Применение информационных ресурсов Интернет на уроках математики.
статья по теме

Жирнова Лариса Георгиевна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                         

         

Учитель математики:

Жирнова Лариса Георгиевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Введение…………………………………………………3  стр.
  2.  Основная часть………………………………………….4 – 9 стр.
  3.  Заключение………………………………………………  9    стр.
  4.  Ссылки на используемый материал…………………...   9   стр.

  1. Введение.

Сегодня самой динамично развивающейся областью образования являются Интернет - технологии, которые широко внедряются в школьное обучение и становятся доступными  для использования в образовательном пространстве.

Какой аспект развития современного общества наиболее ярко отражается в школе? Это развитие виртуальной среды общения, связь обучения с Интернетом. Поэтому современному учителю необходимо применять работу с Интернетом на своих уроках, и более того — активно использовать онлайн Интернет-ресурсы на своих занятиях. Использование ресурсов сети Интернет позволяет  находить новую актуальную информацию, делает обучение  более интересным и познавательным, а применение  Интернета непосредственно  на уроке повышает уровень информационной культуры ученика, вызывает интерес к самообразованию и саморазвитию. Интернет – ресурсы позволяют разнообразить содержание и методику преподавания ряда предметов, в том числе и математики.

Ресурсы помогают учителю подготовить и провести уроки математики, сэкономив при этом время и силы при подготовке к уроку; выполнить в классе с необходимой скоростью, полнотой и корректностью такие действия, как выведение формул, построение графиков, схем; предложить ученикам оригинальные и занимательные задачи, логические задачи и математические головоломки; подготовить школьников к участию в математических конкурсах и олимпиадах.

Сеть Интернет несёт большой потенциал образовательных услуг. Это и электронная почта, и поисковые системы, которые универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала применение информационных ресурсов Интернет на уроках математики.

II. Основная часть.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки преподавателей. Сегодня преподаватель по-прежнему остается важным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель  является не только источником информации и академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.                                                              Использование на уроках математики ресурсов сети Интернет помогает решить следующие учебные и познавательные задачи: активизировать детей на уроке; создание атмосферы успешности; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; формировать  положительную мотивацию к предмету.                                                                              Применение  Интернет-технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать  модель личностно-ориентированного обучения, совершенствовать самоподготовку учащихся. В рамках применения современного интерактивного программно-методического обеспечения  возникает потребность изменения формы общения учителя и ученика. Обучение заменяется   деловым сотрудничеством, а это приводит к усилению мотивации обучения и, как следствие, к необходимости поиска новых моделей проведения урока, форм проведения итогового контроля знаний, повышает интенсивность  и усиливает индивидуальность обучения. Эти новые технологии обучения предоставляют больше возможностей  в развитии творчества не только учеников, но и учителя. Важность дидактической модели проведения урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных учреждений, но особую важность дидактическая модель представляет для сельских школ, для инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное   обучение. Ведь сегодняшний учебный день педагога, как уверенного пользователя компьютера, требует кроме привычных уже презентаций, работы с интерактивной доской, документ-камерой и т.п., еще и работу с применением интернет-технологий. Тем  более что  в нашей школе интерактивная доска и оборудование к ней имеются в единственном кабинете начальных классов и возможности ежедневно им пользоваться нет. Поэтому выручает мобильный компьютерный класс и доступный интернет.    Материал из Интернета можно подобрать для любого урока. Рассмотрим для примера урок геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора».  Ресурсы Интернет позволили найти следующую информацию: годы жизни учёного, его биографию, способы доказательства теоремы Пифагора; применение теоремы для решения разнообразных геометрических задач (от старинных до современных); занимательные задания, стихи, рисунки, кроссворды. Учащиеся смогли взглянуть на это с позиции другой науки, другого периода времени. Традиционный урок был заменен  уроком защиты проекта «Теорема Пифагора за страницами школьного учебника».                                                 При объяснении нового материала я  часто  использую фрагменты видеоуроков по математики с сайтов http://urokimatematiki.ru/ , а также flash-ролики и модули по определенным темам.                                        Организовать работу с ресурсами Интернет на уроке можно двумя способами:                                                                                                                  *в режиме on-line – в режиме реального времени осуществляется доступ к ресурсам                                                                                                     *опосредованный доступ в Интернет – при подготовке к уроку копирую необходимые для занятия материалы и Web-страницы в отдельную папку на школьном компьютере, а затем работаю с ними в автономном режиме.                                                                                                                                           Применение модульных технологий  и  видеофрагментов делают материал более запоминающимся, чем простое объяснение учителя даже с использованием интерактивной доски. Самым большим преимуществом  является то, что можно остановить ролик или просмотреть его повторно. Использовать Интернет-ресурсы можно: для фронтальной работы со всем классом - для этого с головного компьютера весь материал проецируется на экран, что позволяет обратить внимание учащихся на ключевые понятия, используя готовые формулы и рисунки. Для самостоятельного изучения темы каждым учеником – в этом случае моя функция состоит в том, чтобы контролировать этот процесс, пояснять непонятные моменты, индивидуально консультировать учащихся.                                                                                       На этапах активизации познавательной деятельности учащихся, а также  отработки  и контроля знаний, умений и навыков  я  использую фронтальные, групповые  и индивидуальные тренажеры, являющиеся ресурсами сети Интернет; программы работы с графиками, планиметрическими и стереометрическими фигурами и телами, разработанные учителями математики  и размещенные в глобальной сети. Практически на каждом  уроке геометрии можно использовать Интернет-ресурсы – программы интерактивных моделей.                                                                                        Одна из трудоемких проблем школьного учителя - отработка с учащимися навыков решения однотипных, несложных примеров. Во-первых, скорость восприятия учебного материала у разных учеников существенно отличается. Во-вторых, в процессе повторения и закрепления знаний требуется большое количество похожих примеров. В-третьих, нужны ответы и образцы решений, которые ученик может самостоятельно просмотреть. В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа, прежде всего,  с веб-сайтами  для подготовки к ЕГЭ: http://www.uztest.ru, http://www.ege.ru; http://www.uztest.ru, а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы: http://portfolio.1september.ru, http://www.school-collection.edu.ru и другие.                                                                                     На сайте http://www.uztest.ru собрано много тестов по всем разделам школьной математики. Я провожу контрольные уроки, тренинги в компьютерном классе, подключенном к Интернет. Тренировочные задания полностью соответствуют заданиям  итоговой аттестации. При каждой загрузке страницы ученик получает новое задание. При выполнении задания можно отключиться от Интернета.                                                               Существенную помощь учителю оказывают: school. еdu. ru. - Российский образовательный портал;  zadachi.mccme.ru - информационно - поисковая система <Задачи>;  matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями; school. msu.ru - учебно - консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ;                                                                                                        Мультимедийные учебные пособия: "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Тригонометрия не для отличников",  "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",  "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Открытая математика. Функции и графики".                                                                                                   Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru  дает возможность использовать в работе электронные учебники.                              Федеральный банк тестовых заданий (ФБГЗ)  помогает при подготовке к ГИА в 9 классе. Различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) и электронные  образовательные ресурсы (ЭОРы) существенно помогают при проведении уроков с учениками любого возраста.                                                                   На сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru я выбираю и использую контрольные измерительные материалы и открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. Открыв небольшой тренировочный тематический «зачет», ученик получает возможность ознакомиться с условиями всех входящих в него заданий, выполнить каждое из них и проверить результаты выполнения зачета в целом. После завершения зачета выдается страница с указанием процента выполнения заданий в целом и процентов выполнения по каждой теме, по которой в зачете были задания. На странице с результатами также дается перечень заданий, щелкнув на каждое из которых, ученик может посмотреть свой вариант ответа по этому заданию и правильный ответ.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся проявляется при использовании Всемирной паутины, где ученики знакомятся с поисковыми системами, учатся правильно оформлять запросы на поиск информации. Одной из целей организации проектной деятельности учащихся  является  научить выполнять поиск информации для ее использования в своей деятельности. Результатом станут:  графики, диаграммы, таблицы с ответами, найденными в сети, презентации, чертежи и рисунки.

