Быть достойным гражданином своей страны
методическая разработка (8 класс)
В настоящее время гражданское воспитание особо актуально, так как в средствах массовой информации, сети Интернет, по телевидению большое количество информации. И подростки, проводя большую часть времени в социальных сетях, не умеют правильно оценивать информацию, отбирать ее. Поэтому склонны некоторые факты и информацию воспринимать в искаженном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2ea0ad8f0-296f-4f22-adb0-ae1ac3cacf64_1.docx | 452.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Быть достойным гражданином своей страны»
Автор: Адамова Ксенья Павловна
Организация: МБОУ Заболотовская СОШ
Населенный пункт: Воронежская область, Ольховатский район
Тематическое направление: Гражданское воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: Быть достойным гражданином своей страны.
Обоснование выбора темы (актуальность): Воспитание человека и гражданина – это одна из приоритетных задач, которую ставит перед образованием президент Российской Федерации, В.В. Путин.
В школьные годы важно закладывать чувства гражданственности, патриотизма, любви к родине, готовности служить Отечеству и защищать его. Важно, чтобы учащиеся осознавали необходимость делать все для того, чтобы родина процветала, вносить свой вклад для ее развития. Ведь гражданственность выражается не только при наличии паспорта, но также и в мировоззрении человека, его нравственных идеалах, нормах поведения, отношению к своему народу, образу жизни, истории, культуре и государству в целом. Гражданственность проявляется в поступках человека и деятельности.
В настоящее время гражданское воспитание особо актуально, так как в средствах массовой информации, сети Интернет, по телевидению большое количество информации. И подростки, проводя большую часть времени в социальных сетях, не умеют правильно оценивать информацию, отбирать ее. Поэтому склонны некоторые факты и информацию воспринимать в искаженном виде.
Задача классных руководителей – научить детей быть достойными гражданами своей страны, любить свою родину, беречь природу, ценить культуру.
Важно, чтобы школьники были достойными гражданами страны, в которой проживают. Необходимо объяснять им, что для этого нужно формировать в себе определенные качества.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 8 класса, 14-15 лет.
Цель: создание условий для формирования у школьников гражданских качеств личности, любви и уважения к своей стране, активной гражданской позиции
Задачи:
- формировать представление учащихся о качествах достойного гражданина своей страны;
- познакомить учащихся с историей развития паспорта, его особенностях;
- способствовать развитию сотрудничества при работе в командах.
Планируемые результаты:
- учащиеся будут иметь представление о качествах достойного гражданина своей страны;
- узнают об истории развития паспорта, его особенностях;
- улучшат навыки сотрудничества, работы в команде.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: командная работа с элементами сингапурской методики.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: обучающие структуры сингапурского метода обучения (Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Инсайд-Аутсайд-Секл)
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: материалы сети Интернет для подготовки презентации.
Для проведения воспитательного мероприятия необходимы следующие ресурсы: компьютер, интерактивная доска, презентация, инструмент Мэнэдж Мэт, чистые листы формата А4 (по одному на каждый стол), ручки, схема «Быть достойным гражданином – значит…».
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: Классные руководители 7-8 классов могут использовать данную методическую разработку в своей работе для формирования личностных качеств гражданственности, развития сотрудничества в команде. В 7-8 классе учащимся исполняется 14 лет, они получают паспорта. Важно в этот период рассказать детям подробнее об основном документе, удостоверяющем личность.
Классный час проводится с использованием обучающих структур сингапурского метода обучения. Необходимо сформировать команды по 4 человека. На столах должен лежать инструмент управления классом – Мэнэдж Мэт (Приложение 1). Согласно данному инструменту каждому учащемуся присваивается номер 1, 2, 3, 4. Учащиеся, сидящие напротив друг друга – партнеры по лицу, учащиеся, сидящие рядом – партнеры по плечу. В течение всего занятия классный руководитель пользуется инструментом управления классом.
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Подготовка воспитательного мероприятия включает в себя:
- анализ предшествующей педагогической ситуации, обстановки;
- определение целей, задач, планируемых результатов воспитательного мероприятия;
- выбор форм, методов, приемов с учетом возрастных особенностей учащихся класса;
- подбор тематического материала
- составление плана воспитательного мероприятия;
- составление сценария проведения воспитательного мероприятия;
- подготовка презентации для сопровождения воспитательного мероприятия;
- подготовка места проведения мероприятия (расстановка парт, стульев, дополнительных материалов для учащихся);
- проведение мероприятия;
- рефлексия.
Описание проведения воспитательного мероприятия
Сценарий проведения классного часа
«Быть достойным гражданином своей страны»
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на классном часе. Давайте поприветствуем друг друга. Соседи по лицу скажите друг-другу: «Я рад работать с тобой в команде!». Соседи по плечу повернитесь друг другу и скажите: «Мне без тебя сегодня не справиться!».
