Типы ЭОР
статья на тему

Глазырин Михаил Анатольевич

Типы ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eor.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Типы ЭОР

Типы ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

Электронные образовательные ресурсы, представленные на сайте Единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru, были разработаны в рамках реализации проекта «Информатизация системы образования». В рамках проекта ресурсы были названы цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

В Единой коллекции представлены следующие типы ресурсов:

  1. информационные источники для системы образования
  • элементарные информационные источники (графическое изображение, текст-описание, фотоснимки);
  • информационные источники простой структуры (учебный текст, тексты-объяснения);
  • информационные источники сложной структуры – ИИСС (Гипертекст: в текст могут быть включены ссылки на ресурсы.)
  1. информационные инструменты
  • инструменты учебной деятельности - ресурсы, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, звука и видео, компьютерных лабораторий.
  • инструменты организации учебного процесса - ресурсы для методистов, учителей и школьных администраторов, использование которых позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контролировать и анализировать знания учащихся и хода учебного процесса и пр., т.е. осуществлять информатизацию процесса управления образовательным учреждением;
  1. учебно-методические материалы, ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов
  • ЦОР к уже рекомендованным к использованию традиционным предметным учебно-методическим комплектам (УМК).
  • инновационные учебно-методические комплексы – ИУМК.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов предлагает разнообразные учебные и методические материалы по различным предметам. Остановимся на некоторых из них.

Наборы цифровых ресурсов к учебникам

Наборы ЦОР к учебникам – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровом формате ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника и снабженные методическими рекомендациями.

Среди цифровых ресурсов к учебникам можно выделить несколько категорий, рассмотрим их поподробнее.

Слайды и интерактивные слайд-шоу, представляющие собой демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем  новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учащимися при самостоятельной работе над  изучаемой темой в компьютерном классе или  дома при наличии компьютера. Материалы представляются отдельным слайдом в формате PowerPoint (pps) или представлены в формате флеш-роликов (swf).

Домашние задания представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи выполнения задания учеником. Работа с бланками домашних заданий может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование электронной почты)

Практические задания ─ текстовые файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения на компьютере в компьютерном классе. К тексту задания могут прилагаться рабочие файлы с исходным материалом, предназначенным для обработки (например, база данных, электронная таблица и пр.).

Интерактивный задачник ─ сборник задач по теоретическим вопросам курса, разделенный на тематические части. Условие задачи выводится на экран. Полученный результат ученик вводит в окно ввода результата. Осуществляется автоматическая проверка правильности решения задачи. Если ученик решил задачу неправильно, то ему предоставляется подробный разбор ее решения. Таким образом, задачник выполняет обучающее-контролирующую функцию.

Интерактивный справочник ─ анимированные интерактивные флэш-демонстрации. Используют, как правило, иерархическую структуру подачи материала.  Содержат как текстовую справочную информацию,  так и анимированные демонстрации последовательности действий пользователя.

Тестирующие программы позволяют проводить интерактивное тестирование прямо в процессе урока. Могут быть использованы учащимися и для самоконтроля. Тестовые заданий генерируются из Базы заданий, которая структурирована по тематическим разделам. Существуют тесты тренировочного назначения и итоговые тесты (экзамены).

Кроссворды ─ реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебного курса. 

Модели ─ интерактивные программные средства, воспроизводящие объект моделирования, предоставляющие возможность пользователю активных действий с целью виртуального экспериментирования.

Инновационные учебные материалы

Особенность инновационных учебных материалов (ИУМК) состоит в том, что они представляют собой систему образовательных ресурсов, которая может включать цифровые и нецифровые  источники и инструменты, обеспечивая функции управления учебным процессом и его организации. В ИУМК может входить весь набор средств обучения, необходимых для осуществления учебного процесса, (учебник, методическое пособие для учителя, цифровые образовательные источники, сайт поддержки данного ИУМК). Инновационные учебные ресурсы ориентированы на новые формы представление учебного материала, новые педагогические технологии обучения и новые способы организации учебного процесса. В связи с этим изменяется характер взаимодействия ученика и учителя, повышается роль исследовательской деятельности учащихся. Активно используются проектные методики.

Важной особенностью ИУМК является их открытость. У творческого учителя появилась возможность использовать инструменты инновационного комплекса для создания собственных ресурсов.

На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в рубрике «Инновационные учебные материалы» размещено несколько информационных источников сложной структуры по различным предметным областям.

Коллекции

В данном разделе представлены коллекции по различным предметным областям.

Инструменты учебной деятельности

В данном разделе представлены различные инструменты учебной деятельности по различным предметным областям.

