Особенности работы с одаренными детьми
методическая разработка по теме
В статье рассматриваются особенности работы с одапренными детьми. Материл использовался при выступлении на ГМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
ПИЛА Л.В., учитель МБОУ СОШ №5
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Основой учебно-воспитательного процесса в данном случае становится личностно-ориентированный подход, позволяющий уделять большее внимание как слабоуспевающим ученикам, так и одаренным .
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В этом определении содержатся три характеристики:
1. Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности (например, умственных способностей для интеллектуального типа одаренности).
2. Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).
3. Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).
Все вышеуказанные характеристики являются необходимыми, одаренности не существует, если нет хотя бы одной из этих характеристик.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Выделяют три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
На практике учителя опираются на следующие концептуальные подходы к выявлению, обучению и развитию одаренных детей:
1. Концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности (Н.С. Лейтес).
2. Подход к одаренности как к проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин).
3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева в контексте развития идей Л.С.Выготского).
4. Экопсихологический подход к развитию одаренности, предполагающий создание образовательной сферы развивающего (творческого) типа.
5. Психодидактический подход к обучению и развитию детей в условиях массовой общеобразовательной школы (центр комплексного формирования личности РАО).
Количество работ, посвященных работе с одаренными детьми, возрастает в геометрической (!) прогрессии, однако, при этом никак не уменьшается их противоречивость и несогласованность.
В большинстве случаев внимание исследователей и практиков обращено к проблемам диагностики: как выявить одаренных ребенка, не пропустив при этом творчески одаренных, как, наконец, развивать одаренность такого ребенка т.д. И главным моментом, на мой взгляд, является четкая постановки цели работы с одаренными детьми. Во многих случаях работа с одаренными детьми является малоэффективной именно в силу недостаточно корректной постановки целей работы с одаренными детьми. Нет никакого сомнения в том, что неверно или даже неточно определенная цель фактически уничтожает эффект любой работы, как бы тщательно она ни производилась.
Какова же главная цель работы с одаренными детьми?
Она заключается в формулировании и разработке такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе это задача психолого-педагогической работы с каждым ребенком, но только для одаренных детей эта проблема выносится на передний план работы, становится главным условием эффективности работы школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Проблемы одаренных детей.
1. Навыки саморегуляции – это первая (и, пожалуй, главная проблема одаренных). Следует отметить, что те или иные проблемы с формированием волевых привычек есть у большинства детей. Однако у одаренных детей это усугубляется особой ситуацией развития, в которой основной их деятельностью является любимый ими, практически не требующий у них волевой регуляции умственный труд.
2.Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, также направленная прежде всего на передачу опыта, приобщение ребенка к знаниям, накопленным человечеством. Не стоит удивляться, что способность одаренного ребенка к глубокому, прочному, качественному усвоению знаний именно в школе встречается с восторженным отношением. В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. По данным ряда психологов, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям профессиональной самореализации. Таким образом, вторая проблема особо одаренных – креативность.
3. Особо одаренные дети испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Особенно заметно у многих исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.В целом, видимо, можно говорить о социальной дезадаптивности детей с исключительными проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, эти дети заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска. Социальные связи – это третья проблема одаренных.
4. И, наконец, особую проблему этих детей составляют трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.
Таким образом, в целом значительная часть этих учащихся испытывает значительные трудности в личностном и профессиональном становлении, которые являются преградой для процесса субъективно достаточной и объективно эффективной самоактуализации, что, в свою очередь, является источником ряда сложнейших личностных проблем и психосоматических заболеваний. Лишь небольшая часть этих школьников впоследствии оправдывает возлагающиеся на них надежды, в достаточной степени реализует себя в творческой профессиональной деятельности. Именно это и привело к грустной шутке, что у одаренных детей все их будущее - в прошлом.
Основные формы работы с одаренными детьми.
На мой взгляд, возможно выделение различных классификаций форм работы с одаренными людьми.
1) По формам организации работы:
-индивидуальная работа;
-написание эссе;
-конкурсы эрудитов по направлению одаренности;
-олимпиады;
-занятия: лекции, семинары, тренинги;
-деловые, психологические и интеллектуальные игры;
-научные конференции и предметные олимпиады;
-проектная деятельность;
-конкурсы;
-«круглые столы»;
-работа в библиотеках с источниками;
-экскурсии.
2) По количественному составу:
- групповая,
- индивидуальная,
-специализированные школы;
-занятия в рамках загородных образовательных лагерей, летних и зимних школ.
3) По
- индивидуальные образовательные программы учреждений дополнительного образования по работе с одарёнными детьми;
- факультативные курсы, кружки и элективные курсы;
- школьные научные общества;
- районные и областные олимпиады школьников;
-участие в заочных олимпиадах и конкурсах ;
- научные конференции.
Основные направления деятельности
I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.
II этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей само ценным.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся – старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.
Ожидаемые результаты.
1. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
2.Издание исследовательских работ учащихся.
3.Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
4.Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.
5.Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Трудности работы:
- Одаренных детей единицы в городе!
- Отсутствие работы в данном направлении со стороны психолога. И учителей начальных классов.
- Отсутствие городской программы и городского центра по работе с одаренными детьми.
- Работа на чистом энтузиазме, без материального поощрения.
- Администрация школы не выделяет часов для работы с такими детьми в рамках школьного компонента , факультативных и кружковых занятий.
.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....
Исследование особенностей работы с одаренными детьми в сельской местности
Опыт работы с одаренными детьми в сельской местности...
Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования
В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....
Особенности работы с одаренными детьми.
Особенности выявления и работы с одаренными детьми....
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...