Электронные образовательные ресурсы
статья на тему
В статье рассматривается вопрос о необходимости применения ИКТ (в том числе ЭОР) в современном образовательном процессе. Отмечаются особенности работы с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Представлены некоторые методы и формы работы с компьютером при обучении русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor_v_shkole.docx | 46.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования
Новомирская Людмила Владимировна (e-mail: lusi.lion@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 (МОУ СОШ №22) г. Шахты Ростовской области
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о необходимости применения ИКТ (в том числе ЭОР) в современном образовательном процессе. Отмечаются особенности работы с учащимися 5-11 классов на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Представлены некоторые методы и формы работы с компьютером при обучении русскому языку и литературе.
Новые реалии требуют новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Действительно, использование компьютера на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем информации за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание условий для самообразования и самореализации школьников.
Безусловно, компьютер не сможет занимать в обучении главенствующую роль (педагогов и учебники никто не отменял), поэтому он рассчитан на применение в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Однако уверена, что рациональное использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель может спланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся.
Большие возможности применения ИКТ предоставляют уроки русского языка и литературы. Компьютер здесь может присутствовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ЕГЭ.
Слайд
При этом для школьника он выполняет различные функции: репетитора, учебника, тренажёра, справочника.
Использую компьютер почти на каждом уроке русского языка и литературы.
Слайд
Это создание мультимедийных презентаций, демонстрация электронных хрестоматий и словарей, тестов, иллюстраций к учебному материалу, музыкальных и видеофайлов, а также аудиокниг и кинофильмов по литературным произведениям.
Так, например, при проведении контрольных и практических работ по русскому языку отпадает необходимость «надиктовывать» текст: все задания раздаются каждому ученику (тексты с пропущенными буквами и знаками препинания, тематические тесты, схемы для составления предложений, инструкции, схемы-опоры и т.п.). А если присутствует интерактивная доска или проектор, КПД возрастает в разы.
Слайд
При подготовке к экзаменам большую помощь оказывают онлайн-тесты (Система федеральных образовательных порталов).
В 2010-2011 учебном году учащимся 11 класса были предложены тесты и проверочные работы по темам: «Н-НН в суффиксах разных частей речи», «Простое предложение. Главные члены предложения», «Обособление обстоятельств», «Обобщение и систематизация изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация», «Публицистический стиль речи» и др.
Главное удобство: не надо воспринимать текст на слух, особенно если задание предполагает написание сочинения по предложенному тексту (подготовка к ЕГЭ в части задания С). Большое распространение получают так называемые электронные приложения к уроку: фрагменты текстов для обсуждения и анализа, опорные конспекты, «рабочие карты урока», представляющие собой развёрнутый конспект занятия (от темы и целей до заданий повышенной трудности, иллюстраций и «задач на смекалку»).
Домашние задания по русскому языку тоже предполагают широкое применение ИКТ. Во-первых, это подбор иллюстративного материала к творческим заданиям типа: «Подготовьте описание какого-либо процесса в виде инструкции. Дополните иллюстрациями и фото». Подобное задание можно предложить при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» (дети приносят массу кулинарных рецептов, а также инструкций по пошиву одежды, ремонту мебели и техники, в 80% случаев «выручает» Интернет), данный вид работы вполне доступен учащимся 6 класса. Замечу, выполненные задания не копируют страницы сети, а носят творческий характер. Во-вторых, это презентации MicrosoftPowerPoint, выполняющие роль приложений к урокам литературы; создавать их сейчас могут не только грамотные пользователи или старшеклассники, но и учащиеся начальной школы. Так, с 2007 года в мультимедийной библиотеке кабинета появились презентации, посвящённые жизни и творчеству А.Пушкина, А.Чехова, Л.Толстого, С.Есенина, В. Маяковского и др.. В-третьих, огромное значение имеет то, что ученик не просто прочитал или выучил стихотворение известного поэта, он принёс аудиофайл с песней на это стихотворение (иногда такие выступления превращаются в мини-концерты с поклонами и аплодисментами).
На уроках обобщения и систематизации изученного по русскому языку целесообразно использовать интерактивную доску с опорными конспектами, которые в ходе урока могут совершенствоваться учащимися (например, урок в 10 классе по теме «Повторение. Сложное предложение»). Уроки литературы, завершающие какой-либо раздел программы, можно разнообразить также видеороликами к литературным произведениям (реже - анонсами к фильмам), фрагментами передач канала «Культура». Иногда можно позволить себе занять больше времени на уроке и после него, чтобы показать экранизацию литературного произведения с целью не только заинтересовать современных «малочитающих» школьников, но и сопоставить авторский вариант с режиссёрской интерпретацией. По итогам таких занятий можно провести письменную работу «Рецензия на кинофильм по литературному произведению».
