ХОЧЕШЬ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ РОДИНЫ – БУДЬ ИМ
методическая разработка по теме

Юдакова Ксения Андреевна

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ РОДИНЫ – БУДЬ ИМ

 

Специалист по работе с молодежью, Максимова Ксения Андреевна,

МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет»

 

Наши дети - это будущее России, наследники великой культуры, многовековых традиций наших предков. Именно детям предстоит продолжать и приумножать богатое духовное и культурное наследие народа. Нам хотелось бы видеть наших детей здоровыми, активными, целеустремленными, настоящими патриотами, гражданами своей страны, так как укрепление государственности невозможно без патриотической идеи, любви и почитания своих корней, традиций, без системы патриотического воспитания. Поэтому в воспитании детей важнейшее место должно занимать нравственное и патриотическое начала. Судьба страны и ее завтрашний день во многом зависят от того, какие качества мы сможем воспитать в тех, кому сегодня нет восемнадцати.

К сожалению, социально-политические процессы последних десятилетий привели к утрате в обществе чувства патриотизма и духовно-нравственных качеств личности. Если в советский период развития общества функции патриотического воспитания брало на себя государство, в период безвременья – в некоторых семьях - родители, в некоторых – сами дети решали вопросы патриотизма, то на сегодняшний день общество все чаще предоставляет решение проблем патриотического воспитания специализированным центрам.

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет» является ярким примером учреждения нового формата, в котором идеи патриотизма поставлены во главу угла (не в гипертрофированном абсолютном навязывании, а в социально обусловленном мониторинговом подходе). Так, специалистами центра «Кадет» был проведен социологический опрос с целью выяснения отношения современных детей и подростков к понятию гражданственности.  Специалисты центра предполагают, что воспитывать гражданственность нужно и должно как на уровне семьи, так и с помощью специалистов общественных организаций, специализированных некоммерческих учреждений, специально организованных центров.    

Вновь набранным воспитанникам объединений центра были предложены вопросы: «кто такой гражданин?»,  «что такое патриотизм?». В опросе приняли участие воспитанники разных возрастных категорий. Были получены следующие ответы:

- гражданин - человек, проживающий в определенной стране, соблюдающий законы (конституцию РФ).

Патриотизм – любовь к Родине.

Аня, 15 лет

 

Гражданин - человек, несущий ответственность за состояние своей Родины.

Патриотизм – любовь к Родине, состояние готовности помочь и выступить «за».

Маша, 14 лет

 

Гражданин – это человек, у которого есть гражданство в какой-то определенной стране и почитает Родину.

Патриотизм – социальное чувство, содержащее любовь.

Алина, 16 лет

 

Гражданин – это человек, который живет в России.

Патриотизм – это когда тебе нравится жить в твоей стране.

Миша, 7 лет

 

Гражданин – это человек, проживает на территории России.

Патриот – это каждый человек, который живет в России.

Андрей, 9 лет

 

Гражданин – это тот человек, который любит свою страну.

Патриотизм – это чувство гордости за свою страну.

Лена, 13 лет

 

Гражданин – человек, который любит свою страну.

Патриотизм – чувство любви к своей Родине.

Наталья, 15 лет

 

Также были предложены следующие варианты ответов на вопрос «Что такое гражданин?»

 

1) Гражданин - любой человек, проживающий на территории определенного государства

 

17.65%

2) Гражданин - любой человек, приехавший на жительство определенного государства

 

2.94%

3) Гражданин - человек, соблюдающий законы определенного государства

5.88%

4) Гражданин - человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве

 

73.53%

 

Проанализировав ответы детей, специалисты пришли к выводу, что четкого представления о гражданственности в эталонном ее понимании у воспитанников нет. ( Привести определение)

Необходимость в привитии        реально существует, это доказывает мониторинг потребности в услугах центра и ежедневные звонки родителей, которые ищут возможность занять своих детей полезными видами деятельности.

 

Наиболее эффективным средством вовлечения подростков и молодежи в общественную жизнь является проектная деятельность. Проектная деятельность направлена на выявление и поощрение эрудированных, талантливых и лучших воспитанников.

