Народные праздники в творчестве композиторов.
план-конспект урока по музыке по теме
«Духовность – не роскошь, а средство обучения»
Ф. Достоевский.
Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. С Рождества до Крещения, на Святках, дети и подростки ходили по улицам со «звездой», славили Христа, колядовали, поздравляли родных, знакомых и незнакомых с праздником, участвовали в народных играх. Дети встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обязательно ходили в гости к старшим по возрасту, родным. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных и православных праздников, которые наряду с другими средствами закладывали изначальную духовность юных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki_v_tvorchestve_kompozitorov._4_klass.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные праздники.
К разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 класс по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Тема урока: Народные праздники в музыке русских композиторов.
Форма урока: Урок – обобщение (круглый стол).
Цель:
закрепить, систематизировать и обобщить знания по теме «Народные праздники»
Задачи:
- способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия композиторской музыки, русского народного песенного творчества;
- способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
- воспитание чувства прекрасного через использование музыкальных, художественных произведений;
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
- способствовать развитию музыкального мышления, умения анализировать, сравнивать;
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения a capella, под аккомпанемент учителя, под фонограмму.
Технические средства: музыкальный центр, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.
Дидактический материал: карточки с нотным заданием.
Ход урока. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Играть любят все и взрослые и дети! Дети в компьютерные игры, взрослые в телевизионные игры «Поле чудес», «Мафия», «Кто хочет стать миллионером», «Что, где, когда»…У нас с вами тоже игра! Нашей игре нужно придумать название!
1 этап. Подготовка к восприятию темы.
Мультимедийная презентация. Слайд №1. «Народные праздники в музыке русских композиторов»
Учитель: Праздники бывают разные, какие? (православные, государственные, семейные, народные…) Праздничные дни, самые любимые дни и взрослых и детей. Можно отдохнуть, повеселиться, сходить в гости, пригласить к себе гостей и т.д. Рассматриваем картины на слайде, будет звучать музыка русских композиторов, а вам нужно узнать, догадаться, определить по музыкальным выразительным средствам, какой народный праздник запечатлел композитор в своем произведении!! Значит, нам нужны внимательные ушки, которые на…макушке! А ещё весёлый герой праздника (обычно это петрушка, клоун, ну а мы возьмем современного героя с длинными ушками – смешарика!) и назовем нашу игру «Музыкальное путешествие смешариков». Чьи ушки будут самыми внимательными, та команда и выиграет! За каждый правильный ответ по 1-му баллу!
Мультимедийная презентация. Слайд №2.
2 этап. Раскрытие темы.
Учитель: Внимание вопрос!
О каком празднике пойдет речь?
-Какое счастье! Я, стройная пальма, расту у самого входа в пещеру, в которой родился младенец!
-И я, пахучая маслина, выросла здесь же.
-И я, зеленая елка, расту тут!
(Рождество)
Мультимедийная презентация. Слайд №3.
Учитель: Внимание вопрос!
Какие песни исполняют дети?
Мультимедийная презентация. Слайд №4.
(Колядки) Пример №1, №2, №3.
Учитель: Внимание музыка!
Мультимедийная презентация. Слайд №5.
Праздник в музыке присутствует? Как называется произведение? («Крещение» или «Рождество») Кто композитор? (П.И.Чайковский), какое по счету произведение? (12-е произведение в цикле «Времена года»). (ответы детей).
Мультимедийная презентация. Слайд №6.
Учитель: Речь пойдет о народном празднике «Масленица».
Учитель: Внимание вопрос!
Песня, посвященная главному блюду на Масленице! («Блины»)
Мультимедийная презентация. Слайд №7.
Учитель: Внимание музыка!
Как называется эта картина? («Ярмарка» Борис Кустодиев).
Музыка какого композитора прозвучала? (П. Чайковского)
Учитель: Мы люди южные и практически не видим снега, а ответить на вопрос придется!
Учитель: Внимание вопрос!
Любимые зимние виды спорта на Масленицу! («Взятие снежной крепости», «Соревнования на тройках лошадей»
Мультимедийная презентация. Слайд №8,9.
Учитель: Внимание музыка!
Звучит музыка И. Стравинского, название музыки вам подскажет следующая картина Б. Кустодиева! («Петрушка»)
Мультимедийная презентация. Слайд №10,11.
Учитель: Внимание музыка! («Светлый праздник» С. Рахманинов)
Мультимедийная презентация. Слайд №12,13.
Учитель: Внимание вопрос!
Назовите русских композиторов, которые особенно любили включать в свои музыкальные произведения колокольные перезвоны? (Рахманинов, Глинка, Г. Свиридов…)
Мультимедийная презентация. Слайд №14..
Учитель: А сейчас я хочу познакомить вас с иконой «Воскресение». Всмотритесь внимательно. Кто главный персонаж этой иконы?
Учащиеся: Иисус Христос! (рассматривают икону)
Учитель: Какими словами мы встречаем воскресение Иисуса Христа? («Христос воскрес», «Воистину воскрес»)
Учитель: Внимание вопрос!
Дети принимали участие в этом празднике? (Ходили славили Иисуса Христа, пели песни, играли в игры…)
Учитель: Внимание сейчас видео - вопрос!
Фрагмент танца «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский в постановке уч-ся 2а кл.
Как называется музыка и кто композитор?
Символы Пасхи.
Что символизирует яйцо – символ зарождения новой жизни!!!
Учитель: Всему новому мы очень рады, а особенно новым знаниям, новым книгам, путешествие наше музыкальное не заканчивается, а будет продолжаться на уроках музыки, где откроем с вами немало новых музыкальных страниц. А сейчас новая песня, которую подарил нам замечательный земляк, наш композитор Ал. Лукьяненко.
Исполнение песни «Песня о Лазаревском».
И в заключении можно предложить вопросы повышенной сложности.
Подводятся итоги игры, урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»
Тема урока: Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная: познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...
урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков
урок музыки в 4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...
Народная песня в творчестве русских композиторов
Разработка урока...
«Татары (народные праздники, игры и музыкальное творчество)». Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом»
Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом» для учащихся начальной школы...
"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"
Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...
Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ "Народная песня в творчестве русских композиторов"
Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийВид: урок – размышлениеЦель:...
Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."
Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....