Формы и методы работы с одаренными детьми
консультация на тему

Коршунова Марина Сергеевна

В статье изложены некоторые формы  и методы работы с одаренными детьми и детьми повышенной мотивации на уроках обществоведческого цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одаренными учащимися на уроках обществоведческого цикла

    Современное общество  ставит  перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей современного образования, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Национальная  инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности  в трех направлениях:                                        

1)выявление детских талантов и талантливых детей;
2)поддержка  развития     талантов;                                                                                                                                                                            
3)повышение  квалификации  педагогов  в  области  работы  с  высоко  способными детьми.

     В каждой школе, и в  нашей, в частности, учатся дети, которые составляют её интеллектуально – творческий потенциал. Они – победители и призеры муниципальных и региональных предметных олимпиад и конкурсов. Некоторые из них выходят на Всероссийский и международный уровень.  И таких детей с каждым годом становится все больше. Что касается предметов обществоведческого цикла, то участниками и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников за два последних года стали Петров Василий и Бекмешова Мария (учитель Карпушов А.А.), Пустыльник Илья (Утина С.А.), Банк Мария, Королева Наталья, Смагин Иван, Ардашев Иоанн и Лобастова Марина (Коршунова М.С.). Победителей и призеров областных этапов различных конкурсов и конференций по историческому краеведению гораздо больше, поэтому я не буду их называть. Ежегодно десятки учеников нашей школы успешно участвуют в районных краеведческих конференциях, а также во всероссийских и международных интернет-конкурсах. Несомненно, в этих победах есть и немалая заслуга их наставников-учителей.

    Работа с одаренными детьми, развитие их способностей становится одним из важнейших аспектов деятельности каждого учителя. Какие же формы работы с одаренными учащимися, на мой взгляд, являются наиболее эффективными:
-   групповые занятия (факультативы  в   старших классах и консультации в среднем.звене);
- участие в конкурсах,  интеллектуальных играх, фестивалях);
-  курсы по выбору для подготовки к ЕГЭ, организованные СарФТИ;
-  участие  в  олимпиадах  различного  уровня,  что,  кстати,  является    хорошей        тренировкой для сдачи экзаменов;
-    работа по индивидуальным планам;
-    занятия старшеклассников в профильных классах;
-    интеллектуальные марафоны.

     В урочной деятельности мною, как и другими учителями истории школы,  используются следующие виды деятельности:

-  проблемно-развивающее обучение,  работа в малых группах  на уроках;
-  игровые технологии (деловые игры и путешествия);
- информационно-коммуникативные  технологии  (разноуровневые  тесты, презентации, тренажёры с заданиями по типу ЕГЭ)
-  задания творческого и нестандартного характера, дифференцированные по уровню сложности задания из рабочих тетрадей;                                                                    -   проектно-исследовательская деятельность по   истории родного края.

Наиболее привлекательной для детей стала проектно-исследовательская деятельность. С большим успехом этот вид деятельности можно использовать в этно-экологии,  которая изучает взаимоотношения человека с окружающим миром в рамках традиционной культуры, а также влияние этой культуры на современность. В ходе работы над проектами  происходит так называемый «диалог культур», так как ребята напрямую общаются с представителями старшего поколения и приобщаются к культуре наших предков, учатся ценить и уважать их образ жизни и перенимать их опыт. А это немаловажно для воспитания чувства гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. По мнению детей, изучение истории родного края похоже на чтение интересной книги, на страницах которой рассказы старожилов, вещественные памятники старины, предметы обихода, археологические находки и многое другое. Изучая историю родного края и своей семьи на уроках и во внеурочное время, ребята занимаются нужным и интересным делом, учатся любить свою Малую родину, приносить пользу людям. И в этом огромное значение их деятельности.

 Наиболее эффективны, на мой взгляд, следующие методы работы с одаренными учащимися:

  • Метод вживания (Позволяет учащимся мысленно «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри).
  • Метод эвристических вопросов  (Ответы на семь ключевых вопросов:   Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта)
  • Метод сравнения (Дает возможность сопоставить разные версии учащихся с культурно – историческими аналогами)
  • Метод путешествия в будущее (Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования).
  • Метод придумывания (Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий).
  • Метод «если бы…» (Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира).
  • «Мозговой штурм» (Позволяет собрать большое число идей)

     Работа с одаренными детьми предъявляет высокие требования и к самому учителю. Он должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

     Если дети – национальное  достояние любой страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал. Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего       Отечества.

                   Коршунова М.С., учитель истории Дивеевской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

Статья "Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка".

В статье предлагаются некоторые интересные формы проведения уроков русского языка...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...