Методическая рекомендация "Развиваем одаренность!"
методическая разработка на тему

Камалдинова Ольга Геннадьевна

Детский возраст – период становления способностей, личности, бурных интегративных  процессов в психике. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, во многом будет определена его последующая способность к образованию.

Безусловно,  доминирующими в настоящее время должны стать проблемы развития способностей ребенка до уровня одаренности.  Необходимо  разработать программы для одаренных детей которые важны не только как фундамент для выявления дидактических аспектов проблемы обучения детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она будет интересна как базовая проблема  для дальнейшей разработки целей, принципов, содержания, форм и методов обучения и создания новых программ работы с талантливыми детьми. 

В пособии затронуты темы:

1. Признаки одаренного ребенка

2. Интересные факты о мозге

3. Факторы, влияющие на развитие, и действия для увеличения эффективности этих факторов

4. Приём как педагогическое искусство

5. Умственная аэробика, или как развивать способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_odarennost.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем одаренность

  1. Введение

Детский возраст – период становления способностей, личности, бурных интегративных  процессов в психике. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, во многом будет определена его последующая способность к образованию. Быстро изменяющиеся социально – экономические отношения порождают противоречивость как материальной, так и духовной жизни взрослых и детей. Эта противоречивость отражается на процессе выявления, развития личности детей, их разносторонней поддержки. И в этой ситуации семья должна  играть значительную роль в преодолении негативных явлений. Но она, адаптируясь к новым условиям, оказалась в сложном положении. Семья, призванная стать основной нишей, обеспечивающей социальную защищенность детей, далеко не всегда готова и способна таковой быть.

В связи с этим огромная роль в процессе формирования личности ребенка принадлежит педагогам. Анализируя статистику мотивации учебной деятельности учащихся 11 – 15 лет, мы убедились, что основным мотивом учения младших подростков (5 – 6 классы) является социальная ориентация – долг и ответственность (69%). На втором месте стоят познавательные мотивы: хорошая учеба (55 %), овладение новыми знаниями (56 %). Доминирующий мотив у старших подростков (9 класс) – прагматизм, выгоды делового плана (63 %). Второй по значимости – мотив эмоционального восприятия процесса учения (55 %). Достаточно ярко выражены мотивы общественной значимости учения (51 %) и самоутверждения (52 %). Эти результаты убедили нас в том, что у детей присутствует мотивация достижения, и ее необходимо развивать и использовать.

Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом.

Сегодня совершенно очевидно - наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

Безусловно,  доминирующими в настоящее время должны стать проблемы развития способностей ребенка до уровня одаренности.  Необходимо  разработать программы для одаренных детей,   которые важны не только как фундамент для выявления дидактических аспектов проблемы обучения детей, но и как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. И в этом смысле она будет интересна как базовая проблема  для дальнейшей разработки целей, принципов, содержания, форм и методов обучения и создания новых программ работы с талантливыми детьми.


  1. Признаки одаренного ребенка

Одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению

Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптируемы.

Мотивационный аспект одаренности включает в себя потребность в новых впечатлениях, потребность в исследованиях, потребность в поисках истины, потребность в решении противоречий.

Креативность - это способность порождать разнообразные оригинальные идеи в нерегламентированных условиях деятельности (дивергентное мышление).

Творчество (creative work) - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах, способность осмысленно включать в жизнь что-то новое.

 "Для того, чтобы привести к движению все свои силы, человеку необходимо поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его зажечь"

 Э.Ренан.

По диапазону интеллектуальные способности классифицируются по трем уровням:

1. Одаренность (endowments) - совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность и выделяющих человека среди остальных. Одаренность проявляется в способности что-то улучшать, совершенствовать.

2. Талант (talent) - сочетание таких задатков, которые могут реализоваться через творчество, создание нового, необычного.

3.  Гениальность (qenius) - высшая степень одаренности; такие люди создают новые идеи, результаты их деятельности влияют на развитие человеческой цивилизации.

 

Одаренными можно считать детей, если они:

  • часто "перескакивают" через последовательные этапы своего развития;
  •  у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;
  • рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
  • способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;
  • они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;
  • в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;
  • легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;
  • способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно;
  • одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы. увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих;
  • хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают;
  • одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "не по зубам", и в решении некоторых из них добиваются успеха;
  • для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку   они   способны   вообразить   себе   множество   опасных последствий какого-либо события;
  • они чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;
  • одаренные дети часто обладают экстрасенсорными способностями;
  • они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;
  • большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна;
  • одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной координацией   между   визуальным   восприятием   и   механическим движением. Особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей;
  • они часто стремятся доводить все до полного совершенства;
  • одаренные дети отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи;
  • в общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слышащих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на "нормальное" общение и доказать, что это не так;
  • одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих людей привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми;
  • в виде защитной реакции на непонимание сверстниками одаренные дети часто используют издевку, высмеивание,  подтрунивание даже над родителями и учителями;
  • если одаренный ребенок не имеет друзей среди сверстников,  он начинает дружить со взрослыми детьми;
  • одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.

Разве не мудрость привела Сократа к чаше с ядом?

Гертсен Герт


  1. Интересные факты о мозге

  1. Мозг, как и мышцы, чем больше его тренируешь, тем больше он растет. Мозг среднего взрослого мужчины весит 1424 грамма, к старости масса мозга уменьшается до 1395 граммов. Динозавры, достигавшие 9 метров в длину, имели мозг величиной с грецкий орех и весом всего 70 граммов.
  2. Самое бурное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет.
  3. Чем образованнее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.
  4. Занятие незнакомой деятельностью - лучший способ развития мозга. Общение с теми, кто превосходит Вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.
  5. Сигналы в нервной системе человека достигают скорости 288 км/час. К старости скорость снижается на 15%.
  6. Самый высокий средний национальный показатель Ай-кью в мире у японцев - 11. У 10% японцев Ай-кью выше 130.
  7. Сверхфотографическая память принадлежит Крейтону Карвелло, способному с одного взгляда запомнить последовательность карт сразу в шести отдельных колодах (312 штук).

Обычно в нашей жизни мы используем 5-7% возможностей нашего мозга. Представить трудно, сколько всего совершил и открыл бы человек, задействуй он ещё хотя бы столько же. Зачем нам такой запас прочности, ученые пока не выяснили, но точно определили, за что отвечают вышеупомянутые 5%.

  1. Префронтальная кора (лобная часть) - регулирует процессы мышления (позволяет нам рассуждать, делать абстрактные умозаключения и т.п.)
  2. Двигательная кора - центр двигательной активности (контролирует жесты)
  3. Височная доля - центр слуха и восприятия речи. Верхняя височная доля ответственна за информацию, которую мы регулярно получаем, данная область  ответственна и за память.
  4. Теменная доля отвечает за осязание и ориентацию в пространстве. Здесь аккумулируются наши чувства, и создается связная картина внешнего мира.
  5. Затылочная зона - зрительный центр, центр глазодвигательной активности.
  6. Мозжечок - играет ключевую роль в регулировании равновесия. Он выступает и как «автопилот» при выполнении выученных действий, например, при езде на велосипеде, или при печатании на клавиатуре.

Разновидности интеллекта

  1. Телесный/физический
  2. Лингвистический
  3. Математический/логический
  4. Визуальный/пространственный
  5. Музыкальный
  6. Интеллект натуралиста
  7. Межличностный
  8. Внутриличностный

Умение педагогом грамотно, профессионально удовлетворять познавательную активность, поддерживать интеллектуальную инициативу- залог успешной работы по развитию способностей ребенка до уровня одаренности.