Действительно, Интернет является важным информационным источником, повышает интерес учащихся. Из собственного опыта мне уже известно, что та работа, которая выполняется с интересом, более результативна. К тому же, материал, найденный самостоятельно, изучается детьми более тщательно, а, следовательно, и является более осмысленным. Учащиеся, выполняя задания с использованием Интернета, чувствуют свою самостоятельность, и это тоже повышает результативность.                                                                       Необходимо упомянуть, что Интернет таит в себе и «подводные камни» в виде посторонней информации, которую учащимся знать не обязательно, а зачастую и вовсе вредно. Задачей учителя становится уберечь учеников от вредоносной информации и научить грамотно, пользоваться Интернет- ресурсами. Выполняя не сложные правила.                                            

 Правила для работы с Интернет-ресурсами.                                                           *  В учебном кабинете, где находятся компьютеры, имеющие доступ к информационной глобальной сети Интернет, обязательно установите на каждом компьютере, имеющем доступ, контентный фильтр, настройте  и постоянно обновляйте его.                                                                                                *  Рекомендуйте родителям учащихся установить программу “Родительский контроль”  в домашних условиях.                                            Изучите с учащимися технику безопасности при работе в Интернете, познакомьте с возможными  видами угроз.                                                                                    *  Расскажите ученикам о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.   *   Выберите интересные ресурсы и предложите школьникам изучить их, указав ссылки на материалы.                                                                                            *  Познакомьте с правилами использования ресурсов сети, изучите раздел “Авторское право”.                                                                                                             *     Объясните учащимся правила размещения личной информации, правила общения в Интернете.

III. Заключение

В заключении хочу сказать следующее:  эффективность применения Интернет ресурсов на уроках математики заключается в том, что

  • использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся;
  • появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках;
  • обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
  • уроки становятся более интересными, насыщенными, качественными, результативными;
  • обеспечивается объективность и независимость оценки результатов деятельности ученика;
  • повышается мотивация учащихся  к обучению.

Все вышесказанное имеет место, если учитель при подготовке   и проведении своих  уроков не забывает о вопросах безопасного использования Интернет- ресурсов!

IV. Ссылки на используемый материал:

  1.   Теория и практика интернет - технологий: интернет - уроки по предметам:    (биология, география, история,  литература, математика, изо и т. д)                                      http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=1177&lib_no=69699&tmpl=lib 
  2. Ещенко Е. А. Применение информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики // Научный электронный архив. 
    URL: 
    http://econf.rae.ru/article/6140 (дата обращения: 28.10.2014).
  3. Использование ресурсов сети Интернет на уроке  Методические рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В данной работе показано использование современной информационно-комуникационныой технологии на уроке математики.  Результаты при использовании ИКТ на уроках математики. •развитие межпредметных...

Применение образовательных ресурсов интернета на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена описанию форм, методов и приёмов работы на уроках русского языка и литературы с применением образовательных ресурсов интернета....

Применение электронных ресурсов при проведении уроков математики и подготовке к экзаменам.

Презентация может быть полезна всем участникам образовательного процесса в школе и студентам педвузов....

«Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»....

Методическая разработка по теме» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в обучении детей с ОВЗ»

Всеобщая компьютеризация и внедрение компьютерных технологий требует от педагогов постоянного развития в данной области. Ведь именно это, является методом повышения эффективности учебного процесса. Но...