Ресурсы развития современного урока
статья на тему
выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.zip | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ПО ТЕМЕ: «РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель.
Анализ нынешней социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует, в частности, о том, что урок оторван в основе своей от реальной жизни. Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.
Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.
Их преодолению, как показывает инновационная практика, помогает умелое и ресурсообеспеченное применение в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.
По результатам социального опроса педагогов российских школ выявлено, что среди ресурсов современного урока, таких как: информационный ресурс, ресурс образовательных технологий, инновационный ресурс, здоровьесберегающие ресурсы, совершенствование методических знаний и умений учителя, самым оптимальным ресурсом развития современного урока по мнению педагогов является совершенствование методических знаний и умений учителя. Поэтому считаем необходимым обратиться к современным методам и формам проведения урока.
Слайд 1: «Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке» М.Н. Скаткин. Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся.
Слайд 2: Диагностика и оценка деятельности педагога в системе анализа знаний осуществляется на изучении особенностей построения его индивидуальной методической системы: форм обучения, методов обучения, методов преподавания и т.д. (читать со слайда только формы обучения).
Слайд 3: Существуют разные классификации типов урока: по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса. По дидактическим целям различают классические и нетрадиционные типы уроков.
Классические типы урока: (читать со слайда)
Нетрадиционные типы урока: (читать со слайда)
Слайд 4: Структура различных типов урока – (прочитать определение и типы со слайда). Здесь можно говорить очень долго, так как каждый тип имеет свою структуру и содержание. Если кто-нибудь заинтересуется, то я могу поделиться данным материалом.
Слайд 5: Далее мы будем говорить о методах обучения. Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».
Слайд 6: Давайте еще раз обратимся к схеме. Хочу обратить ваше внимание на методы обучения. (читать со слайда). Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными. Обновление образования требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, в том числе и знания интерактивных форм и методов обучения.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Использование интерактивных форм и методов обучения является приоритетным направлением образования.
Уважаемые коллеги, можете ли вы дать определение интерактивного метода обучения?
Слайд 7: В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения можно выделить следующие методы обучения: пассивные, активные и интерактивные.
Слайд 8: Пассивные методы. Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Очень хорошо это видно на схеме.
Слайд 9: Активные методы. Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.
Слайд 10: Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Слайд 11: В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:
«Скажи мне, я забываю,
Покажи мне, я могу запомнить,
Позволь мне сделать это,
И это станет моим навсегда»
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Слайд 12: Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Слайд 13: Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Остановлюсь лишь на некоторых. Карусель - это когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.
Слайд 14: К методическим приемам интерактивного обучения относятся следующие:
Игры
Пары и группы
«Мозговая атака»
«Общая дискуссия»
Проекты
Семинары
«Общий галдёж»
Словесные ассоциации
Воспроизведение информации
Слайд 15: Рассмотрим далее структуру интерактивного занятия. (читать со слайда)
Слайд 16: Затраты учебного времени следующие: (читать со слайда)
Слайд 17, 18: Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- Умение работать с командой и в команде
- Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
- Воспитание лидерских качеств
Слайд 19: Таким образом, интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные ресурсы на современном уроке географии
Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет". Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пи...
Педагогическая конференция "Что такое ресурс современного урока? Виды ресурсов."
Что такое ресурс современного урока?...
Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...
Электронные образовательные ресурсы в современном уроке
Продукт состоит из электронных интегрированных викторин в формате презентаций по истории и литературе. Перечень тем: «Отечествен...
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ и СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ и СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА....
Информационные ресурсы на современном уроке географии
____________________________________________________________...
Информационно-коммуникационные технологии, как ресурс развития современного урока музыки
ХХ1 век - это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое коли...