно технология «разложилась» на мою практику поэтапно, по ступенькам. Выяснилось, что применение технологии РКМЧП повышает качество знаний учащихся.
Мы живем в информационно насыщенное время и должны уметь с этой информацией работать. Однако практика показывает, что зачастую наиболее важные для работы с информацией процессы—чтение и письмо, с которыми нам, преподавателям, приходится работать на каждом уроке, малоэффективны и не дают ожидаемого результата. Поэтому для повышения информативной грамотности в учебной деятельности необходимо менять подход к основным инструментам обучения-чтению и письму, и развивать эти навыки целенаправленно и последовательно. Именно в этом и поможет технология РКМЧП.
Самостоятельность – есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», - писал К.Д. Ушинский.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает», - считал Д. Дьюи. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознаёт, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранный путь логичнее и рациональнее прочих.
В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом.
Рассмотрим те приемы, которые эффективно используются мной при обучении русскому языку и литературе.
Литература.
Цель: формирование умения работать с информацией: работа с текстами разных видов. Формирование коммуникативной компетенции: владение диалогической и монологической речью.
Приём « Тонкие и толстые вопросы»
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? | Толстые? |
Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Могли...? Как звать...? Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? | Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет, если...? Что, если...? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа.
В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
«Толстые и тонкие вопросы» является самым любимым и часто используемым приёмом на моих уроках. Это позволило приобщить детей к осознанному чтению. Они стали читать более вдумчиво, хорошо ориентироваться в прочитанном тексте. Так же дети уяснили, что любой ответ, предположение надо подкреплять доказательствами.
Русский язык
Цель: овладение новыми знаниями, умение применять их на практике.
«Кластер»
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, соединяя это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Данный прием можно применять на самых разных этапах урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Благодаря чему урок превращается в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступили. На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту. Детям проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Данный приём хорошо использовать на уроках русского языка при изучении таких тем как «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и т.д. Детям даётся правило, в котором нужно найти ошибки. Использование приёма помогает детям лучше запомнить правила, учит их доказывать свою точку зрения, опираясь на полученные знания.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность, повышает качество знаний. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием повышения качества обучения, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся в условиях введения ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.
Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....