Программа курса: «Шаг в математику с использованием Интернет-ресурсов» в рамках платных дополнительных образовательных услуг
рабочая программа (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 2
____________/Т.А. Бартова/
«____» _______________ 2013 г.
Программа курса:
«Шаг в математику
с использованием Интернет-ресурсов»
в рамках платных
дополнительных образовательных услуг
Автор:
учитель математики и информатики
МАОУ СОШ № 2
Шляпина Ольга Евгеньевна
СОГЛАСОВАНО
Руководитель секции естественных наук:
_______________ /Е.Г. Иванова/
«____» _______________ 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Письменный экзамен по математике за курс средней школы является обязательным для выпускников 11-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях. Часть 1 состоит из 10 заданий (задания В1–В10) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня. Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих профильный уровень математической подготовки. Из них пять заданий (задания В11–В15) с кратким ответом и шесть заданий (задания С1–С6) с развёрнутым решением. ЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Наряду с вопросами содержания школьного курса алгебры и начал анализа 10-11 классов проверяется усвоение ряда вопросов курсов алгебры 7-9 классов и геометрии 7-11 классов, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Таким образом, для подготовки к сдаче ЕГЭ необходимо повторить не только материал курса алгебры и начал анализа, но и некоторых разделов курса математики основной и средней школы: проценты, пропорции, прогрессии, материал курса планиметрии 7-9 классов и курса стереометрии 10-11 классов.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ можно выделить следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Курс «Шаг в математику с использованием Интернет-ресурсов» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 40 часов. (2 часа в неделю). Количество учащихся – 10 человек (Приложение 2). Программа данного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
- возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.
- использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
- применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по математике 2007-2013 г. г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ в режиме online.
Цели курса:
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.
Задачи курса:
- расширение знаний и умений в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;
- формирование общих умений и навыков по решению задач: анализ содержания, поиск способов решения, составления и осуществления плана, проверка и анализ решения, исследование;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Функции курса:
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения данного курса:
- обучение через опыт и сотрудничество;
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
- личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический.
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
- учебные пособия в печатном и электронном виде;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- видеофильмы, анимации, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике;
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов, т. е. они должны знать и уметь:
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать задачи с параметрами и модулями;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических, алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
- решать прикладные задачи с применением производных и интегралов;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
- пользоваться справочной литературой и таблицами.
- овладеть общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ЕГЭ;
- усвоить основные приемы мыслительного поиска.
- выработать умения:
- самоконтроль времени выполнения заданий;
- оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
- прикидка границ результатов;
- прием «спирального движения» (по тесту).
Методические рекомендации по реализации программы.
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются online – тесты по математике. Занятия проводятся в кабинете № 7 и в компьютерном классе (10 компьютеров, где каждый компьютер подключен к сети Интернет, интерактивная доска, сканер, принтер).
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости».
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере.
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно проведение online – тестирования параллельно с тематическим повторением учебного материала. (Приложение)
Структура курса.
Программа курса содержит три блока.
Первый блок содержит основы работы и правила техники безопасности при работе в сети Интернет. В этом блоке учащиеся знакомятся с основными поисковыми системами Интернета и осуществляют поиск полезных цифровых ресурсов для подготовки к ЕГЭ.
Второй блок содержит алгебраические и геометрические задания 1, 2 части. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях. В этом блоке отрабатывается навык решения математических задач.
Третий блок Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов.
Содержание курса.
- Основы работы в сети Интернет (5 часов).
- Теоретический материал по математике (28 часов) :
Числа, корни, степени (3 часа)
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении задач с целыми, действительными, рациональными и иррациональными числами, степенями с целым и рациональным показателем, задач с дробями, модулями и на проценты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Текстовые задачи и простейшие математические модели (3 часа.)
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения задач ЕГЭ.
Тригонометрические функции и тригонометрические выражения (3 часа).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить умения вычислять значения тригонометрических функций и выполнять преобразования тригонометрических выражений. Ознакомить с применением знаний о тригонометрических функциях при решении задач повышенной сложности по физике по темам «Механика», «Электричество» и «Магнетизм».
