Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Менеджмент"
методическая разработка на тему

Комбинированный урок с элементами проблемного обучения по теме "Контроль как управленческая функция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_kombinirovannogo_uroka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

комбинированного урока с элементами проблемного обучения

по дисциплине «Менеджмент»

Тема: Контроль как управленческая функция

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания профессионального образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.

Менеджмент, относящийся к области профессиональной деятельности, предполагает выход на новый уровень обучения, который характеризуется изучением особенностей, сущностных признаков управления производственно-технологическими процессами, ориентированными на использование современных технологий.

Тема «Контроль как управленческая функция» является одной из центральных тем в курсе освоения дисциплины, на изучение которой отводится 2 аудиторных часа. Важным аспектом изучения данной темы выступает демонстрация специфики осуществления контроля в управлении педагогическими системами.

Тема: Контроль как управленческая функция

Цель комбинированного урока: формирование профессиональных знаний о  контроле как управленческой функции, развитие ответственности за результаты деятельности, способности адаптироваться  к меняющимся обстоятельствам в трудовой деятельности.

Дидактические задачи:

  1. Осуществить проверку знаний основ стратегического планирования и организационных структур управления
  2. Через создание проблемной ситуации и организацию практической работы раскрыть сущность и содержание понятия «контроль» как управленческой функции
  3. Формировать умение осуществлять анализ теории и практики управленческой деятельности и на основе полученных данных формулировать характеристики эффективного менеджмента
  4. Формировать проектировочные умения составлять технологическую карту контроля деятельности исполнителей

Методы: беседа, проблемно-поисковый, решение практических задач, моделирование объектов

Литература и оборудование: 

1. Поршнева, А.Г. Управление организацией [Текст]: учебник / Под ред. А.Г. Поршневой, Н.А. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М: ВЛАДОС. -  1999.

2. Уткин,  Э.А. Основы менеджмента [Текст]: учебник / Э.А. Уткин – М: ВЛАДОС -  2001.

3. Информационно-инструктивные карты к выполнению практических заданий

4. Тексты для анализа производственных систем контроля

5. Демонстрационные карточки

6. Компьютерная презентация студенческих проектов и темы урока

План урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка  выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
  • презентация творческих проектов стратегического планирования и организационной структуры управления виртуальной фирмы
  • критериальная оценка качества выполнения проекта

На предыдущих учебных занятиях мы говорили о тех неопределенностях, которые сопровождают процесс управления, и о необходимости рассматривать управление как своего рода бесконечный процесс. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться.

- Каким же образом руководству организации удается, в конце концов, определить, достигло ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации?

  1. Сообщение темы учебного занятия, формулирование цели и дидактических задач

Понятие «контроль» как и понятие «подчиненный» рождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, — это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе — это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то.

  1. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала
  • создание проблемной ситуации
  • формулировка проблемы: управленческий  контроль –  ограничения, исключающие возможность действий, наносящих вред организации или…?
  • выдвижение гипотез
  1. Работа над новым материалом
  • поиск решения проблемы
  1. изучение теории осуществления контроля (работа в парах с использованием информационно- инструктивной карты – приложение 1)
  2. самостоятельное проектирование модели процесса контроля
  3. коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы
  • формулировка выводов
  1. решение практических задач
  2. формулирование характеристик эффективного менеджмента (приложение 2)
  1. Закрепление новых знаний и применение выводов на практике
  • составление технологической карты осуществления I этапа контроля деятельности виртуальной фирмы
  • обсуждение результатов работы

Стратегическая направленность контроля

«Москстрой Сервис»

Ориентация на результаты

«Мегафон»

Соответствие делу

Фирма «Хьюлетт-Паккард»

Своевременность контроля

Розничный торговец

Гибкость контроля

«Сириус»

Простота контроля

Экономичность контроля

«МакДональд»

  1. Обобщающая беседа по вопросам преподавателя, оценка совместной деятельности

Какова роль контроля в управлении?

Каковы основные типы контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?

Что такое контроль с использованием обратной связи?

На какие этапы распадается процесс контроля?

В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

В чем состоят отличительные характеристики стандартов, применяемые для контроля?

Почему столь важно установить масштаб допустимых отклонений?

Чем характеризуется эффективный контроль?

Чем будет отличаться контроль в децентрализованной и сильно централизованной организациях?

Могут ли управляющие успешно использовать контроль для того, чтобы заставить сотрудников приспособиться к ценностям организации?