Комплексные ресурсы

В данном разделе представлен сервис формирования тематических подборок ЦОР в виде комплектов учебно-методических ресурсов (комплексных ЦОР) по предметам на основе Федерального базисного учебного плана, примерных программ среднего (полного) общего образования. Комплексные ЦОР строятся как тематические образовательные траектории с возможностью индивидуальных подборок ресурсов по темам учебных дисциплин на базе содержания Единой коллекции.

Электронные издания

В разделе «Электронные издания» много интересных материалов, в том числе для уроков и для организации самостоятельной работы учащихся.

Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных услуг

На портале Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем.

Открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого тематического элемента в образовательной модульной мультимедиа системе имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ), соответствующих основным компонентам учебного процесса:

  • модуль получения информации (И-тип),
  • модуль практических занятий (П-тип),
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый модуль автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Для каждого ЭУМ возможно наличие одного или нескольких вариативов.

Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа, посвящённые одному и тому же тематическому элементу.

При этом каждый модуль представляет собой законченный интерактивный мультимедиа объект, который направлен на решение конкретной учебной задачи. Для каждого типа электронных учебных модулей  имеется один или несколько вариативов, т.е. учебных модулей одинакового типа, посвящённых одному и тому же тематическому элементу, раскрывающих его содержание разными средствами.

Вариативы могут отличаться друг от друга:

  • характером учебной деятельности (например, тест или контрольное упражнение на тренажере);
  • технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд);
  • вариантом содержательной основы (например, другим алгоритмом решения задачи или представлением альтернативных научных взглядов) и т. п.

Например, вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного пользователя, а также может отличаться  глубиной представления материала, исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося.

Благодаря наличию вариативов учащийся может выбрать наиболее комфортные для себя варианты ЭУМ, в результате чего создаются все условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:

  • модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);
  • доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение требуется установка плеера и в ряде случаев дополнительного программного обеспечения, что несколько снижает доступность этих ЭОР и предъявляет требования к ИКТ-компетентности пользователей);
  • вариативность (содержательная вариативность: уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала);
  • мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их  различные комбинации);
  • интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа).

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

По каждому модулю представлена информация: общие сведения, жизненный цикл, технические и образовательные характеристики, права собственности, рубрикации.

По каждому изучаемому вопросу представлены ресурсы трех типов:

1) информационные – в них представлены основные теоретические сведения, причем, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный контроль в форме одного-двух вопросов;

2) практические – в них ученику предлагается выполнить несколько заданий или ответить на вопросы, причем, в случае неудачи ему предоставляется возможность повторного ответа или теоретическая подсказка;

3) контролирующие – в них ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты.

Следует отметить, что последовательное использование ресурсов информационного, практического и контролирующего типа по некоторой теме, фактически, определяет ход обучения по теме.

Выводы

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЭОР: 1) специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету; 2) «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания; 3) размещенные на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанных для поддержки учебного процесса по предмету и снабженные методическими рекомендациями, в которых отражены цели их использования и решаемые дидактические задачи.

В процессе подготовки к уроку учитель может использовать ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА on-line (http://www.edu.ru/moodle/), а также открытый сегмент ФБТЗ по информатике (http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/).

ЭОР, размещенные на сайте ФЦИОР обладают рядом достоинств, в первую очередь, это открытость образовательных модульных мультимедиа систем:

  • полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива и мультимедиа сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;
  • возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей;
  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Вышеперечисленные преимущества открытых модульных мультимедиа систем обеспечивают достаточно высокие качества электронных образовательных ресурсов, необходимые для их широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения.

Материал подготовлен на основе материалов лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе», разработанных Академией АйТи в рамках реализации проекта «Обучение и методическая поддержка учителей по использованию ЭОР в образовательной деятельности, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий» в 2011-2012 гг.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по теме: "Типы соцветий".

Интерактивный кроссворд содержит вопросы по 8 наиболее распространённым типам соцветий. Возможно использование как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия по предмету....

Контрольная работа по биологии в 7 классе "Типы червей"

Эта работа поможет провести текущий контроль знаний...

Главные типы почв России

Презентация  к  уроку  географии  в 8  классе (2-ой  урок  темы)  показывает  главные  типы  почв  России, особенности  их  строен...

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

«Средства пожаротушения и правила пользования ими. Огнетушители. Их типы и особенности.»

Средства пожаротушения и правила пользования ими.Огнетушители. Их типы и особенности.Урок ОБЖ в 5, 8 классах.Цели урока: рассказать учащимся о средствах пожаротушения, привить элементарные навыки борь...

"Типы речи". Дидактический материал для работы на уроках русского языка.

Данный материал удобен для использования на уроках русского языка, речи и культуры общения при изучении и повторении темы "Типы речи" в 5-9 классах....