В основе проектной деятельности лежит метод проектов, который достаточно широко освещен в методической и педагогической литературе (Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеев, А.Е.Петров, В.В.Копылова, М.Г.Петрова и др.)

Ученые убедительно доказали, что метод проектов направлен на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если речь идет о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проек», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Есть определенные проекты, которые носят национально-культурный характер, связаны с изучением истории, традиций, современности своей страны, своего региона и служат основой для формирования гражданственности.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Основы гражданственности и патриотизма в юном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей. Саморефлексия проектной культуры в широких научных кругах - технических и гуманитарных (Т. Мальдонадо, Дж.К. Джонс, К.М. Кантор, О.И. Ге-нисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий и др.) позволяет говорить о проектном подходе к рассмотрению тех или иных процессов действительности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности. Проанализировав основные задачи формирования гражданственности возраста, мы разработали проект «Патриоты Ямала».

Целью данного проекта является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, создание условий для развития творческого роста подростков и молодежи, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности, создание   широких возможностей свободно, наравне с взрослыми, выражать свое мнение, свою точку зрения в своих средствах массовой информации.

Актуальность разработки данного проекта обусловлена тем, что преобразования, происходящие в России, создали условия для активного поиска новых путей формирования гражданственности. Сегодня жизнь предъявляет иные, чем прежде требования. Стоит остро вопрос о необходимости того, чтобы члены общества активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности государства, обеспечивая защиту его интересов и поступательное развитие. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями государства является гражданственность. Гражданственность как интегративное личностное качество характеризуется ответственностью, осознанным отношением к своим правам и обязанностям и проявляется в гражданской позиции, отражающей отношение к обществу, государству, Родине, народу, семье, личности.

Одним из важнейших показателей гражданской позиции подростков и молодежи является проявление патриотических чувств. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы состоит в том, что в процессе участия в деятельности детской прессы воспитанники  получают возможность самовыражения и формирования гражданственности. Детская пресса как процесс организованной передачи информации содействует формированию гражданственности обучающихся, является своеобразным средством социальной «защиты» общества и формой направленного воздействия на образовательную среду. Факторами формирования гражданственности подростков и молодежи в процессе их участия в деятельности детской прессы являются старшее поколение, пережитый личный опыт, средства массовой информации, общение со сверстниками, а также процесс вовлечения их в деятельность общественной направленности при программно-методической поддержке с учетом тенденций развития современного общества. В последнее время многие ученые и практики рассматривают детскую прессу как один из факторов развития социальной активности обучающихся. Это обусловлено изменениями, происходящими в социокультурной среде, переходом к гуманистической модели российского образования, для которой характерны открытость,  свобода, демократизм.

В рамках данного проекта предполагаются краткосрочные проекты, такие как:

«НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

Цель – расширение форм и методов гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения путем его вовлечения в дело сохранения памятников истории и культуры, а также уход за могилами ветеранов ВОВ. Она призвана стать действенным компонентом и важнейшим фактором в формировании гражданственности личности современного человека

«ВЕЛИКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ»

Цель - Формирование активной гражданской позиции и воспитания молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

Публикации в собственном периодическом издании –

Страница семейной славы;

Мы гордимся Вами – Победители!;

Спасибо, за то, что Вы есть;

В истории семьи – история родной земли.

«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Целью Акции является формирование чувства гражданственности и социализации. ( Опрос, тестирование).

Исходя из всего вышесказанного, проектная деятельность способствует повышению активности молодежи в освоении национальной культуры, традиций своей Родины и формированию гражданственности.

Хочешь быть достойным гражданином своей Родины – будь им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_deti_doklad.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ РОДИНЫ – БУДЬ ИМ

Специалист по работе с молодежью, Максимова Ксения Андреевна,

МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет»

Наши дети - это будущее России, наследники великой культуры, многовековых традиций наших предков. Именно детям предстоит продолжать и приумножать богатое духовное и культурное наследие народа. Нам хотелось бы видеть наших детей здоровыми, активными, целеустремленными, настоящими патриотами, гражданами своей страны, так как укрепление государственности невозможно без патриотической идеи, любви и почитания своих корней, традиций, без системы патриотического воспитания. Поэтому в воспитании детей важнейшее место должно занимать нравственное и патриотическое начала. Судьба страны и ее завтрашний день во многом зависят от того, какие качества мы сможем воспитать в тех, кому сегодня нет восемнадцати.

