ДОКЛАД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
учебно-методическое пособие по теме

    Существуют различные виды работ, связанные с декоративно-прикладным искусством, которые мы можем применять на уроках технологии. Декоративно-прикладное искусство позволяет приобщить учащихся к богатой, самобытной культуре народа. Применяя её элементы, мы тем самым повышаем интерес учащихся к урокам технологии, учащиеся  активно включаются в творческий процесс. Материалом для работы могут служить отходы производства, природные материалы, практически все, что есть под рукой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное специальное (коррекционное) образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательная школа-интернат I и II вида г. Армавира

Краснодарского края

ДОКЛАД

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

                        Выполнил:

          Учитель трудового обучения

Туровский

Сергей

 Александрович

Г.Армавир 2014г

                                        C:\Users\Александр\Desktop\загруженное.jpg

    Существуют различные виды работ, связанные с декоративно-прикладным искусством, которые мы можем применять на уроках технологии. Декоративно-прикладное искусство позволяет приобщить учащихся к богатой, самобытной культуре народа. Применяя её элементы, мы тем самым повышаем интерес учащихся к урокам технологии, учащиеся  активно включаются в творческий процесс. Материалом для работы могут служить отходы производства, природные материалы, практически все, что есть под рукой.

  1. Имитация чеканки – это лепка глубоко рельефных изделий из пластилина с последующим покрытием автомобильной краской «Спрей». В результате получается работа, напоминающая чеканку.

А. Подобранный рисунок учащиеся переводят с помощью копировальной бумаги сначала на лист кальки, а затем на основу подходящего размера (дощечка, фанера, ДВП и др.).

Б. Работу над изделием начинают с фона, накладывая пластилин небольшими слоями и разравнивая их пальцами, а далее переходят к выпуклым частям.

В. При выполнении сложного изделия применяется прием постепенной накладки пластилина на более выпуклые места. При лепке какого - нибудь животного сначала выполняют туловище и голову. После этого приступают к лепке конечностей, вдавливают, оттягивают пластилин пальцами создавая при этом необходимый барельеф. Заглаживать неровности и удалять лишний слой пластилина можно также и стекой. Мелкие детали и украшающие элементы лепят в последнюю очередь.

Г. Законченную работу покрывают бронзовой краской. Эту работу с учетом требований безопасности труда, лучше выполнять самому учителю.

                                       C:\Users\Александр\Desktop\images.jpg

  1. Выжигание-один из способов украшения деревянных изделий. Выполнение с помощью выжигательного аппарата сюжетных картинок, геометрического и растительного орнамента на специальной форме (диагональные спилы дерева),с последующей росписью красками. Выжигание может применяться для создания панно, так и для украшения разделочных, декоративных досок, пеналов и других изделий.

       Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины. Наиболее распространенным и простым является выжигание по контуру. Часто применяется и силуэтное выжигание, при  котором изображение выжигается сплошь. Наибольшая живописность достигается путем выжигания с передачей оттенков. Но данный вид выжигания требует умения хорошо рисовать и большого опыта.

А. Поверхность, предназначенную дл выжигания, тщательно зачищают мелкозернистой наждачной бумагой.

Б. Выбранный рисунок переносится на кальку, а затем с помощью копировальной бумаги переводят на поверхность древесины.

В. Поворотом ручки регулятора аппарата устанавливают накал иглы в зависимости от желательных ширины и глубины штрихов рисунка. При выжигании декорируемая поверхность должна находится на расстоянии 30-35 см от глаз, очень важно, чтобы она была хорошо, но не слишком ярко освещена. Руку с электровыжигателем располагают на столе или изделии так, чтобы она имела хорошую опору и не дрожала. Поскольку при выжигании сравнительно быстро утомляется зрение, через каждые 15-20 минут небольшие перерывы для отдыха разминки.

Г. На первых порах рекомендуется выжигать только точками. Из непрерывно следующих одна за другой точек составляются линии и штрихи. Такими точечными линиями можно показать контуры предметов, проводить штриховку. Наносят точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно отобразить переходы от света к тени, добиваясь объёмности и большей выразительности изображения. Подчеркнуть объёмность композиции, можно также подкрасив отдельные участки изделия гуашевыми или акварельными красками .

Д. Готовое изделие покрывают бесцветным лаком.

C:\Users\Александр\Desktop\загруженное (3).jpg    C:\Users\Александр\Desktop\images (1).jpg

  1. Тиснение на фольге – один из видов обработки металла (металлопластика). Этот вид своими корнями уходит в древность, когда для изготовления украшений и декоративной отделки использовалось сусальное золото, т. е. тонкие золотые пластины. Тиснение на фольге по принципу работы близко к чеканке, но более просто. Для работы используется алюминиевая фольга или алюминиевые тюбики из под зубной пасты.

А. Выбранный рисунок переносится на кальку, а затем на фольгу, получается контур рисунка.

Б. С обратной стороны фольги нанесенный рисунок выдавливается в тех местах, где выпуклости. Начинать выдавливать необходимо постепенно, т. к. выдавливая большие выпуклости сразу, можно получить неравномерный рельеф или даже прорвать фольгу.

В. С лицевой стороны выполняют тиснение фона и вогнутых элементов.

