Презентация "Портфолио ученика"
презентация к уроку (5 класс) по теме
Учебная презентация сделана для ресурсного центра по русскому языку и литературе (1265) в рамках серии лекций в помощь молодым специалистам как реклама пособия А.В. Иванова "Портфолио в основной школе" и брошюр-организаторов для 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.В. Иванов «Портфолио в основной школе» (2013)
Увлечь может только тот, кто сам увлечён.
Термин В переводе с французского означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», с английского – «портфель для документов». Термин появился в Западной Европе в XV-XVI вв. А рхитекторы в папке представляли рисунки и чертежи. Позднее приём использовали художники, потом - фотографы и фотомодели.
Первые школьные портфолио В системе образования впервые использовали учителя США в 80-ые гг. ХХ века. Вскоре технология портфолио стала популярна в школах Европы, Канады, Японии, России.
Модели портфолио Портфолио документов (рабочий портфолио): коллекция работ (любых материалов: планы, черновики..., успешные и не очень) за определённый период), демонстрирующих прогресс учащегося; Портфолио процесса (все этапы обучения, процесс рефлексии, дневники самонаблюдения); Показательный портфолио (лучшие работы, документы, фото, аудио, видео, электронные версии...)
Министерство образования Англии предлагает такую классификацию: Портфолио развития Можно использовать для оценивания ученика или обсуждения его успехов с родителями. Портфолио для учебного планирования Получение дополнительной информации о классе. Портфолио подготовленности О пределённое количество материалов, демонстрирующих готовность ученика к выпуску, его компетентность в различных предметных областях.
Современные подходы к портфолио Сборник материалов , самостоятельно отобранных учащимся, который является альтернативной системой оценивания результатов; Портфолио-работа , то есть процесс и мероприятия, связанные с формированием сборника работ; Система обратной связи , основанная на понимании целей и задач своей деятельности, самооценке.
Первый и самый важный шаг Необходимо точно понимать и чётко сформулировать, для чего и с какой целью будет вестись портфолио.
Портфолио как инструмент, средство Потрфолио – инструмент, который используется для достижения конкретного образовательного результата и для отражения этого результата.
Направления работы с портфолио Формирование критериев отбора работ для портфолио; Выявление моментов, которые необходимо контролировать; Планы ученика связаны с планами учителя и должны найти отражение в диагностических работах; Отражение работы в планировании учителя.
Важно!!! Систематическая работа с портфолио (ученика, родителей, учителя, классного руководителя)
Брошюры-организаторы
Модели использования брошюр-организаторов Систематическая работа с портфолио. Систематическая работа по самоконтролю и самооценке. Периодическое выполнение стандартизированных форм самоконтроля, самооценки индивидуального прогресса и успешности своего учения и социального развития. Формирование конкретных метапредметных умений.
Пример 1
Пример 2
Рабочий портфолио Включает ВСЕ работы Основные разделы Р1 – «Портфолио работ» Р2 – «Портфолио документов» Р3 – «Портфолио отзывов» В каждом разделе материалы имеют сквозную нумерацию. Номер указывает на хронологическую последовательность. Можно ввести предметную маркировку (Р12р, Р14л или Р11соч...)
Портфолио работ Собрание формальных и творческих работ, выполненных в ходе учебных и факультативных занятий, стартовой диагностики; творческие, проектные и исследовательские, промежуточные и итоговые работы по отдельным предметам, материалы, демонстрирующие достижения в спорте и творчестве.
Пример по гуманитарным наукам Диктанты, эссе, изложения, сочинения, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», самоанализ... Тесты, контрольные работы, оформленные результаты проектов, миниисследований, интервью, анкетирования, аудио и видеозаписи устных ответов, публикации, творческие работы, отчёты...
Обратить внимание на сформированность метапредметных результатов и их отражение в портфолио: в ладеть основами саморегуляции эмоциональных состояний; с тавить проблему, аргументировать её актуальность; п роводить наблюдение под руководством учителя; у меть аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию в споре невраждебным для оппонента образом; у меть работать в группе, помогать друг другу; о ценивать правильность выполнения задания...
Пример самоанализа из брошюры-организатора
Портфолио документов Собрание официальных (заверенных и оформленных) документов, подтверждающих образовательные достижения. Эти материалы больше характеризуют достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности. Сертификаты об окончании курсов разного типа, документы, удостоверяющие сдачу экзаменов.
