Типы уроков по ФГОС.
учебно-методический материал по теме
Типы уроков по ФГОС. Основные цели уроков каждого типа. Структура уроков .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo3.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Юнанова Юлия Викторовна
Учитель математики
МБОУ СОШ №14 г. Красногорск
2013 – 2014 уч. г.
Типы уроков по ФГОС
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Основные цели урока каждого типа.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
4. критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1. написание учащимися варианта контрольной работы;
2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятелъностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
1. создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2. актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3. установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1. воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2. активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3. актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
4. попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5. зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
1. проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
2. зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
3. соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1. в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2. предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3. выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4. выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
1. на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2. при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3. применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
4. зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаков;
5. зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7. Основной целью этапа самостоятельной работы самопроверкой по эталону является интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
1. организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
2. создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
3. для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
1. выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2. организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
3. организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4. при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
1. организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2. учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3. намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы уроков по ФГОС
Материал интересен учителям, работающим по ФГОС...
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС в помощь учителю ( Стандарты второго поколения)...
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
В помощь учителю....
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС ...
Типы уроков по ФГОС ООО
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому пр...
Типы уроков по ФГОС
Типы уроков по ФГОС....
Расширенный план выступления на конференции по теме «Типы уроков по ФГОС». Структура урок контроля, оценки и коррекции знаний и умений (рефлексии).
1.Понятие рефлексии. Это междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение субъекта на самого себя, на результаты своих действий и на их осмысление.Reflexio- от латинского «обращение назад»...
Комментарии
типы уроков по ФГОС
Хорошая подборка материала. Материал изложен четко и понятно.