Компетентностный подход как основа подготовки будущих учителей иностранного языка
статья на тему
в статье рассматривается понятие "компетентностный подход", современные методы и технологии обучения на основе этого подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_komp_podkhode_2.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход как основа подготовки будущих учителей иностранного языка
Компетентностный подход к обучению иностранным языкам представляется нам одним из приоритетных направлений модернизации образования в целом. Из анализа научно-методической литературы, документов международных организаций становится очевидным, что компетентностный подход направлен: на свободное и творческое мышление непосредственных участников процесса обучения; на формирование знаний и умений, которые готовят выпускника к социальным условиям общества; на самостоятельное добывание информации, формирование лидерских качеств. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может». Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.
Хотя компетентностный подход к обучению стал разрабатываться относительно недавно, понятие «компетенция» было введено еще Н. Хомским применительно к лингвистике (как система внутренне присущих говорящему правил функционирования языка). Позднее оно было дополнено понятием «коммуникативная компетенция» [5]. Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения иностранного языка и содержания обучения. Е. И. Пассов и другие исследователи предполагают следующую последовательность: обучение иностранного языка, обучение иноязычной речи, обучение иноязычной речевой деятельности, обучение общению.
Компетентностный формат представления результатов профессионального образования требует не только изменения методов обучения иностранным языкам, но и глобального переосмысления ценностных установок и методологической основы всего процесса и результатов лингвистического образования. В соответствии с компетентностным подходом, знания, усвоенные в рамках учебного курса, должны послужить основой и рамкой умения решать профессиональные задачи, владеть не только знаниями лингвострановедения, но и активно действовать в качестве успешного участника кросскультурной и профессиональной коммуникации [3].
Профессиональная компетенция будущего учителя иностранного языка в первую очередь включает языковую компетентность, которая может проявляться не только в умении пользоваться языком в учебных целях, но и в умении владеть им как «инструментом» в любой внеаудиторной реальности. Требования межкультурного общения ставят учителя иностранного языка перед необходимостью научить учащихся умениям на разном уровне.
В условиях перехода к обучению на основе компетентностного подхода, в условиях смены ценностных ориентаций учителю необходимы новые методы и технологии, позволяющие ему выявить имеющиеся у обучающегося знания, актуализировать их, добавлять то, чего не хватает, структурировать учебный материал, учить не просто запоминать и воспроизводить, а применять их на практике. Компетентностный подход является одним из способов интенсификации учебной деятельности студентов, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка, развивающего активность и творчество, а также умение командной работы.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Перечень компетентностых средств зависит прежде всего от позиции студента. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, когда «активность» педагога меняется на активность студентов.
В процессе подготовки будущих учителей иностранного языка активно используются следующие технологии: метод проектов, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод дебатов, игровая технология, проблемные дискуссии, технология интерактивного обучения. Организация речевой деятельности включает задания: тренировочные, условно-речевые, речевые, направленные на формирование речевых навыков и умений в процессе творческой деятельности и решения проблемно-познавательных задач.
В методике обучения иностранным языкам имеется широкий спектр таких заданий. Задания, предполагающие информационное неравенство могут принимать различные формы, а именно:
- обнаружить различия с помощью вопросов;
- восполнить недостаток информации (тексты с разными подробностями);
- восполнить недостающую информацию (у одного есть информация, которой нет у другого);
- выработать единое мнение;
- собрать и сопоставить доказательства.
Примером одного их таких заданий может быть решение кроссворда, при условии, что одна часть слов есть у одного студента, другая часть – у другого. Они по очереди просят друг друга дать объяснение того или иного слова, которое отсутствует в их кроссворде, пока весь кроссворд не будет разгадан.
Широкое распространение получили следующие приёмы. Например, выстраивание последовательности рассказа из его фрагментов, распространённых на карточках между студентами, приёмы догадки о том, где спрятан предмет или, что задумано ведущим, ранжирование, т.е. расположение предметов или понятий по принципу важности, перенос информации (из текста в наглядное изображение и из наглядного изображения в текст), задания на соответствие, задания в смысловом прогнозировании и т.д. Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции.
Во-вторых, в понятие профессиональной компетенции учителя иностранного языка можно отнести информационно-педагогическую компетентность, куда включено умение пользоваться современными информационными технологиями. Нужно отметить, что это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В понятие «информационные технологии» входят такие как игровые технологии, интегрированный подход в обучении, использование мультимедийных программ и учебников, Интернет – ресурсов, т.д.
В-третьих, учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Навыки систематизации, например, формируются путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную). Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях.
Вышеупомянутые ключевые профессиональные компетенции закрепляют статус учителя иностранного языка.
Литература:
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский. // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 14-15.
- Днепров, Э.Д. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам [Текст] / Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 144 с.
- Есина, Л.С. Работа над проектом при обучении деловому английскому языку / Современные теории и методики обучения иностранным языкам [Текст] / Л.С. Есина. – М.: Экзамен, 2004. – С. 258-261.
4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] / Э.Ф. Зеер. // Образование и наука. – 2004. – № 3 – С. 27.
5. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка [Текст] / Р.П. Мильруд. // Иностранный язык в школе. – 2004. – № 7. – С. 30-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ» КАК ВАРИАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аналитический материал по результатам внедрения спецкурса "Основы педагогического прогнозирования"...
Доклад на РМО учителей иностранного языка "Методика оценивания учебных достижений с позиций компетентностного подхода"
Вопросы о том, как оценить уровень достижений ученика и что возможно оценить, относятся к «вечным» вопросам педагогики.Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и ...
«Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».
Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"...
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"
статья на тему: "Аспекты становления будущего учителя иностранных языков"...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...
Материалы заочной X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции педагогических работников профессионального образования "Компетентностный подход как основа подготовки конкурентноспособных выпускников"
материалы заочной X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции...