Пояснительная записка к презентации
статья по теме

Жиркова Анастасия Александровна

Обобщение опыта по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся средствами рок-песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx100.72 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Учитель года 2014»

Пояснительная записка

Рок-песни как средство развития духовно-нравственных качеств обучающихся

Жиркова А.А.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара

В презентации представлена часть программы педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий «Дорога к вечным ценностям», проекта по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся среднего звена МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара.

«Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Такое подробное определение воспитательному идеалу дано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Эпитет «высоконравственный», выдвинутый на первое место, определяет базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчеств, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [14].

Включение рок-песен в образовательный процесс школы, учебный и воспитательный, связано с моими музыкальными предпочтениями. Моё увлечение русской рок-музыкой началось, когда я училась на третьем курсе университета. Как филолог я высоко оценила поэтическую составляющую песен. Впоследствии это увлечение вылилось в дипломную работу «Языковые особенности рок-песен», защищённую на отлично. Ещё во время учёбы в университете у меня возникла идея уроков русского языка и литературы с использованием рок-песен. Однако столь неоднозначный материал вызывал сомнение. Возникла трудность выбора рок-песен, адекватных для школы.

В 2009 году на концерте  группы «Аквариум» я впервые услышала песню «Дубровский», которая впоследствии стала одним из  средств духовно-нравственного развития моих учеников. Вопрос духовно-нравственного развития обучающихся давно интересовал меня. Я во многом разделяю идеи преподавания литературы как преподавания уроков нравственности, предложенные известным педагогом Е.Н.Ильиным. Отчасти под влиянием этих идей был создан урок литературы для 6 класса «Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина и в современной песне».

Постепенно сложилась система работы по духовно-нравственному развитию обучающихся средствами рок-музыки:

  1. рок-песни на уроках литературы, построенных по принципу диалога культур;
  2. рок-песни как языковой материал на уроках русского языка;
  3. рок-песни во внеурочной деятельности (классные часы, конкурсы).

Идеалы высокого нравственного поведения заложены в литературных произведениях всех школьных программ. Традиционно русская классическая литература считается мощнейшим воспитательным средством.  Однако отдалённость художественных произведений, созданных в XVIII и XIX веках, от реалий современной жизни мешает школьникам понять их актуальность.  Преодолеть временную дистанцию позволяют уроки литературы, построенные по принципу «диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю Курганов) или «содружества искусств» на основе интертекстуальных связей произведений русской классической литературы и произведений современной культуры.  Подобные интертекстуальные связи находим в произведениях русской рок-поэзии (рок-песнях).

Интертекстуальные связи могут быть выражены разными способами:

  1. прямое цитирование (поэзия А. Башлачёва, которая содержит цитаты из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.А.Заболоцкого и др.);
  2. аллюзии (роман А.С. Пушкина «Дубровский» и песня Б.Гребенщикова «Дубровский», роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и песня Б. Гребенщикова «Комната, лишённая зеркал», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и песня Константина Кинчева «Дождь»);
  3. общность тематики и проблематики произведений (поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» и песня Ю. Шевчука «Питер», стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и песня Ю.Шевчука «Дождь» и др.).

Русская рок-музыка как факт современной культуры вызывает живой интерес у школьников благодаря экспрессии. В то же время поэтическая составляющая рок-песен в настоящее время является объектом литературоведческого исследования. Г.В. Шостак в своей статье «Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла» отмечает: «Жанр рок-музыки является разновидностью массовой молодежной культуры и в то же время находится в оппозиции по отношению к ней, поскольку основными качествами рока являются глубокая содержательность, социальная направленность, проблемность, искренность, честность, обращение к личности» [20]. Таким образом, в произведениях рок-поэзии важнейшее место занимают нравственные чувства такие, как совесть, добро, свобода, любовь, дружба, патриотизм и другие, на основе которых сформулированы цели и задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [14].  