К сожалению, социально-политические процессы последних десятилетий привели к утрате в обществе чувства патриотизма и духовно-нравственных качеств личности. Если в советский период развития общества функции патриотического воспитания брало на себя государство, в период безвременья – в некоторых семьях - родители, в некоторых – сами дети решали вопросы патриотизма, то на сегодняшний день общество все чаще предоставляет решение проблем патриотического воспитания специализированным центрам.

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Кадет» является ярким примером учреждения нового формата, в котором идеи патриотизма поставлены во главу угла (не в гипертрофированном абсолютном навязывании, а в социально обусловленном мониторинговом подходе). Так, специалистами центра «Кадет» был проведен социологический опрос с целью выяснения отношения современных детей и подростков к понятию гражданственности.  Специалисты центра предполагают, что воспитывать гражданственность нужно и должно как на уровне семьи, так и с помощью специалистов общественных организаций, специализированных некоммерческих учреждений, специально организованных центров.     

Вновь набранным воспитанникам объединений центра были предложены вопросы: «кто такой гражданин?»,  «что такое патриотизм?». В опросе приняли участие воспитанники разных возрастных категорий. Были получены следующие ответы:

- гражданин - человек, проживающий в определенной стране, соблюдающий законы (конституцию РФ).

Патриотизм – любовь к Родине.

Аня, 15 лет

Гражданин - человек, несущий ответственность за состояние своей Родины.

Патриотизм – любовь к Родине, состояние готовности помочь и выступить «за».

Маша, 14 лет

Гражданин – это человек, у которого есть гражданство в какой-то определенной стране и почитает Родину.

Патриотизм – социальное чувство, содержащее любовь.

Алина, 16 лет

Гражданин – это человек, который живет в России.

Патриотизм – это когда тебе нравится жить в твоей стране.

Миша, 7 лет

Гражданин – это человек, проживает на территории России.

Патриот – это каждый человек, который живет в России.

Андрей, 9 лет

Гражданин – это тот человек, который любит свою страну.

Патриотизм – это чувство гордости за свою страну.

Лена, 13 лет

Гражданин – человек, который любит свою страну.

Патриотизм – чувство любви к своей Родине.

Наталья, 15 лет

Также были предложены следующие варианты ответов на вопрос «Что такое гражданин?»

1) Гражданин - любой человек, проживающий на территории определенного государства

17.65%

2) Гражданин - любой человек, приехавший на жительство определенного государства

2.94%

3) Гражданин - человек, соблюдающий законы определенного государства

5.88%

4) Гражданин - человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве

73.53%

Проанализировав ответы детей, специалисты пришли к выводу, что четкого представления о гражданственности в эталонном ее понимании у воспитанников нет. ( Привести определение)

Необходимость в привитии        реально существует, это доказывает мониторинг потребности в услугах центра и ежедневные звонки родителей, которые ищут возможность занять своих детей полезными видами деятельности.

Наиболее эффективным средством вовлечения подростков и молодежи в общественную жизнь является проектная деятельность. Проектная деятельность направлена на выявление и поощрение эрудированных, талантливых и лучших воспитанников.

В основе проектной деятельности лежит метод проектов, который достаточно широко освещен в методической и педагогической литературе (Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеев, А.Е.Петров, В.В.Копылова, М.Г.Петрова и др.)

Ученые убедительно доказали, что метод проектов направлен на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания. Той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если речь идет о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проек», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Есть определенные проекты, которые носят национально-культурный характер, связаны с изучением истории, традиций, современности своей страны, своего региона и служат основой для формирования гражданственности.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство. Основы гражданственности и патриотизма в юном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проблемы проектирования находятся в центре научных интересов многих отечественных и зарубежных исследователей. Саморефлексия проектной культуры в широких научных кругах - технических и гуманитарных (Т. Мальдонадо, Дж.К. Джонс, К.М. Кантор, О.И. Ге-нисаретский, В.М. Глазычев, И.И. Ляхов, В.М. Розин, В.Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий и др.) позволяет говорить о проектном подходе к рассмотрению тех или иных процессов действительности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности. Проанализировав основные задачи формирования гражданственности возраста, мы разработали проект «Патриоты Ямала».