Слайд
Подобным образом пятиклассникам были предложены 4 экранизации повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством; учащиеся 6 класса познакомились с фильмами «Судьба человека» (по одноимённому рассказу М.Шолохова), «Тот самый Мюнхгаузен» (по книге Э.Распэ); ученики 10 класса сопоставили фрагменты фильма С.Бондарчука «Война и мир» с романом Л.Толстого, а одиннадцатиклассники увидели две экранизации романа М.Шолохова «Тихий дон» (С.Герасимова и С.Бондарчука) и получили возможность не только сопоставить текст и кино, но и оценить мастерство режиссёров и актёров в создании образов героев романа. При чтении и обсуждении сказки Х.К.Андерсена «Соловей» мы с классом слушали 12 песен соловья, Рассказ А.И.Куприна «Тапёр» сопровождался музыкой Шопена в исполнении Рубинштейна и «Венгерской рапсодией» Листа. Урок, посвящённый стихам о Великой Отечественной войне, перерос в литературно-музыкальную композицию.
Во время подготовки данного материала среди старшеклассников был проведён опрос о целесообразности использования ИКТ при обучении русскому языку и литературе. Все респонденты выразили мнение, что без информационных технологий в современном образовании не обойтись. Приведём некоторые высказывания.
- В данное время использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы очень актуально. Электронные библиотеки позволяют нам без труда найти любое интересующее нас произведение. Также на уроках мы можем использовать мультимедийные презентации. Данная форма обучения позволяет воспринимать материал не только на слух, но также осуществляется и зрительный контакт. Обучение с помощью информационных технологий облегчает жизнь ученикам и учителям. (Андрей Сонгулия)
- Русский язык входит в список обязательных экзаменов. С помощью компьютера и Интернета можно проверить свои знания, используя онлайн-тесты. Интернет – феномен современной культуры. Сейчас он заменил людям библиотеки. Произведения, биографии писателей и поэтов, различные мультимедийные материалы – всё есть во «всемирной паутине». (Иван Бех)
- Вы можете прямо из дома, на больничном, проводить уроки через Скайп, но только при условии, если на каждой парте есть ПК. (Ашот Габриелян)
В последние годы широко применяются термины ЦОР или ЭОР. В апреле 2013 года в МБОУ СОШ №22 был проведён методический декадник, в рамках которого были организованы мастер-классы, проведены открытые уроки с использованием электронных ресурсов, состоялось заседание педсовета.
Цель моего мастер-класса – поделиться опытом по данному вопросу, а также помочь коллегам, имеющим небольшой опыт работы с компьютером, оптимизировать поиск нужного контента в сети Интернет.
Слайд
Фрагмент лекции
Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.
Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) по способу работы с ними:
интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
материалы для учителя – презентации и уроки.
- Основные источники для получения ЭОР
В настоящее время существует множество источников для получения готовых ЭОР. На мой взгляд, наиболее доступными для учителя и ученика являются:
Слайд
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» с набором демонстрационных тестов по ЕГЭ и ГИА (в том числе онлайн)
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
Памятка
Алгоритм действий при работе с Единой коллекцией ЭОР
- Войдите на сайт http://school-collection.edu.ru/
- Выберите вкладку «Каталог» (для ученика или для учителя).
- Отметьте флажком нужный предмет и класс.
- Выберите учебные и методические материалы.
- Скачайте необходимый ресурс.
Примечание. Прежде чем скачивать ресурс, просмотрите его. Среди представленных коллекций присутствуют ресурсы в форматах, которые могут быть недоступными для чтения на вашем компьютере.
Алгоритм действий при работе на сайте «Открытый урок»
- Войдите на сайт http://festival.1september.ru/
- Выберите раздел (например, Преподавание русского языка).
- В окне «Поиск» задайте ключевые слова (например, Русский Львова 5 синтаксис).
- Выберите разработку или презентацию, текст сохраните в созданном вами документе, презентацию скачайте.
В заключение хочу добавить, что современные дети уже не могут воспринимать на уроке только слово учителя или текст учебника. Они ждут от урока разнообразных форм работы и, когда видят включённый компьютер или настроенный на экран проектор, искренне радуются: «Мы будем что-то смотреть? Ура!» Что для педагога может быть важнее?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования
Электронно-образовательный ресурс. Электронные тесты по легендам спортивного ориентирования...
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов
Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...
4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности
В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...