Технологическая культура учителя
статья по теме

Важинская Елена Владиславовна

процесс обучения – это организованное  взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке собственных взглядов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_kursam.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая культура учителя

     Как все вы, конечно, знаете, процесс обучения – это организованное  взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке собственных взглядов.

     Глобальные изменения произошли в обществе за последние 10 лет, все они коснулись и школы. Как учителю в изменившихся условиях учить детей?

     В настоящее время учитель должен знать и использовать новые методы, виды, формы и средства обучения.

     Развитие информатики, ее создание и быстрый прогресс породили новое направление в науке: педагогическую информатику. Все мы, наверное, уже плохо представляем свою жизнь без компьютера. Компьютер прочно вошел в нашу повседневную жизнь, компьютер становится и все более массовым средством обучения. С его помощью предъявляется информация, и не только текстовая, но и подвижные видеоизображения со звуком. Постоянно разрабатываются учебные программные продукты. Все большее количество учителей в нашем районе прошли курсы по овладению навыками компьютерной грамотности и по использованию на уроках мультимедийных средств обучения. Используя мультимедийную систему можно существенно разнообразить урок, сделать его более насыщенным и иллюстративным. Мне кажется, что одной из важных задач курса информатики является показать детям, возможности компьютера, как источника получения новых знаний, т.к. большинство использует его только для игр. Однако хочется заметить, что по-прежнему в школах не хватает компьютеров, мало квалифицированных учителей информатики.

     В настоящее время постоянно возникает потребность в поиске новых методов активизации учащихся на уроке. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Конечно же, это недостаточно развивает ученика. Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. К их числу можно отнести метод дидактических игр (сущность дидактической игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия), обучение по алгоритму (под алгоритмом  в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне), метод мозговой атаки (руководитель объясняет участникам  идею, проблему, которую предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10 – 15 минут). Затем идеи анализируются. В школе данный метод может применяться при повторении раздела, при изучении нового материала), внеконтекстные операции с понятиями (узнавание термина, определение понятия, раскрытие объема и содержания, установление связи данного понятия) и многие другие методы. Традиционные методы, такие как словесные, наглядные и практические по-прежнему широко используются на уроках.

Надо отметить, что произошли изменения и в применении видов обучения. Если раньше чаще всего использовали сообщающее обучение, при котором учитель сообщает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. В настоящее время учителя  широко используют на уроках  проблемное обучение, программированное обучение (учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы), развивающее обучение и личностно-ориентированное обучение. При последнем обучении, ребенок – центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Основным моментом  данного обучения является принцип «развивающей помощи».

     Во многих школах стали появляться элективные курсы. У учителей в связи с этим могут возникнуть новые проблемы. Необходимо составить программу элективного курса (если она не разработана). Эти программы должны быть интересны для учащихся. Каждая программа должна привлекать детей неординарностью изложения материала, связью с новыми научными данными, с нашей действительностью. Причем изложение должно быть предельно четким, ясным, доступным. А это не очень простая задача, которая потребует от учителей значительных усилий и может создать «здоровую» конкуренцию между учителями.

     Все шире учителя используют и возможности бинарных уроков. Основными задачами данных уроков является показать преемственность образовательных программ, помочь учителям начальных классов и учителям-предметникам осмыслить формы и методы работы. Учителя смежных специальностей также могут успешно использовать в своей практике бинарные уроки, например, учителя физики и химии, биологии и химии, истории и литературы и т.д. В процессе бинарного урока учащиеся ощущают взаимосвязь наук в целостной картине мира.

     В течение 2-х лет у нас работала творческая группа, под руководством Евгения Владимировича Кожары. Учителя, входящие в эту группу,  преподавали разные учебные предметы и работали в разных классах.

     Поскольку учитель это, по большому счету, и автор сценария педагогического процесса, и руководитель его постановки, и актер-участник действия, и критик-аналитик процесса и результата, и, поскольку все вместе это и есть РЕЖИССУРА, то основы профессионализма учителя автор данной концепции представляет как «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЖИССУРЫ».

     Педагогическая режиссура строится на стыке таких направлений как педагогика, театральная режиссура, педагогическая  валеология, практическая психология.