- А теперь посмотрите на слайд (Слайд 1). Знаете ли вы этих людей? Назовите их. А чем знамениты эти люди? Совершенно верно, перед вами 3 известных человека: Петр 1 – последний Царь всея Руси, А.С. Пушкин – русский поэт, Ю.А. Гагарин – это первый летчик-космонавт.
- Обсудите в командах, какими качествами обладают эти 3 человека. Время на обсуждение – 1 минута. Качества будут называть первые номера. Время пошло.
- Время вышло. Первые номера, назовите, какими качествами обладают Петр 1, А.С. Пушкин и Ю.А. Гагарин.
- А скажите, пожалуйста, можем ли мы назвать этих людей достойными гражданами России?
- Я с вами согласна. А есть ли в современном мире достойные граждане страны? Обсудите в команде этот вопрос в течение 1 минуты. Примеры достойных граждан будут называть вторые номера. Время пошло.
- Время вышло. Вторые номера, приведите примеры достойных граждан в современном мире.
- Посмотрите на следующий слайд (Слайд 2). А знакомы ли вам эти люди? Вы их в первый раз видите? Это обычные люди?
- Да, действительно. Это обычные люди. Но давайте с каждым познакомимся поближе. Виталий Басин, капитан полиции. Спас шестерых человек, в том числе четверых малолетних детей, из горящего дома на ул. Школьной в с. Парабель. Олим Акпаров, спас тонущую в Томи девочку в районе села Тахтамышево в пригороде Томска. При этом Олим сам плохо плавает. Можем ли мы этих двух обычных людей назвать достойными гражданами нашей страны?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе?
- Верно (Слайд 3). Мы с вами сегодня обсудим, что значит быть достойным гражданином своей страны и какими качествами нужно обладать. Тема нашего классного часа -
Структура «Джот Тотс»
- А теперь третьи номера, возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину передайте партнеру по плечу. Разделите еще раз пополам и передайте партнерам по лицу. Все разделите листочек на 4 части. У каждого из вас получилось по 4 листочка. Запишите на этих листочках, что для вас значит «быть достойным гражданином России»? При этом громко проговариваете, записывая свой ответ и кладете на середину стола. Начинают третьи номера. Время на выполнение задания – 5 минут. Задание понятно? Время пошло.
- Время вышло. У каждой команды получилось 16 вариантов.
Структура «Тик-Тэк-Тоу»
- В командах выберите 9 вариантов, которые отражают наиболее важные качества гражданина. Четвертые номера, разложите выбранные варианты в квадрат 3 на 3.
- В течение 2 минут каждый составьте по одному предложению, используя 3 слова из квадрата по вертикали, горизонтали или диагонали. Запишите предложение на листок.
- Стоп! Время вышло. У каждого из вас получилось по одному предложению. Прочитайте их по кругу, начиная с первых номеров. После этого выберите 1 предложение которое наиболее точно отвечает на вопрос – что значит быть достойным гражданином своей страны. Читать будут вторые номера.
- Я вижу, что вы справились с заданием. Вторые номера, прочитайте выбранные предложения.
- Действительно, быль достойным гражданином – это значит знать и соблюдать законы, нормы поведения в обществе, бережно относиться к природе, быть добросовестными, защищать слабых и помогать нуждающимся, интересоваться историей и культурой страны, а также хорошо учиться и трудиться.
- А какой документ является основным для гражданина Российской Федерации?
- Верно. Паспорт. У каждого из вас уже есть основной документ, удостоверяющий личность. А знаете ли вы историю появления паспорта? Внимание на слайды.
- Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (Слайд 4).
- Изначально, при Людовике XIV, паспорт нужен был для разрешения проезда через порт. Чуть позже он стал документом, удостоверяющим личность, давал право на отъезд с постоянного места жительства, а еще позже – на выезд за границу (Слайд 5).
- При Петре I уже появилось подобие сегодняшнего российского паспорта. С 1724 года была установлена единая паспортная система в России (Слайд 6).
- С 1803 года, при Александре I, ввели печатные паспорта, которые действовали только в России. Затем началась первая паспортная реформа. И документ, удостоверяющий личность, стал называться паспортной книжкой. Там указывались фамилия, имя, отчество владельца, его семейное положение, дети, особые приметы, адрес (Слайд 7).
- С 1923 года установилась единая форма удостоверения со сроком действия до трех лет.
- С 1932 года паспорта обязаны были иметь все граждане, достигшие 16- летнего возраста, имеющие постоянное место жительства. В 1937 году в паспорте впервые появилась фотокарточка (Слайд 8).
- В советское время паспорта были немного меньшего формата с темно-зеленой обложкой. Выдавались такие паспорта уже на 10 лет с последующей заменой. Граждане старше 40 лет имели бессрочные паспорта (Слайд 9).