  1. Инструктаж по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы: особенности осуществления контроля в управлении образовательными системами
  2. Подведение итогов урока

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Дитеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления — это синонимы».

приложение 1

Информационно-инструктивная карта

к выполнению практического задания

Тема: Контроль как управленческая функция

Цель: составление схемы - модели процесса  контроля

Задачи деятельности:

  1. На основе краткой характеристики деятельности управленца при осуществлении контроля выделите основные на каждом этапе элементы контроля
  2. Схематически покажите  логические связи между этапами и элементами контроля
  3. Завершите составление  схемы – модели  процесса осуществления контроля

В  процедуре контроля теория менеджмента выделяет три этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, принятие необходимых корректирующих действий.

1 этап. На данном этапе основной задачей менеджера является выработка стандартов и установление показателей результативности. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из целей и стратегий организации. Эти цели отличают две важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, в которые должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

2 этап. На этапе сопоставления реально достигнутых результатов с установленными стандартами менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. На этой стадии руководство высшего звена устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение  полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Заключительным элементом этапа является оценка информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно, информация получена  и важна ли она.

3 этап. На  заключительном этапе менеджер должен определить достигнуты ли цели, реалистичны ли стандарты и  выбрать одну из трех линий поведения:  

  • если сопоставление фактических результатов со стандартными говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать;
  • если допущены отклонения, то проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения или пересмотре стандартов.

приложение 2

Практическое задание

        

Цель: определение характеристик эффективного контроля

Задачи деятельности:

  1. Докажите эффективность  сложившейся в фирме системы контроля
  2. Сформулируйте, соблюдение какого, на Ваш взгляд,  требования обеспечивает эффективность контроля.
  3. На примере деятельности образовательного учреждения покажите, каким образом данные требования должны учитываться при управлении образовательными системами.

Организация «Москстрой сервис» благодаря довольно эффективной системе контроля занимает лидирующие позиции в строительном бизнесе в Центральном федеральном округе.  Сложившаяся система контроля отражает общие приоритеты организации и поддерживает их.  Высшее руководство организации считает, если что какие-то виды деятельности имеют стратегическое значение, то в каждой такой области обязательно должен быть налажен эффективный контроль, даже если эта деятельность с трудом поддается измерению.  Деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, проходит не очень частое измерение, и о полученных результатах  не сообщают до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Руководители фирмы уверены, что абсолютный контроль над обычными операциями (такими как мелкие расходы) не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей.

Практическое задание

        

Цель: определение характеристик эффективного контроля

Задачи деятельности:

  1. Докажите эффективность  сложившейся в фирме системы контроля
  2. Сформулируйте, соблюдение какого, на Ваш взгляд,  требования обеспечивает эффективность контроля.
  3. На примере деятельности образовательного учреждения покажите, каким образом данные требования должны учитываться при управлении образовательными системами.

Опытные менеджеры фирмы «Мегафон» ориентируют сложившуюся систему контроля  не  только на сбор  информации о количестве новых клиентов, установление стандартов и выявление  проблем, но и на решение общих стоящих перед организацией задач, связанных с ростом качества и разнообразием оказываемых услуг. Проводимые ими измерения и оповещение об их результатах рассматриваются руководством фирмы как средство достижения этих целей. В итоге менеджеры фирмы «Мегафон» считают контроль эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых результатов и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

Практическое задание

        

Цель: определение характеристик эффективного контроля

Задачи деятельности:

  1. Докажите эффективность  сложившейся в фирме системы контроля
  2. Сформулируйте, соблюдение какого, на Ваш взгляд,  требования обеспечивает эффективность контроля.
  3. На примере деятельности образовательного учреждения покажите, каким образом данные требования должны учитываться при управлении образовательными системами.

Фирма «Хьюлетт-Паккард» недавно установила, что применяемые ею новые технологические процессы сделали традиционные методы контроля издержек непригодными. До 1983 г. в «Хьюлетт-Паккарде» для контроля издержек при производстве печатных плат и интегральных схем использовалась система поштучных заказов. В 1983 г. фирма перешла к производству с повторяющимся циклом, в рамках которого происходило изготовление, обработка и сборка огромного количества стандартных изделий. Один из ключевых моментов этих процессов массового производства состоит в том, что для их постоянного поддержания работники и материалы непрерывно перераспределяются между отдельными заказами. К сожалению, это требование свело на нет попытки определить и проконтролировать издержки производства каждого заказа при системе поштучных заказов. Определенные таким образом затраты были очень неточны, и рабочие, менеджеры и бухгалтеры были приведены в замешательство из-за невозможности определить истинные издержки производства конкретного заказа. Необходимо было осуществить некоторые усовершенствования системы контроля издержек (включая и отказ от учета стоимости живого труда как отдельной категории затрат) прежде, чем система вновь стала пригодной для использования. Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

Практическое задание

        

Цель: определение характеристик эффективного контроля

Задачи деятельности:

  1. Докажите эффективность  сложившейся в фирме системы контроля
  2. Сформулируйте, соблюдение какого, на Ваш взгляд,  требования обеспечивает эффективность контроля.
  3. На примере деятельности образовательного учреждения покажите, каким образом данные требования должны учитываться при управлении образовательными системами.