Портфолио отзывов Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений...) за процессом овладения предметными знаниями и навыками, УУД, метапредметными навыками. Может быть представлено в виде рецензий, отзывов, эссе, рекомендательных писем. Оценка вклада учащихся в процессе, сильные и слабые стороны.
Проблемы Отсутствие традиций регулярного письменного анализа деятельности учащихся как учителями, так и учениками. Мало методик и сценариев формирования таких отзывов.
Пример из брошюры-организатора
Портфолио отдельных работ Демонстрирует все фазы и этапы обучения на примере выполнения одной работы (проекта). Содержит черновые материалы, варианты верных и неверных решений, промежуточные результаты, итоговый вариант. Отражает формирование определённых навыков.
Д ругие виды портфолио Портфолио учебного планирования отражает процесс создания собственных планов и графиков работы, формирования целей учебной деятельности, определения задач и способов их решения. Портфолио подготовленности (обоснованность выбора профиля обучения). Может включать ссылки на Портфолио работ, Портфолио документов и Портфолио отзывов.
Электронная презентация портфолио Презентация в программе PowerPoint Презентации с навигацией (гиперссылками) Страницы Портфолио в Интернете Интегрированные сетевые ресурсы
Модели взаимодействия сотрудников школы при организации портфолио-работы Первая модель (главный оператор – классный руководитель): 1) формирование групп обсуждения; 2) периодические встречи (раз в месяц); 3) составление отзыва в конце черверти; 4) взаимодействие с учителями-предметниками. Вторая модель (кооперация предметника и классного руководителя). Третья модель (от первой модели ко второй и третьей – курированию самостоятельной работы учащихся над портфолио). Модель возможна в коллективах с длительной портфолио-традицией.
Этапы портфолио-работы 1 этап – подготовка (выработка целей, критериев оценивания, знакомство с брошюрой-организатором...) 2 этап – регулярная работа с элементами портфолио (контролируется классным руководителем и предметниками, обсуждается на классных часах, проводится общеклассная презентация...) 3 этап – групповая работа по демонстрации обучающимися опыта работы над портфолио 4 этап – индивидуальные презентации учащимися своих портфолио, рефлексия
Организация обсуждений портфолио-работы Рабочие группы формируются из 7-10 человек (рекомендации школьных психологов) На каждую четверть формируется свой состав групп (можно не менять) Цель – обсуждают и получают рекомендации по улучшению своего обучения Рекомендуемые темы для обсуждения: уточнение целей, составление планов развития, формулирование критериев оценивания, подведение итогов работы с портфолио.
Задачи учителя: до встречи определить тему и задачи; п одобрать формат (время, форму, место); с оздать комфортную атмосферу для всех и для каждого (дать возможность самовыразиться); д обиться взаимопонимания, снять неточности; з афиксировать процесс обсуждения (протокол, фото, видео...) и передать каждому в печатном виде для дальнейшей самостоятельной работы.
Правила Всегда предлагать пересказать своими словами смысл сказанного или прочитанного. Всегда предлагать учащимся выделять главную мысль (в тексте, информации, суждении, обсуждении...). Поддерживать стремление детей уточнять непонятное. Ориентировать школьников на то, чтобы учиться фиксировать и документировать процесс общения и обсуждения.
Анализ портфолио Оценивать соответствие портфолио принятым в классе (школе) требованиям. Создавать список признаков хорошего портфолио. Планировать действия по улучшению портфолио. Сбор фотографий событий и работ, отзывов, аудио и видеоматериалов суждений, выступлений при обсуждении материалов...
Нам в помощь
Сайты, готовые шаблоны http://maminsite.ru/school.files/portfolio_uchenika_starshih_klassov.html http://www.primeschool.ru/shkolnye-portfolio-na-lyuboj-vkus.html
Можно и так. А как лучше?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"
В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...
Роль воспитательного пространства в развитии ученика в условиях взаимодействия ученика и школы
Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития....
Методическая разработка мероприятия по теме курса ( поездка учеников в Германию по программе « Международный обмен учениками»)
Данная методическая разработка является конспектом собрания интернационального клуба " Дружба без границ" по теме " Обмен учениками". В работ...
Визитная карточка ученика 5 класса для школьного конкурса "Ученик года"
Визитная карточка ученика 5 класса для участия в школьном конкурсе"Ученик года". Визитная карточка рассчитана на 6 -7 минут, включает рассказ обучастнике конкурса и песню ( фонограмма песни "Песня пер...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...