Уравнения и неравенства (6 часов).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнениях и неравенствах, системах уравнений, уравнениях с модулем, рациональных неравенствах и системах неравенств, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием показательных и логарифмических уравнений для расчета задач по физике по теме «Ядерная физика», а также с методами решения задания ЕГЭ типа С1, С3.
Параметры (3 часа)
Цель: Познакомить с решением линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами, с решение заданий ЕГЭ типа С5.
Производные и интегралы (3 часа).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о производной и первообразной функции. Ознакомить с применением производной для нахождения скорости для процесса, заданного формулой или графиком, с использованием производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических, задачах, применением интеграла в физике (в темах «Механика», «Молекулярная физика», для вычисления массы тела, с заданной неравномерно распределенной плотностью) и геометрии для вычисления площадей, объемов пространственных фигур.
Планиметрия (3 час).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа С4.
Стереометрия (4 часа).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о прямых, плоскостях и векторах в пространстве, многогранниках, телах вращения. Ознакомить с приемами решения стереометрических задач повышенной сложности, с решением заданий ЕГЭ типа С2.
- Решение заданий КИМов ЕГЭ. Итоговое занятие (7 часов)
Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов. Аттестация учащихся.
Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая может быть составлена из материалов ЕГЭ, КИМ и централизованного тестирования.
Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Наименование разделов тем курса | Всего часов | В том числе | ||
лекции | семинары | практич. занятия | |||
1 | Техника безопасности и правила работы в сети Интернет. Знакомство с интернет-браузерами. | 1 | 1 | ||
2 | Знакомство с поисковыми системами и правила работы с ними. | 1 | 1 | ||
3 | Знакомство с требованиями и правилами проведения ЕГЭ по математике | 1 | 1 | ||
4 | Знакомство с демо-версией ЕГЭ 2014 по математике | 1 | 1 | ||
5 | Формирование электронного банка данных интерактивных тренажеров и online-тестов. | 1 | 1 | ||
6 | Числа, корни, степени. | 3 | 1 | 2 | |
7 | Текстовые задачи и простейшие математические модели. | 3 | 1 | 1 | 1 |
8 | Тригонометрические функции и тригонометрические выражения. | 3 | 1 | 2 | |
9 | Уравнения и неравенства. | 6 | 2 | 2 | 2 |
10 | Параметры | 3 | 1 | 2 | |
11 | Производные и интегралы. | 3 | 1 | 2 | |
12 | Планиметрия. | 3 | 1 | 2 | |
13 | Стереометрия. | 4 | 1 | 1 | 2 |
14 | Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов. | 5 | 5 | ||
15 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||
Итого: | 40 | 11 | 5 | 24 |
Список литературы:
1. С.И. Колесникова «Домашний репетитор. Решение сложных задач Единого Государственного экзамена», Москва Айрис Пресс, 2007.
2. М.А. Куканов. Математика 9-11 классы: решение заданий ЕГЭ высокой степени сложности. Основные методы и приемы. Волгоград: Учитель, 2009 г.
3. С.В. Процко. Конкурсные задачи по математике для поступающих в вузы ( с решениями). Минск, НТЦ АПИ, 1996 г.
4. Сагателова Л.С.. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
5. Математика. ЕГЭ – 2007. Учебно-тренировочные тесты/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов-на-Дону: Легион, 2007.
6. Математика. Интенсивный курс подготовки к единому государственному экзамену / С.И. Колесникова. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – (Серия «Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ»)
7. «Математика. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания»/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко,– Ростов-на-Дону, Легион, 2007.
8. Экзамен по математике. Теория. Задачи. Решения. Ответы. (Функции и графики) /В.Л. Шагин, А.В. Соколов – М.: Вита-Пресс, 2007.
9. ЕГЭ. Математика: Раздаточный материал тренировочных тестов / Гусева К. С., Никушкина С. Л., Судавная О. И. СПб.: Тригон, 2012.
10. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания» / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: ООО «Легион», 2012
Электронные ресурсы
http://www.uchportal.ru/load/235
http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm
http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive
http://shpargalkaege.ru/TRENAG.shtml
http://www.mathtest.ru/index.html
http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/matematika/
http://www.ctege.info/content/view/1340/74/
http://madam-fonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30
http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823
http://le-savchen.ucoz.ru/publ/5-1-0-13
http://uztest.ru/exam?idexam=1
Приложение 1.
Для примера приведу несколько карточек для занятий:
Пример 1. Тестирование «американское»
1. Гимнаст получил на соревнованиях:
- 9,5 балла за упражнения на брусьях;
- 8,7 балла за упражнение на перекладине;
- 8,8 балла за акробатику.
Каков средний результат гимнаста за все три упражнения?
А - 8 ,9 В - 9,0 С - 9,1 D - 9,2 E – 9,3
2. Корпорация имеет восемь отделений, в каждом из которых 10 – 16 отделов. В каждом отделе по меньшей мере сорок, не больше шестидесяти работников. Если десять процентов работников каждого отдела составляют машинистки, то какое наименьшее число машинисток може быть в отделении?
А - 40 В - 65 С - 96 D - 320 E – 768
3. Некто может проплыть на лодке 10 миль вниз по течению реки за 2 часа, а то же расстояние против течения за 5 часов. С какой средней скоростью (в милях в час) он проплывет туда и обратно?
А - В - С - D - 3 E – 7
4. Если 2р маляров могут покрасить 2h зданий за 2w недель, то сколько маляров потребуется для покраски 4 h зданий за 4w недель?
А р В 2р- С 4р D 8р E – 16р
Пример №2. Тождественные преобразования алгебраических выражений
Часть А (индивидуально-фронтальная работа) На выполнение отводится 30 минут. Верно 9-10 заданий – «5», верно 7-8 – «4», 5-6 заданий – «3» Разложите многочлен на множители: 1. 56а2 – 40ab + 63ac – 45bс . 2. 16p2 – 81 3. 8a3 + b6. 4. – a 2 – 4a – 4 . 5. 11x – 3x2 + 70. 6. а2 – b2 + х2 – у2 + 2ах – 2bу 7 .x2 – y2 – z2 + 2yz. 8 х3 + х – 2 9. x4 – x2 + 2x +2. 10. x4 + 4 | Часть 2. Фронтальная работа |
Пример 3. Рациональные уравнения
Часть 1. Фронтальная работа
- Не решая уравнения, найдите сумму корней уравнения х + 3х + 1 = 0.
- Найдите значение выражения , где х1 и х2 – корни квадратного трехчлена .
Часть 2. Индивидуальная работа
Приложение 2.
Список учащихся 11 класса:
- Акулова Ксения
- Безматерных Юлия
- Белоглазова Карина
- Жарникова Полина
- Зыкова Виктория
- Мальгина Ксения
- Фомичев Владислав
- Шемелина Валерия
- Шерниязова Алина
- Шумилов Дмитрий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)
Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...
Мастер-класс по теме: «Использование Интернет - ресурсов в образовательной деятельности. Золотая рыбка в сети»
В наше время Интернет - это уже проза жизни, а не редкое явление, и информационные технологии в образовании становятся неотъемлемой частью учебного процесса.В современном мире необходимо с...
Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.
Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...
Современные образовательные технологии. Использование Интернет ресурсов на уроках английского языка
В статье рассматриваются дидактические возможности Интернет ресурсов при обучении английскому языку в условиях информатизации общества и перехода на ФГОС....
Заявление родителя на использование Интернет – ресурсов в образовательных целях ребенком
Заявление родителя на использование Интернет – ресурсов в образовательных целях ребенком...
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА НА ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ" В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА (использование интернет – ресурса Plickers для контроля и коррекции знаний)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА по теме: «Использование цифровых технологий современными педагогами: вовлекаем, мотивируем, обучаем»(Использование инте...