Для осуществления эффективного менеджмента розничный торговец должен определять и регистрировать объем своих продаж ежедневно с тем, чтобы внести деньги в банк и проконтролировать поток наличности. Но время от времени розничному торговцу необходимо определять почасовой объем продаж с тем, чтобы определить часы максимального и минимального объема продаж и соответствующим образом расставить своих работников в торговых залах. Это одна из причин того, почему компьютеризованные кассы печатают на чеках время продажи. Другая причина состоит в том, что, зная время продажи, руководство может определить ответственного в случае какой-либо ошибки или плохого обслуживания. Таким образом, значение наиболее подходящего временного интервала такого рода  контроля определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

Практическое задание

        

Цель: определение характеристик эффективного контроля

Задачи деятельности:

  1. Докажите эффективность  сложившейся в фирме системы контроля
  2. Сформулируйте, соблюдение какого, на Ваш взгляд,  требования обеспечивает эффективность контроля.
  3. На примере деятельности образовательного учреждения покажите, каким образом данные требования должны учитываться при управлении образовательными системами.

Фирма «Сириус», производящая 100 различных товаров, для эффективного управления использует методы контроля запасов с тем, чтобы контролировать любое относительно большое увеличение или уменьшение количества товаров, а также количество каждого из них, имеющегося в данный момент времени. Однако, система контроля фирмы не достаточно  приспособлена к происходящим во внешней среде изменениям. И в случае, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный,  необходимостью адаптации к недавно принятому новому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля фирмы «Сириус», система контроля не способна отслеживать производственные издержки.

Практическое задание

        

Цель: определение характеристик эффективного контроля

Задачи деятельности:

  1. Докажите эффективность  сложившейся в фирме системы контроля
  2. Сформулируйте, соблюдение какого, на Ваш взгляд,  требования обеспечивает эффективность контроля.
  3. На примере деятельности образовательного учреждения покажите, каким образом данные требования должны учитываться при управлении образовательными системами.

 Высшее руководство сети ресторанов «МакДональд» уверено, что затраты, совершаемые организацией, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Понесенные ресторанами «МакДональд» затраты средств приближают их к поставленным целям. Конечно, для того чтобы определить реальное соотношение затрат и прибыли для системы контроля, необходимо рассматривать как долгосрочные аспекты, так и краткосрочные. Если менеджеры других ресторанов  считают, что бессмысленно контролировать стоимость каждого блюда в меню с точностью до одного цента. Для сети ресторанов  «МакДональд» подобный контроль может обернуться многими миллионами долларов прибыли, поскольку один цент — это заметная доля стоимости блюда в ресторанах, да к тому же умножаемая на многие миллиарды проданных порций. Данный вид контроля  экономически оправдан.

приложение 3

Критерии оценки качества творческих проектов

Ф.И. студента

Критерии

качества  (+;-)

Соблюдение логики стратегического планирования (или исследования) деятельности фирмы

Четкость, ясность, реальность стратегических целей

Анализ сильных и слабых сторон организации

Комплексность в оценке внешней среды

Действенность организационной структуры фирмы

Оригинальность оформления и презентации фирмы

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

1. Модель процесса контроля.

2. Характеристики эффективного контроля:

1) Стратегическая направленность контроля -  контроль должен иметь стратегический характер, т.е. отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2) Ориентация на результаты - информация о результатах контроля важна тогда, когда доходит до тех лиц, которые обладают правом произвести на ее основании соответствующие изменения.

3) Соответствие делу - контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

4) Своевременность контроля -  своевременность контроля заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.

5) Гибкость контроля - контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.

6) Простота контроля - наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен.

7) Экономичность контроля - любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроль над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"

Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"

Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...

Методическая разработка открытого занятия "Букет незабудок"

Занятие позволяет научить детей изготавливать цветы из ткани при помощи специальных инструментов....

Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс

Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...