Целью данного проекта является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, создание условий для развития творческого роста подростков и молодежи, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности, создание   широких возможностей свободно, наравне с взрослыми, выражать свое мнение, свою точку зрения в своих средствах массовой информации.

Актуальность разработки данного проекта обусловлена тем, что преобразования, происходящие в России, создали условия для активного поиска новых путей формирования гражданственности. Сегодня жизнь предъявляет иные, чем прежде требования. Стоит остро вопрос о необходимости того, чтобы члены общества активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности государства, обеспечивая защиту его интересов и поступательное развитие. Все это возможно только в том случае, если основными социальными ценностями государства является гражданственность. Гражданственность как интегративное личностное качество характеризуется ответственностью, осознанным отношением к своим правам и обязанностям и проявляется в гражданской позиции, отражающей отношение к обществу, государству, Родине, народу, семье, личности.

Одним из важнейших показателей гражданской позиции подростков и молодежи является проявление патриотических чувств. Образовательно-воспитательный потенциал детской прессы состоит в том, что в процессе участия в деятельности детской прессы воспитанники  получают возможность самовыражения и формирования гражданственности. Детская пресса как процесс организованной передачи информации содействует формированию гражданственности обучающихся, является своеобразным средством социальной «защиты» общества и формой направленного воздействия на образовательную среду. Факторами формирования гражданственности подростков и молодежи в процессе их участия в деятельности детской прессы являются старшее поколение, пережитый личный опыт, средства массовой информации, общение со сверстниками, а также процесс вовлечения их в деятельность общественной направленности при программно-методической поддержке с учетом тенденций развития современного общества. В последнее время многие ученые и практики рассматривают детскую прессу как один из факторов развития социальной активности обучающихся. Это обусловлено изменениями, происходящими в социокультурной среде, переходом к гуманистической модели российского образования, для которой характерны открытость,  свобода, демократизм.

В рамках данного проекта предполагаются краткосрочные проекты, такие как:

«НАШЕ НАСЛЕДИЕ»

Цель – расширение форм и методов гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения путем его вовлечения в дело сохранения памятников истории и культуры, а также уход за могилами ветеранов ВОВ. Она призвана стать действенным компонентом и важнейшим фактором в формировании гражданственности личности современного человека

«ВЕЛИКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ»

Цель - Формирование активной гражданской позиции и воспитания молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

Публикации в собственном периодическом издании –

Страница семейной славы;

Мы гордимся Вами – Победители!;

Спасибо, за то, что Вы есть;

В истории семьи – история родной земли.

«Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

Целью Акции является формирование чувства гражданственности и социализации. ( Опрос, тестирование).

Исходя из всего вышесказанного, проектная деятельность способствует повышению активности молодежи в освоении национальной культуры, традиций своей Родины и формированию гражданственности.

Хочешь быть достойным гражданином своей Родины – будь им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хочешь быть здоровым - будь им!"

Мероприятие о здоровом образе жизни....

Час общения "Хочешь быть здоровым - будь - это правильный путь!"

Агитбригада по здоровому образу жизни.Цели: Пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих и коммуникативных способностей ребят...

Открытый урок "Воспитание достойного гражданина своей Родины".

Патриотизм совсем не значит, ты на Родине. Патриотизм - это когда Родина в тебе....

Классный час на тему: "Я - гражданин своей Родины"

Классный час на тему: "Я - гражданин своей Родины"...

Педагогический проект «Воспитание достойного гражданина своей Малой Родины»

Педагогический проект для классного руководителя средней школыю...

Быть достойным гражданином своей страны

В настоящее время гражданское воспитание особо актуально, так как в средствах массовой информации, сети Интернет, по телевидению большое количество информации. И подростки, проводя большую часть време...