4.   Факторы, влияющие на развитие, и действия для увеличения эффективности этих факторов

Работа с интеллектуально-инициативными детьми требует определенной оперативной модели обучения

Необходимый фактор выполнения

Действия, необходимые для увеличения эффективности

Восприятие информации (рецепторы), прием информации от внешних систем без искажения и в полном объеме

Включенность, владение терминами, мотивация обучения, знание способов восприятия, воздействие на различные рецепторы. Для этого необходимо обеспечить доступную работу всех органов чувств человека и нормальное, работоспособное состояние обучаемого для приема, переработки и усвоения учебного материала. Разбиение информации на уровни.

Переработка информации (сознание)

Включенность

Регулирование поведения (программы реализации функций через потребности)

Индивидуальная работа преподавателя с

воспитанником

Сохранение и накопление информации (память)

Работа преподавателя с воспитанником, организация эффективных методов ведения уроков

Каналы приема и передачи информации (интуитивный, логический, этический, эмоциональный, сенсорный, физический)

Комплексный подход к передаче информации детям

Ориентировочно-мотивационная составляющая деятельности

Осознание цели работы

Операционально-исполнительная составляющая деятельности

Постоянное исполнение поставленных задач

Рефлексивно-оценочная составляющая деятельности

Формирование собственной системы оценки и объективной оценки преподавателя

Обеспечение эффективной работы внутренних каналов связи, программ регулирования и структуры внутренней мотивации

Личностно - ориентированный подход в отношении педагога к обучаемым.

Информация должна реализоваться в человеке через "надо", "могу", "хочу", "ощущаю", "интересно", "возбуждение", "сопереживание"

Личностная работа

Организация такой внешней деятельности, результаты которой через обратную связь способны обеспечить самоактуализацию (общественное одобрение) и самореализацию (личный успех)

Организация процесса обучения

Поскольку одаренные дети уже на ранних этапах своего развития начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт; способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, педагогу, при планировании работы с ними необходимо учитывать мотивы учения.

Мотивы учения

Познавательный процесс

Учение как познавательная деятельность воспитанников

направленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике

Эмоциональный характер изложения материала (особенно нового)

дает воспитанникам радость и удовлетворение от сознания того, что они узнают новое, интересное, полезное; радость познания рождает саму потребность в знаниях

Организация познавательной поисковой деятельности

дает возможность переживать радость самостоятельных открытий

Вооружение воспитанников рациональными приемами учебной работы

освобождает от пустой, безрезультатной траты времени, излишних усилий, малопроизводительной деятельности

Динамическое ведение занятий с применением разнообразных приемов

необходимо для  возбуждения внимания воспитанников

Активность и разнообразие методов изложения материала

исключает косвенный, опосредованный интерес к изучаемому материалу

При правильном подходе к развитию одаренности у детей происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. (По Климову, благодаря индивидуальному стилю достигается большая или меньшая успешность в интеллектуальной деятельности)

Вместе с этим идет серьезное развитие эмоций и чувств. Возникает осознанность настроений, саморегуляция. Эти эмоции напрямую связаны с познавательной деятельностью, сферой интересов. То, что интересует, переживается глубоко эмоционально.

5. Приём как педагогическое искусство

     Если рассматривать с современных позиций образовательную технологию, то она должна включать в себя элементы неопределённости, позволяющие педагогу проявить своё индивидуальное мастерство. Эти элементы входят в одну из составляющих технологии - модель обучения. Модель обучения включает в себя дидактическую основу (метод, форма) и педагогическую технику (средства, приёмы), которые дополняются личностными особенностями педагога (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения ит.д.). Данный симбиоз является педагогическим искусством в работе над развитием познавательной, интеллектуальной, творческой активности, и, соответственно, над развитием одаренности. Искусство постигается через образцы и примеры. В литературе определены формулировки средств обучения, методов, форм, но независимо от различий в трактовке многие исследователи сходятся в одном: «Педагогу в современной практике нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться».

1. Приемы по повышению интереса к учебному материалу.

Удивляй!

Педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Тема: Вода. Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите за окно (в зимнее время). Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств…

Р.S. Иногда удивительное не просто привлекает внимание здесь и сейчас, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени

Привлекательная цель

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная цель, выполняя которую он волей неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Маленький ребёнок не хочет идти купаться в ванне. Мама не тащит его силой, а предлагает: пойдём купать рыбку! Такая цель ребёнку понятна и привлекательна – и вот он уже с удовольствием плещется вместе с рыбкой. А мама ненавязчиво достигла своей цели: моет малыша.

Р.S: Ищите привлекательную цель в сфере их интересов

Отсроченная отгадка

В начале занятия педагог даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на занятии при работе над новым материалом.

Пример: Я расскажу вам правдивую историю. В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджёг при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател…К концу занятия вы попробуете догадаться, что же произошло. (Крестьянин изобрёл противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджёг дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению)

Фантастическая добавка

Педагог дополняет реальную ситуацию фантастикой

Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменять значение любого параметра; придумать фантастическое растение, животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека…

Пример. Литература: Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до дуэли. Что бы вы им сказали? Попробуйте передать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях

Лови ошибку!

Объясняя материал, педагог намеренно допускает ошибки.

Сначала дети заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать опасные места жестом или интонацией. Необходимо научить мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Находка преподавателя ТРИЗ Виктора Ивановича Тимохова: на уроках в начальных классах он использовал в качестве награды за внимание «Переходящую почётную шляпу Фомы Неверующего»

Р.S.Планируя ошибку, планируйте и её убедительность

Практичность теории

Введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам

Пример: Учим детей простым приёмам хохломской росписи. И говори приэтом: теперь вы можете сделать красивую доску. Но, если ребёнок не решает какую-то личную проблему, научившись хохломской росписи, то никакой практической мотивации нет. Дело педагога подсказать, какую личную проблему может решить ребёнок. Например, сделать маме подарок на день рождения

2.  Приемы игровой учебной деятельности

Игра- тренинг. Игровая цель

Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, педагог включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели

Пример: Сложение. Решение примеров. Решаем примеры и перемещаем фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. «Эстафета» - на доске три столбика примеров, три команды. Первые участники одновременно подходят к доске, решают первое задание, затем возвращаются на места, отдав мел другому игроку команды. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок выполнит своё задание.

Игра – тренинг. Логическая цепочка

Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определёнными правилами, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего

Суть игры по схеме игры «Города» - когда один участник называет город (Киев), другой продолжает цепочку, называя город с последней буквы предыдущего (Воронеж). Формально – логический признак может быть любым. Например: цепочка слов с одним слогом.(дом – лес –сад –пол -луг-лоб) и т.п.

Игры в случайность

Педагог вводит в занятие элементы случайного выбора

Там где правит бал случай – там азарт. Попробуем поставить его на службу. Для этого годится рулетка (Что? Где? Когда?). Объектом случайного выбора может быть решаемая задача, вопрос, тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик…Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орёл или решка), тянут жребий, запускают бумажный самолётик…

Пример: История. Повторение пройденного материала. Полёт на «хронолёте» - простой бумажный самолётик, который сделает каждый мальчишка - вполне пригоден для полётов во времени. Педагог карандашом пишет дату и место события и запускает хронолёт, к кому на парту он сядет, тот и попадает в другое время. Ученик должен рассказать нам о том, что он там видит. Детям разрешается фантазировать, но не отступая от исторической реальности.

Театрализация

Разыгрывается сценка на учебную тему

Пример: Физика. Педагог: Представьте, что я Аристотель и докажите мне, что моя теория ошибочна. Только не пользуйтесь лексикой современной физики. Иначе я вас просто не пойму. Педагог специально отсекает все попытки сослаться на термин из учебника, необходимо вывести ребят на искреннюю работу. Чаще всего ребёнок работает в системе навязанных ему алгоритмов.

Литература. Ученикам предлагается выбрать роль актёра, режиссёра или постановщика пьесы. Вместо обычных школьных сочинений режиссёры пишут сцену для постановки, актёры – день из жизни своего героя. Несмотря на то, что один ученик вживается только в один образ, он неминуемо должен прочувствовать всю пьесу.

«Да - нетка»

Педагог загадывает нечто (число, предмет, исторического героя, вид искусства, технологию ручного творчества). Дети пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: да, нет, и да и нет

Бывает, вопрос задаётся некорректно или педагог не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

Р.S.После игры обязательное краткое обсуждение: какие вопросы были сильными? Какие (и почему) – слабыми? Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

  1. Приемы повторения пройденного на занятии, уроке

Своя опора

Ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы

Часто это имеет делать смысл на листе большого формата. Не обязательно всем классом повторять одну и ту же тему. Две группы повторяют разные темы, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры. Вариант: несколько учеников развешивают свои опоры – плакаты, остальные собираются в группы и обсуждают их. В качестве подприёма предложите детям создать «универсальную шпаргалку» по данной теме. Проведите конкурс опор - шпаргалок

Повторяем с контролем

Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме

Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков ит.п.

Повторяем с расширением

Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме

На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.

Пересечение тем

Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной педагогом

Приём хорош тем, что повторение предыдущего сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения

Пример: Литература. Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копейку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Петра Гринёва?

Р.S.Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления

6.    Умственная аэробика, или как развивать способности

Приступая к работе по развитию одаренности у детей, педагог должен четко представлять, что обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решении жизненных задач.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Если рассмотреть структуру сознания, мы увидим важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Именно эти процессы лежат в основе интеллектуального развития ребенка, а соответственно и в развитии одаренности.

Мы уже знаем, мозг, как и мышцы - чем больше его тренируешь, тем больше он растет. Так же и память человека, чтобы всегда оставалась гибкой и подвижной, её надо постоянно тренировать.  В идеале - это 20-25 минут в день. Продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам)

Алексис Кастори, психолог-клиницист и «мозговой тренер» из Флориды предложила упражнения, предназначенные для того, чтобы помочь таким функциям мозга, как  память, способность схватывать смысл, ранжирование приоритетов, визуализация образов.

  1. Как можно быстрее сосчитать в обратном порядке от 100 до 1.
  2. Произнести алфавит, придумывая на каждую букву слово («а»-абрикос, «б»-бочка и т.д.), причем, как можно быстрее. Если человек задумывается над буквой более 30 секунд - пропустить и продолжать дальше.
  3. Произнести 20 мужских имен (опять же, как можно быстрее), нумеруя каждое из них (1 - Дмитрий, 2 - Кирилл, 3 - Виктор и т.д.)
  4. Проделать то же, но теперь с женскими именами.
  5. Так же пронумеровать 20 видов пищи (1 - котлета, 2 - пицца, 3 - компот и т.д.)
  6. Выбрать одну букву алфавита и назвать 20 слов, начинающихся с нее (нумеруя их так же, как в предыдущих упражнениях), и снова, как можно скорее.
  7. Закрыть глаза, сосчитать до 20 и открыть.
  8. Мозговой спринт: Выберете любое слово (спонтанно), напишите его в верхней части листа. Засеките время (5 минут), и в течение этого времени напишите на листе как можно больше фраз с этим словом. Не останавливайтесь и не задумывайтесь. Ваша задача - «победить» время, даже если ваши ассоциации выглядят глупо.
  9. Усиление до максимума: Читать вслух текст, перевернутый вверх ногами. Скорость чтения резко уменьшится, так как мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это и означает, что умственные способности усиливаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие-презентация.Одаренные дети,кто они?

Презентация сделана на основе концепции детской одаренности. Рассматриваются виды одаренности,типы развития одаренных детей. К каждому слайду есть комментарий.При загрузке мне пришлось изменить год, в...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Методическая разработка "Методические рекомендации по работе с одаренными детьми"

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопл...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....