- С 1974 года обложка паспорта стала тёмно-красного цвета с золотой надписью «СССР», гербом и надписью «ПАСПОРТ» в нижней части. Паспорта выдавались гражданам, достигшим 16 лет, и были не ограничены по сроку действия. После 25 и 45 лет в паспорт вклеивалась новая фотография. В таком паспорте уже была более полная информация о владельце. ФИО, дата и место рождения, национальность, семейное положение, прописка, сведения о воинской обязанности (Слайд 10).
- Сегодня паспорт получают с 14 лет. В 20 и 45 лет паспорт меняют. Положение о паспорте гражданина РФ, образец бланка и описание паспорта гражданина России утверждены постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года.
Структура «Инсайд-Аутсайд-Секл»
- Такова история появления паспорта. А теперь предлагаю немного размяться.
Встаньте. Задвиньте стулья. Посмотрите на своего соседа по лицу, запомните его. Первые и третьи номера выйдите в центр класса, образуйте внутренний круг. Вторые и четвертые номера найдите вашего партнера по лицу, встаньте напортив него. У нас получилось два круга: внутренний и внешний.
- Я буду задавать вам вопрос. А вы друг другу отвечаете. Затем узнаете правильный ответ.
- Первый вопрос: Сколько страниц в паспорте? Первыми отвечает внутренний круг. Теперь внешний. Правильный ответ – 19. Хлопните в ладоши те, кто правильно ответил.
- Внешний круг, с какого возраста получают паспорт? Сделайте столько шагов (14). Дайте «Пять» новому партнеру.
- Следующий вопрос: С какого возраста паспорт действует бессрочно? Начинает внешний круг. Теперь внутренний. Правильный ответ с 45 лет. Хлопните, если правильно ответили.
- Внешний круг сделайте столько шагов, сколько цифр содержится в серии паспорта (4). Дайте «Пять» новому партнеру.
- Следующий вопрос: Что написано на первой странице паспорта? Начинает внутренний круг. Теперь, внешний круг, ваш ответ. На первой странице паспорта написано паспорт гражданина Российской Федерации. Хлопните, если правильно.
- Внешний круг, вопрос к вам. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? Сделайте столько шагов и дайте «Пять» новому партнеру. Внешний и внутренний круг, поменяйтесь местами.
- Вопрос: Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? Начинает внешний круг. Правильный ответ – обратиться в органы внутренних дел, написать заявление. Если правильно, ответили хлопните в ладоши.
- Внешний круг, сколько цифр содержится в номере паспорта? Сделайте столько шагов (6). Дайте «Пять» новому партнеру.
- Следующий вопрос. В каких случаях могут заменить паспорт? Первым отвечает внутренний круг. Если вы сказали, что паспорт могут заменить в случае утери или смены фамилии, то хлопните в ладоши.
- Внешний круг, сделайте столько шагов, сколько страниц отведено для семейного положения (2). Дайте «Пять» новому партнеру.
- И последний вопрос. Отвечать начинает внешний круг. В каких случаях необходим паспорт? Правильный ответ - при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, при получении кредита и т.д. Хлопните в ладоши, если среди ваших ответов были верные.
- Садитесь. Как вы считаете, достаточно ли иметь паспорт для того, чтобы быть достойным гражданином своей страны? (Слайд 12) А что нужно для этого еще?
- Давайте подведем итог сегодняшней встречи. На ваших столах лежит схема. «Быть достойным гражданином – значит…» (Слайд 13). Дополните ее своими ответами (Приложение 2).
- Третьи номера прочитайте ответы.
- Мы с вами сегодня пришли к выводу: для того, чтобы стать достойным гражданином своей страны, нужно многое узнать и многому научиться. Постепенно вы приобретете все качества достойного гражданина, о которых мы с вами сегодня говорили. (Слайд 14) Вы - будущее России. И я желаю вам быть достойными гражданами своей страны!
Приложение 1
Мэнэдж Мэт
Приложение 2
Схема «Быть достойным гражданином, значит…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я гражданин своей страны и края своего!"
Классный час посвящён символам государственности Ульяновской области....
ХОЧЕШЬ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ РОДИНЫ – БУДЬ ИМ
ХОЧЕШЬ БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ СВОЕЙ РОДИНЫ – БУДЬ ИМ Специалист по работе с молодежью, Максимова Ксения Андреевна,МБУ ЦГиПВДиМ «Кадет» Наши дети - это будущее России, наследники великой ...
презентация к родительскому собранию "Я - гражданин своей страны"
Вашему вниманию предлагается презентация к родительскому собранию на тему "Я - гражданин своей страны", которая поможет классному руководителю постороить беседу на аданную тему, в презентации представ...
Я -гражданин своей страны
Программа внеурочной деятельности учащихся...
Я -гражданин своей страны
Программа внеурочной деятельности учащихся...
Открытый урок "Воспитание достойного гражданина своей Родины".
Патриотизм совсем не значит, ты на Родине. Патриотизм - это когда Родина в тебе....
Педагогический проект «Воспитание достойного гражданина своей Малой Родины»
Педагогический проект для классного руководителя средней школыю...