Развитие познавательных компонентов трудовой деятельности.
учебно-методический материал по теме

Никитина Малика Нематовна

Выступление на методическом объединении учителей профессионально –трудового обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_trudu.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс обучения учащихся  в коррекционной школе.  

Выработка трудовых навыков и умений.

Развитие познавательных компонентов трудовой деятельности.

Выступление на методическом объединении учителей профессионально –трудового обучения.

2012-2013 уч.год

       Труд как методический прием является важнейшим средством коррекции, давая возможность осуществлять наглядность обучения в ее наиболее развернутой форме: делания, воспроизведения, моделирования и конструирования

Применение труда в коррекционной школе дает возможность более глубоко и в то же время широко охватить учащихся воспитательной работой.

Воспитательная роль труда в школе заключается, прежде всего, в том, что по этой линии работы, как уже указывалось, особенно ярко осуществляется специальная задача школы - коррекционное воспитание. Во-вторых, труд - одно из средств осуществления наглядности обучения. Привычка постоянно оперировать с инструментами и материалами, вскрывать их свойства, устанавливать отношения, создавать определенные материальные ценности в виде тех или иных поделок, видеть использование этих поделок другими — все это ведет к выработке у учащихся прочных трудовых установок.

Вводя возможно рано коллективные работы, а на поздних ступенях и разделение труда, этими мероприятиями, развертывающимися в общешкольном масштабе, вырабатываются у ребенка прочные установки на коллектив, как мощную производственную организацию, гораздо более сильную, чем простая сумма составляющих ее индивидуумов.

Привычка бережно обращаться с инструментом, с материалом есть прочная база для воспитания бережного отношения к социалистической собственности. Положил рубанок на рашпиль - рубанок оказывается испорченным, положил на верстак стамеску и долото - они затупились.

Тот огромный интерес, который учащиеся проявляют к труду, будет служить основанием к выработке у них правильного отношения к этому виду деятельности.

Труд - дело чести, доблести, геройства - это основное положение должно быть распространено на все виды труда в школе: как на труд умственный, так и на труд физический. «Сначала поработай головой, а потом работа руками пойдет как по маслу», - говорил старый мастер Макаров. В этих словах старого производственника выражена замечательная мысль о ликвидации грани между умственным и физическим трудом. Это должен глубоко осознать учитель труда. В правильной организации работы, в ее продуманности, в согласовании частей лежат огромные корригирующие возможности для ребенка-олигофрена, и их надо использовать.

    Ученику понятны конкретные задачи труда. Он понимает значимость этой работы, овладевает приемами выполнения, проверяет и оценивает свою работу, как в процессе ее, так и в целом.

    Задание, которое дается ученику, может носить разнообразный характер:- ученику дается объект и требуется воспроизвести точно такой же - сделать копию вещи;

- ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в другом масштабе;

- ученику дается объект. Требуется воспроизвести его в иных пропорциях;

- ученику даются только размеры. Вещь требуется сделать по памяти;

- ученик получает технический рисунок или рабочий чертеж. По ним требуется изготовить вещь.

    Во всех этих случаях для осуществления технологического процесса необходимо, чтобы ученик обладал определенной степенью развития воображения. Только ясно представляя себе, что требуется выполнить, можно осуществить это выполнение.

   Чем дальше мы идем от натурального образца к рисунку и, наконец, к чертежу, тем больше требуется творческого воображения при воспроизведении.

   Если активность учащихся используется правильно, она ведет к их самостоятельности. Учеников надо учить работать самостоятельно. В процессе трудового обучения особенно легко учащиеся могут получить навыки самостоятельной работы. Выполняя программные работы под тщательным руководством учителя, ученик закрепляет определенные умения и навыки на поделках, представляющих вариацию основной работы, и эти вариативные вещи выполняются все более и более самостоятельно.

    При обучении труду широко применяется принцип наглядности. Когда ученику дается вещь и требуется сделать ее копию, это и есть наглядность в ее наиболее простой форме. Сложнее, когда надо изменить масштаб. Еще сложнее, когда меняются пропорции. Дальше вещь изготовляется по готовому образцу, затем по представлению (по памяти).

   Выполнение поделки по техническому рисунку и чертежу — это уже более сложные формы наглядности, которыми вспомогательная школа пользуется лишь на старших годах обучения.

   Отдельные этапы трудового обучения тесно связаны между собой: в пропедевтике труда ученик получает первые трудовые установки, первые навыки обращения с инструментом и материалом. Эти установки и навыки развиваются и укрепляются в бытовом труде и профессиональном обучении. Они переносятся учеником в его работу по общеобразовательным предметам. Иллюстративный и профессиональный труд развивает конструктивное мышление, вскрывает нечеткость представлений, переводит эти нечеткие представления в представления более четкие, более полно отражающие предмет.

    Как показывают исследования, в процессе обучения учащихся коррекционной школы труду большое внимание должно быть уделено не только выработке трудовых навыков и умений, но и развитию познавательных компонентов трудовой деятельности. Только при этом условии создаются необходимые предпосылки для подготовки учащихся коррекционной школы к самостоятельной трудовой деятельности.

   Для того чтобы восполнить пробелы психического развития учащихся коррекционной школы в процессе труда, необходимо прежде всего установить, какие трудности они испытывают при выполнении трудовых действий, какие способы деятельности у них недоразвиты.        

   Наблюдения за учащимися коррекционной школы показывают, что они не осознают важности теоретических знаний для достижения хороших результатов в работе. Это особенно характерно для учащихся младших классов. На уроках ручного труда они интересуются только техникой выполнения отдельных операций, не понимая, что без использования полученных на других уроках (математика и рисование) знаний нельзя выполнять трудовое задание в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к изделию. Словесные объяснения в таких случаях мало помогают.