Исходя из вышеизложенного цель уроков, построенных по принципу диалога культур, – актуализация произведений русской классической литературы путём их сопоставления с произведениями современной культуры (рок-песнями), духовно-нравственное воспитание личности. Актуальность данной работы определяется её соответствием требованиям современных Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

Включение рок-песен в уроки или внеклассное мероприятие осуществляется благодаря технологии сотрудничества, всегда связано с постановкой проблемы. Например, на уроке русского языка «Роль языковых средств в художественном тексте» в 9 классе на материале текста песни Ильи Чёрта (группа «Пилот») ставится проблема понимания авторского замысла песни. Анализ текста выводит также на мысль о предназначении человека в жизни. Тексты рок-песен дают богатый языковой материал для уроков русского языка. Помогают при написании сочинений на лингвистическую тему.

Использование рок-песен во внеурочной деятельности помогает сплотить коллектив (участие в конкурсе военно-патриотической песни: песни группы «Алиса» «Родина» и «Инок, воин и шут»). На классном часе «Читаем Евангелие» песня «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус» помогает приобщить или познакомить обучающихся с христианской культурой.

Результативность работы проявляется в вовлечённости обучающихся в волонтёрское движение, социально-значимые проекты, конкурсы патриотической направленности, научно-исследовательскую работу, связанную с духовно-нравственными ценностями. Отследить результаты помогает методика диагностики личностного роста И.В.Кулешовой, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева. У учащихся моего класса в течение эксперимента (2011-2014 г.г.) наблюдался рост положительного отношения к духовно-нравственным ценностям.

Список использованной литературы

Нормативные документы

  1. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) http://u.to/Wlz_Bw

Литература по духовно-нравственному воспитанию

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 – 2010.
  2. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 – 2012.
  3. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Социально-психологический портрет современных подростков / Н.Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. – № 8 – 2010.
  5. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов //Воспитание школьников. – № 1-2010.
  6.  Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После» – №1 – 2011.
  7. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М., 1988.

Литература по технологии сотрудничества

  1. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении [Текст]: учеб. – метод. пособие / В. К. Дьяченко. – М., Изд. РГГУ, 2001.
  2.   Полат, Е. С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве [Текст]: учеб. – метод. пособие / Е. С. Полат.- М.: ИНФА-М, 2006.
  3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии [Текст]: учеб. – метод. пособие / В. П. Беспалько.- М., 2000.

Литература по рок-поэзии

  1. Поэты русского рока. Антология в 10 томах. – СПб.: Азбука-классика, 2005-2007.

Интернет-источники

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. http://u.to/Hnz_Bw 
  2. Ивлева Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова. http://u.to/3VX_Bw
  3. Козицкая Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока. http://u.to/RFr_Bw
  4. Михайлова В.А., Михайлова Т.Н. Пушкинские реминисценции в петербургских текста Юрия Шевчука. http://u.to/5Fr_Bw 
  5. Маврина Н.А. ИКТ на уроках русского языка и литературы. http://u.to/9nD_Bw
  6. Слюняева Н.В. Применение технологии сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников. http://u.to/fFX_Bw
  7. Шостак Г.В. Изучение рок-поэзии в рамках школьных дисциплин эстетического цикла. http://u.to/Wlv_Bw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура1812г."

Пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура 1812г."Указаны все необходимые данные....

пояснительная записка к презентации "Политическая карикатура1812г."

пояснительная записка(приложение №1,к презентации,отправленной на конкурс "Политическая карикатура1812г."...

Пояснительная записка к презентации

Коррекция когнитивных процессов и  развитие личностного роста  и познавательных способностей учащихся с ОВЗ посредством реализации авторской программы «Я все смогу»...

Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"...

Пояснительная записка к презентации «Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД»

Описание опыта работы по теме "Развитие речи обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД"...

Пояснительная записка к презентации «Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом»

Цель и задачи ресурса:Дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, ознакомить с различными видами отделки, по...

Пояснительная записка и презентация выступления на "Учитель года - 2019"

Представляю вашему вниманию пояснительную записку и презентацию, содержащие описание моей методической системы, направленной на реализацию ФГОС нового поколения....