Г. Законченную работу для большей выразительности тонируют тушью, после чего высветляют необходимые места.

C:\Users\Александр\Desktop\загруженное (1).jpg        C:\Users\Александр\Desktop\загруженное (2).jpg

             Парусник                                                Замок в горах.

(Тиснение на фольге)

  1. Мозаика- Составление картин из различных материалах. Для этого можно использовать пшено, яичную скорлупу, кусочки янтаря, цветного стекла, проволоки и др. Эти изобразительные материалы, кроме янтаря, цветного стекла, проволоки, следует красить гуашевыми красками с добавлением вяжущих составов (клей ПВА, или его аналог), а затем нанести на клеевую поверхность в соответствии с композицией рисунка. Для этой работы понадобится картон, белая бумага, карандаш, гелиевая ручка, копировальная бумага, лак НЦ или клей ПВА и соответственно цветная крошка из различных материалов.

А. Подобрать интересный рисунок подходящего размера и перевести его на бумагу для рисования. Можно сделать и свой рисунок.

Б. Гелиевой ручкой обвести контуры, продумать, какие места будут покрыты крошкой, подобрать её цвет.

В. Нитролаком или клеем ПВА намазать небольшие участки картинки, посыпать крошкой и прижать дощечкой (не рукой), потом перейти к следующему участку и т. д.

Г. Для оформления фона можно использовать мелкую как песок крошку.

Д. Готовую картину наклеивают на картон и оформляют объёмной рамкой.

C:\Users\Александр\Desktop\images (3).jpg    C:\Users\Александр\Desktop\images (4).jpg

Примеры мозаики выполненной с использованием стеклянной крошки.

  1. Выпиливание лобзиком –вид художественной обработки древесины. Выпиливание близко к резьбе по дереву. Основной инструмент, применяемый в этой работе – лобзик. Работа лобзиком не требует больших материальных затрат, специальной мастерской. Выпиливать можно в любом помещении. По простоте и легкости исполнения выпиливание лобзиком является одним из наиболее доступных ремесел.

      Контур орнамента выпиливают на специальном станке, на одно его конце имеется вырез в виде «ласточкиного хвоста» с отверстием  О 10 мм у вершины. Его прикрепляют к краю стола с помощью шурупов или струбцины.

      Для зачистки ребер, отверстий и внешних контуров узоров потребуются небольшие напильники со средней насечкой (личные) и надфили. Кроме того, понадобится небольшой (весом 150-200 граммов) молоток и плоскогубцы, а для предварительной распиловки больших листов фанеры – лучковая пила или ножовка.

     При выпиливании в изделии внутреннего контура в фанере приходится делать отверстия для пилочки. Для этого обычно используют тонкое шило или маленький буравчик, а ещё лучше коловорот или ручная дрель.

     В качестве материала для выпиливания чаще всего используется клееная березовая фанера высокого качества (сорт «А» или «АВ») толщиной 2-3 мм или 3-4 мм.

А. Выбранный рисунок переводят на основу, тщательно зачищенную шкуркой, через копировальную бумагу. Рисунок можно увеличить с помощью специального прибора – пантографа или методом клеток.

Б. Выпиливание сложного узора с внутренними замкнутыми контурами работу начинают именно с них и лишь потом опиливают внешние контуры. Перед началом выпиливания в каждом внутреннем контуре делается отверстие близко к линии, но не самой линии.

 Шкатулки, полочки и другие объёмные изделия, состоящие из нескольких отдельно выпиленных частей, соединяются обычно на шипах и скрепляются столярным или казеиновым клеем. Шипы выпиливают чуть больше, а затем подгоняют, зачищая их ребра напильником и шкуркой. Сначала изделия собирают без клея, а после тщательной подгонки детали шлифуют с обеих сторон наждачной шкуркой.

В. После этого шипы и ребра изделия смазывают клеем и соединяют плотно. Капельки клея, выступающие из швов соединений, пока они не затвердели, счищают щепочкой.

Г. Окончательная отделка изделия, позволяющая надолго сохранить его красоту, включает в себя: покрытие воском, бесцветным лаком или и тем и другим.

     Лакировать выпиленные изделия можно и без вощения. Зачищенное изделие покрывают лаком, просушивают в течении 2 ч. и ещё раз шлифуют мелкозернистой шкуркой, а затем снова лакируют один- два раза. Масляным лаком покрывать выпиленные изделия не следует.

Д. Для большей выразительности и декоративности под вырезанный узор можно использовать подставку из ткани или бархатной бумаги.

C:\Users\Александр\Desktop\images (5).jpg            C:\Users\Александр\Desktop\images (6).jpg

               Ажурная полочка.                                                Конфетница.

Выпиливание лобзиком.

 В данной работ рассмотрены только некоторые виды декоративно-прикладного искусства, которые можно использовать на уроках технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм выполнения трудовых действий на уроках трудового обучения

В статье представлены основные свойства алгоритма, представлены примеры написания алгоритма трудовых действий....

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения

Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения.Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение.Конспект урока в 9 классе коррекцион...

доклад на тему: «Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках трудового обучения»

В докладе приводятся виды диагностик для мониторинга обученности по трудовым предметам в коррекционной школе...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....