   Изменение отношения к теоретическим знаниям происходит лишь в том случае, если они приобретают непосредственное значение для осуществления практических действий. И действительно, опыт лучших учителей коррекционной школы показывает, что преподнесение теоретических сведений по труду они стараются всячески связывать с практическими действиями учащихся.

     Вырабатывая у учащихся приемы и навыки планирования, самоконтроля, переноса, а также умения самостоятельно решать возникающие в ходе работы частные задачи, учитель тем самым, так или иначе развивает их познавательные способности. Однако развивающий эффект обучения является максимальным в том случае, когда оно органически связано с решением коррекционных задач.

Если соответствующие приемы и навыки формируются у учащихся лишь с целью решения узких, ограниченных задач обучения и не связываются органически с общими коррекционными задачами, то их роль в преодолении недостатков психического развития умственно отсталых школьников и, следовательно, в развитии познавательных способностей будет невелика.

    Трудовая деятельность требует от человека умения решать интеллектуальные задачи. Для того чтобы работа протекала успешно, ее надо продуманно и рационально организовать: подготовить рабочее место, выбрать нужные материалы, инструменты и т. д.

    В ходе работы возникают известные трудности, непредвиденные обстоятельства, например, появляется необходимость заменить одни детали и инструменты другими, внести изменения в ранее намеченный план действий и т. д.

     В конце работы необходимо проверить качество изделия, установить, полностью ли оно соответствует предъявляемым требованиям. Нередко после внимательного рассмотрения изготовленного изделия приходится что-нибудь переделать, улучшить и т. д.

     При выполнении трудовых заданий учащимся коррекционной школы, как и учащимся школы массовой, приходится использовать различные знания, усвоенный не только в процессе обучения труду, но и на других уроках.         На занятиях по труду учащимся приходится пользоваться контрольно-измерительными инструментами: линейкой, угольником и т. д., производить расчеты. Поэтому понятно, что результаты трудовой деятельности в сильной мере зависят от того, какими знаниями и навыками обладает ученик.. Необходимо обучать учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о предстоящей. Лучше проводить обучение по следующим этапам:

А) Внимание учащихся направлять на осознание ими цели задания – что они будут делать и для чего.

Б) Учащихся нужно учить умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид.

В) Нужно требовать словесного отчета о способе выполнения задания.

Г) Развивать умение рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание.

Д) Учить умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания.

. Необходимо обучать учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о предстоящей. Лучше проводить обучение последующим этапам:

А) Внимание учащихся направлять на осознание ими цели задания – что они будут делать и для чего.

Б) Учащихся нужно учить умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид.

В) Нужно требовать словесного отчета о способе выполнения задания.

Г) Развивать умение рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание.

Д) Учить умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания.

Обучение на уроках ручного труда в 1-4 классах является пропедевтикой трудового профессионального обучения. В этот период дети должны приобрести ряд организационных умений (организация рабочего места, умение концентрироваться на выполняемой работе), получить первоначальные навыки ориентировки в задании, планирования и контроля за его выполнением, усвоить предусмотренные программой сведения о свойствах материалов, правилах работы с ними, об устройстве инструментов, научиться соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техник безопасности, овладеть приемами работы с различными материалами.         Уроки ручного труда в начальной школе VIII вида используются в целях профознакомительной работы.

Большое значение на этом этапе трудового обучения имеет и решение собственно воспитательных задач: формируются мотивы учебно-трудовой деятельности, воспитывается организованность, бережливость и другие личные качества.

Занятия ручным трудом в младших классах направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально-трудовому обучению.

Общими задачами трудового обучения являются:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

сообщение элементарных знаний по видам труда; формирование трудовых умений и навыков, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде;

привитие интереса к урокам труда;

формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по ручному труду, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Специальной задачей трудового обучения, которая решается на уроках ручного труда является коррекция недостатков умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа должна выражаться в развитии ряда умений, необходимых для выполнения трудовых заданий:

ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность действий, определять приемы работы и инструменты, нужные для ее выполнения, отчитываться о проделанной работе);

контролировать свою работу (определять правильность действий и их результатов, оценивать качество готовых изделий).

Ручной труд необходимо использовать для исправления недостатков познавательной деятельности, в первую очередь наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки. Внимание учителя должно быть направлено на воспитание у учащихся умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости (листа бумаги, поверхности стола) и в окружающем пространстве.

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи учащихся. Оно должно происходить организованно, при постоянном внимании учителя к высказываниям детей (полноте и последовательности изложения, грамматическому строю обогащению словаря).

Коррекционного воздействия в процессе обучения ручному труду требуют также недоразвитие моторики, нарушение координации движений, общая физическая ослабленность умственно отсталых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Доклад «Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»

Доклад«Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»...

Использование многофункционального дидактического материала «Помогайка» для развития познавательной и речевой деятельности у детей с ДЦП.

Материал представляет собой описание методического пособия по теме "Посуда" предназначенного  для коррекции речевых нарушений, развития математических представлений, обогащения сенсорного опыта у...

Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа

Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...

Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»

Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся при работе в школьном музее «Россия-Испания XX-XXI вв.»...

Методический материал: "Инновационные технологии на уроках изобразительного искусства как основа развития познавательной и творческой деятельности у учащихся"

Преподавание ИЗО в школе должен помо­гать детям познавать окружающую действительность, видеть и пони­мать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремле­ние заботиться о красоте...