Язык интернета - язык будущего?
статья по теме
Эссе о современных тенденциях развития языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык интернета - язык будущего?
Традиционно вводные уроки русского языка в начале учебного года посвящены роли языка в жизни человека. И на вопрос: «Зачем нужен этот предмет?» - школьники не задумываясь отвечают: «Для того, чтобы правильно писать и говорить». Однако, практикующим учителям давно известен грустный парадокс, суть которого заключается в разрыве между изучением языка в школе и естественным речевым развитием детей. Устная и письменная формы речи современного ученика в школьных границах и в бытовом общении разительно отличаются в качественном отношении, а значит налицо процесс снижения практической значимости нашего предмета. Ждет ли литературный русский язык судьба быть востребованным лишь определенному кругу носителей, в то время как массы будут пользоваться всё больше набирающим обороты интернет - языком, давно вышедшим за рамки профессионального и активно внедряющимся в нашу повседневную жизнь?
Я не считаю, что те негативные речевые явления и процессы, которые мы наблюдаем в последние годы, неминуемо ведут к гибели русского языка, он в своем историческом развитии переживал уже процессы, аналогичные современным: экспансия варваризмов (т.е. иноязычных слов и выражений, эпоха Петра 1, а также первая треть ХIХ века), жаргонизация языка в советское время (20-е годы), увлечение «канцеляритом» ( 50-60 гг. XX века). Тем не менее литературный язык продолжал жить, отбросив все ненужное, наносное, и выходил из этих ситуаций обновленным.
Но это вовсе не означает, что нам не о чем беспокоиться. Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Словарный запас и свобода в использовании всего разнообразия грамматических средств языка – показатель уровня развития общества. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. И «плотиной», оберегающей язык от потока «речевой грязи», являемся мы, учителя-языковеды. Недаром отечественные методисты прошлого, утверждали, что развитие речевых способностей, дара слова, воспитание языковой культуры учащихся – обязательное и непререкаемое условие образовательной деятельности в процессе обучения любому предмету, и в особенности - русскому языку.
Но как связать теорию и практику, если наши дети стали главными потребителями современной культуры «пользователей», и именно для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская литература в кратком изложении» и т.п. Зачем прилагать усилия для развития своего языкового и речевого уровня, если домашнее задание по русскому языку можно списать с «решебника», а сочинение скачать с интернета, не читая не только произведение, но даже сам скачиваемый текст. Зачем подбирать слова для описания эмоций, если есть «смайлики», а выражать свое мнение легче подборками готовых «умных фраз обо всём», найденных на соответствующем сайте. Зачем вспоминать заученные для урока орфографические и пунктуационные правила, если друзья в социальных сетях пользуются «языком инета», абсолютно не привязанным к нормам грамматики. И последнее очень пугает.
Да, пора осознать, что на современном этапе развития общества появился новый язык – промежуточный между простым устным и сложным письменным. Речь идет о языке современных средств коммуникаций.
Этому феномену невозможно подобрать аналогию в прошлом. Скажем, книжный, письменный язык был в прежние времена известен далеко не всем. Интернет же абсолютно демократичен, представители разных социальных групп в сети говорят хотя и по-разному, но в соответствии с одним главным принципом: устная речь превращается в письменную.
Язык упрощается, практически исчезает пунктуация, ставится под сомнение орфография. Письменный язык усложнен, в нем есть правила, в устном языке этих правил нет. Поэтому, естественно, влияние интернета на язык огромно и является ключевым.
Но подобное влияние оказывает не только интернет. Например, с помощью sms мы общаемся, по сути дела, на особом языке: стараемся написать побыстрее, подбираем более короткие слова, упрощаем конструкции, в сообщениях часто пропадают запятые и заглавные буквы.. Все это — совершенно новая сфера бытования языка, которой не было еще 20-30 лет назад.
Третий вид языка стремительно набирает лексику. Слова типа «мыло», «аська» и пр. уже давно лишились статуса неологизмов и прочно вошли в разговорную речь. Сетевой жаргон уже стал языком, непонятным для непосвященных – для тех, кто не пользуется, вернее не умеет пользоваться современными IT-технологиями в силу возраста и социального статуса. Наши дети – «посвященные». А мы?
- «Ну вот, я же тебе говорю: находишь торрент-файл, создаешь свой никнейм на сайте и качаешь сколько хочешь, а лучше сам периодически заливай, а то забанят».
Многие ли из нас поймут эту фразу? Фразу подростка 10 лет, произнесённую вслух и адресованную своему другу, который, кстати, прекрасно понял, о чем идет речь.
Встает вопрос: такое общение - хорошо это или плохо, а может и нормально? Сколько пройдет еще времени, прежде чем мы забудем литературный язык? А как начнут говорить наши самые маленькие дети, если уже сейчас в стихах Пушкина школьники не знают значения половины слов? Как нам понимать друг друга: воспитанным на русской классике и юным поклонникам виртуального мира?
Можно задавать эти вопросы бесконечно, но время неумолимо к нам, к нашему языковому наследию, поэтому нужно действовать. Вряд ли мы сможем воспрепятствовать стремительному натиску нового технологичного языка, но постараться воспитать у наших детей потребность изъясняться литературным языком – это в наших силах.
Но нам необходима помощь – в первую очередь, родителей. Личный пример, общение в кругу семьи – вот что формирует языковые предпочтения ребёнка. Пусть он сегодня проведёт больше времени с вами - за чтением, обсуждением прочитанного, разговором по душам – чем с виртуальными друзьями. Пусть напишет вам письмо или записку, пользуясь словами, а не «смайликами». Пусть, в конце концов, объяснит вам значения слов, которые почерпнул в «инет-пространстве», объяснит, используя литературные, общеупотребительные, знакомыми вам и подзабытыми им словами.
Последнее, кстати, весьма неплохое упражнение, можно использовать в качестве речевой разминки на каждом уроке, а потом полученный материал использовать в качестве основы для исследовательского проекта. Вот тогда интернет станет для ребёнка тем, чем изначально призван был быть – информационным ресурсом, а не миром, заменяющим реальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

Словарь интернет-языка
Словарь представляет собой список ниболее часто употребляемых неологизмов, используемых при общении в сети интернет...

Педагогический опыт учителя иностранного языка "Инновационный потенциал урока английского языка: интернет технологии как средство обучения школьников"
Данный педагогический проект представляет новый взгляд на использование информационно - коммуникационных технологий обучения, а именно, интернет - технологий как "инструмента" развития коммуникативной...

Раннее обучение иностранным языкам. Интернет порталы
Раннее обучение иностранным языкамИнтернет порталы...

презентация урока в 11 классе по теме "Язык интернета"
Презентация комплексного урока с применением информационно-коммуникационных технологий и Интернет ресурсов....

Разработка мастер-класса по русскому языку "Экология языка". Язык интернета.
Разработка мастер-класса по русскому языку предназначена для проведения внеурочного занятия по русскому языку, Целевая аудитория 7-9классы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»
В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...