     Педагогическая режиссура является профессиональной основой любой методики. Именно поэтому она необходима и дошкольному педагогу, и учителю начальных классов, и всем учителям-предметникам.

     Если говорить об утилитарной цели педагогической режиссуры (для учителя), то она определяется словом «КАК?!», а содержание программы (любой, в том числе и базовой) – это «ЧТО».

     Если говорить о сверхзадаче педагогической режиссуры – это, безусловно, развитие творческой индивидуальности, как ученика, так и учителя. Это развитие того, что дано человеку от природы. Школьная программа становится не целью, а средством, тем материалом, из которого строится творческий тренинг. Тренинг способности к выживанию в постоянно меняющемся мире, тренинг радостного общения, тренинг, формирующий психическое и физическое здоровье. Итогом такой педагогики, как для ученика, так и для учителя является активное созидание себя как личности и себя как части мира.

     Концепцию педагогической режиссуры породили острые, и, казалось бы, на сегодняшний день неразрешимые проблемы традиционной школы. Воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад». Цели урока для любого учителя, казалось бы, всегда самые добрые: дать знания. Дать как можно больше, как можно глубже и как можно интереснее. НО ДАТЬ! – позиция, формирующая пассивного потребителя. В этом заключается парадоксальное несоответствие цели отдельного урока и цели образования.

     Это основное несоответствие способа обучения и природы ребенка. Общение происходит на разных языках. Если вообще происходит. И все проблемы непослушания и дисциплины во многом есть результат элементарной защитной блокировки организма ребенка против чуждого, неприемлемого на подсознательном уровне способа воздействия на него.

     Этот глобальный для традиционной школы парадокс является кардинальным в переосмыслении труда учителя и его профессионализма.

     Педагогическая режиссура учит грамотности в этих вопросах. Она дает понятие о доминирующих сенсорных каналах, дает практические приемы определения доминант, вскрывает причины некоммуникабельности учителя и ученика.

     Учителя в процессе занятий с Евгением Владимировичем изучали систему игровых упражнений, которые тренируют у ребят способность активно концентрировать внимание,

осязание, воображение, творческую фантазии. Большое внимание на занятиях было уделено развитию эмоциональной сферы ребенка. Игровой способ общения – невербальный. Активность ребят достигается такая, что любое отвлечение, любое слово, любой посторонний звук или жест становится неуместным, мешающим. Отсюда необычайная эффективность каждого занятия.

     Вся прелесть данной системы  в том, что игровой тренинг проводится на утилитарно-полезном для учителя программном материале. Играя, дети не замечают, как заучивают то, что нужно. Поскольку в игру включается вся эмоциональная сфера ребенка, а эмоции, как правило, положительные, то информации закрепляется позитивными подсознательными «якорями». Она внедряется в клеточную память надолго.

     Надо отметить, что уроки в стиле педагогической режиссуры интересны учащимся, познавательны, но не все уроки возможно провести в данной технологии, т.к. есть знания и умения, которые требуют приложения волевых усилий, да не редко и элементарного менторства.

     Поэтому учитель в настоящее время должен уметь ориентироваться в огромном море уроков и технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к проектированию деятельности учителя технологии. (пакет технологической документации учителя технологии)

К технологической документации учителя относятся:l  Учебная (рабочая) программа курса обучения2 Календарно-тематическое планирование содержания предмета3  Технологические карты (курса, разде...

Информационно-технологическая культура учителя

Формирование информационно-технологической культуры обучающихся через реализацию продуктивного обучения на уроках технологии....

Технологическая культура и культура труда

Технологическая культура и культура труда...

Презентация к уроку технологии 10 класс "Технологическая культура и культура труда"

Компьютерная презентация для проведения урока технологии в 10 классе...

«Управленческая культура учителя как системообразующая составляющая общей профессиональной культуры современного учителя»-2016г

Управленческая культура педагога - есть целостное личностное образование, комплекс свойств личности, мера и способ ее творческой реализации, способности осуществлять деятельность по педагогическому уп...

« Формирование технологического мировоззрения и технологической культуры современных школьников»

laquo; Формирование технологического мировоззрения  и технологической культуры современных школьников»...