"Изучение организации домашней работы в 5,10 классах"
статья на тему

Материал по методической работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_organizatsii_domashney_raboty_v_510_klassakh.rar13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение организации домашней работы в 5,10 классах

   Вопрос об организации и проверке домашней работы - одна из главенствующих позиций в методике преподавания.

   

     Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

     От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

   Прежде всего, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

В первом классе – до 1 часа;

Во втором классе – до 1,5 часа;

В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;

В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;

В седьмом классе – до 3 часов;

В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Однако фактическая учебная нагрузка  вместе с приготовлением домашних заданий составляет 9–10 часов в день.

   

Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.

    Многие исследователи, рассматривая пути преодоления перегрузок, главное внимание уделяют вооружению всех учащихся общими учебными умениями и навыками. Их формирование сейчас предусматривается учебными программами по большинству предметов.

   

     Перегрузка домашними заданиями также возникает, если учащиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.

   

    Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они состоят?

   

    Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы

    В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

индивидуальная;

групповая;

творческая;

дифференцированная;

одна на весь класс;

составление домашней работы для соседа по парте.

    При изучении организации домашней работы в 5,10 классах были выбраны 2 учебных дня и определено примерное количество времени, необходимое для выполнения домашнего задания по всем предметам, в ходе беседы с учащимися данных классов.

Например 18 сентября в 5 классе по расписанию были уроки: английский язык, русский язык, 2 урока технологии, математика и литература.

По английскому языку выучить слова(1 час), по русскому языку выполнить 1 письменное упражнение и выучить правило(50 мин.), по математике выполнить 2 номера, вкл. задачу и примеры(30 мин.), по литературе прочитать сказку(30 мин.). Общее количество времени составило 2 часа 50 минут, хотя другая часть класса с данными заданиями справляется за 2 часа 30 мин.

12 октября в 5 классе по расписанию были уроки: русский язык,  математика и литература, биология, музыка и ИЗО. По русскому языку выполнить 1 письменное упражнение и повторить правило(30 мин.), по математике выполнить 2 номера, вкл. примеры(30 мин.), по литературе задано повторение (20 мин.), по музыке прочитать и пересказать 1 параграф(50 мин.), по биологии прочитать и пересказать параграф(20 мин.). Общее количество времени составило 2 часа 30 мин.

Вывод: в 5 классе домашние задания должны даются с учётом возможности их выполнения, перегрузок не наблюдается.

Например 15 сентября в 10 классе по расписанию были уроки: химия, информатика, физ-ра, физика, география.По химии нужно было выучить 1 параграф и ответить на вопросы(40 мин.), по физике решить 2 задачи(1 час), по географии прочитать параграф и составить схему(1 час). Общее количество времени составило 2 часа 40 мин.

11 октября в 10 классе по расписанию были уроки: русский язык, информатика, физика, биология,ОБЖ, факульт. по биологии.По физике выучить 13 формул(1 час), по русскому подг. к ЕГЭ выполнение задания части С(20мин), по биологии написать конспект и выучить (40 мин.), по информатике проч. параграф(30 мин.), по ОБЖ проч. параграф(15 мин.), для подготовки к факультативу по биологии треб. 30 мин.Общее время 3ч. 15м.

В 10 классе задают творческие домашние задания: презентации, доклады, домашняя контрольная. При беседе с ребятами выяснилось что имеет место факты выполнения работы до 5-6 часов, связанные с трудностью определенного предмета или выполнением презентаций(докладов) за 1 день.

Вывод: в 10 классе домашние задания должны даются с учётом возможности их выполнения, наблюдаются некоторые перегрузки.

Рекомендации: классному руководителю на кл. часе провести беседу о правилах выполнения домашних заданий.

                               

                  Руководитель МО ЕМЦ _____________ Айкашева О.Н.

Виды домашней учебной работы

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.

Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Классификация ТДЗ

По содержанию

По виду деятельности

По уровню оформления

1. Вопросник         

 2. Кроссворд

 3. Макет, модель

 4. Ребус

 5. Сообщение

 6. Доклад

 7. Сочинение

 8. Реферат

 9. Исследование

 10. Эссе

1. Индивидуальная

 2. Парная

 3. Мелкогрупповая (3–7 чел)

 4. Групповая (10–15 чел)

 5. Коллективная        

1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).

 2. Экспозиционная (на отдельном формате,

 содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

– файл-лист;

 – буклет;

 – брошюра;

 – газета;

 – альбом;

 – «раскладушка»;

 – и т. д.

Основные цели ТДЗ:

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

 2. Научить выделять главное из общей информации.

 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

 4. Сформировать ораторские навыки.

 5. Воспитание эстетической культуры.

 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.

Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.

 В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».

 Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.

 А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».

Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом класс

Для успешного выполнения домашней работы можно дополнительно рекомендовать следующие правила:

 Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

Перед выполнением домашней работы убедиться, что в дневнике записаны все задания.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убрать со стола уже использованные материалы и выложить те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

Решить для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

Выполняя домашнее задание, не просто думать над тем, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

 Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» .

Методическое сообщение по данной теме включает в себя следующие разделы: планирование процесса обучения, задачи и содержание урока, подготовка педагога к уроку фортепиан...

Организация домашней работы по математике

В материале содержатся рекомендации по выполнению письменной домашней работы, подготовке устных ответов, составления плана ответа по математике....

Формирование самостоятельности младших школьников при организации домашней работы по иностранному языку

ВВЕДЕНИЕ Проблема формирования самостоятельности младших школьников в процессе обучения остается до сих пор одной из актуальных в образовательном процессе. От решения этой проблемы во многом зави...

Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...