Образовательный проект на тему: «Эффективное применение мелкой моторики на формирование речевых навыков на разных возрастных этапах детей с ментальными нарушениями».
проект

Дегтярёва Людмила Владимировна

Методический материал  адресован, в первую очередь, педагогам, занимающимся обучением и воспитанием детей и подростков с ОВЗ, а также может быть полезен широкому кругу читателей, заинтересованному в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы учителя 639.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

на тему:

«Эффективное применение мелкой моторики на формирование речевых навыков на разных возрастных этапах детей с ментальными нарушениями».

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки способствуют развитию мозга».

(И. И. Павлов)

АННОТАЦИЯ.

Предполагаемый образовательный проект  представляет собой описание опыта работы учителя, имеющего 25-летний стаж работы с детьми ОВЗ. В методическом материале  рассматриваются подходы и методы работы с обучающимися, имеющими умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и ТМНР. Методический материал  адресован, в первую очередь, педагогам, занимающимся обучением и воспитанием детей и подростков с ОВЗ, а также может быть полезен  широкому кругу читателей, заинтересованному в воспитании подрастающего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.  КОМПЛЕКСНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   ДЛЯ ДЕТЕЙ  С  ТМНР  ПО РАЗВИТИЮ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  И  РЕЧИ.

1.1.Методика  Нищевой  Н.В.  

1.2. Методика Н.И. Озерецкого.

1.3. Методика В.Д.Мазиной.

1.4. Методика В. Мытацина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ГЛАВА 2.  КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ ДЕТЕЙ  С  ТМНР  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  ПО РАЗВИТИЮ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ.

2.1. Структура развивающих занятий.

2.2. Интеллектуально - развивающие игры и упражнения.

2.3.Дыхательно-координационные упражнения.

2.4.Симметричные рисунки.

2.5. Графические диктанты.

2.6. Пальчиковая гимнастика.

2.7. Упражнения для профилактики нарушений зрения,  предупреждения  зрительного  переутомления.  

2.8. Прогноз школьных трудностей на основе выделения факторов риска.

ВЫВОДЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями.

                      Ментальные расстройства – тяжелое нарушение психического развития, при которых страдает способность ребенка к социальному взаимодействию и поведению. У несовершеннолетних с ментальными расстройствами имеется ряд специфических особенностей, проявляющихся в отставании сроков и темпе личностного развития, инертности, пассивности, существенном недоразвитии когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы.  Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Многочисленные исследования учёных доказывают, что развитие руки находится в тесной связи с развитием мышления и речи ребенка. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь.

Проблема состоит в том, что у детей при ряде тяжелых нарушений психического развития  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются  воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Целью  инновационного педагогического опыта является: создание системы работы по коррекции мелкой моторики рук, которая позволит полностью или частично восстановить двигательные навыки пальцев кистей рук и поможет развитию речевой активности детей.

Задачи:

  • разучить с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры
  • развивать мелкую моторику используя пальчиковые игры, игры с массажными мячиками, волчками, мозаикой, мелкими игрушками, шнуровками, пазлами и т.д.;
  • формировать звуковую культуру речи;
  • формировать словарный запас;
  • воспитывать потребность к речевому общению детей со сверстниками и с взрослыми;
  • формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом;
  • развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость;
  • сформировать переключаемость с одного вида движения на другое;
  • развивать двигательную память, произвольность и точность движений.

Ожидаемые результаты:

  • повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики;
  • умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать свои действия;
  • развитие глазомера, точности движений пальцев рук, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;
  • пополнение развивающей среды;
  • заинтересованность родителей в совершенствовании мелкой моторики детей в быту дома, пополнение их знаний по данной теме;
  • развитие речи детей, мышления, познавательного интереса, творчества, воображения.

Взаимодействие с родителями.

Консультации для родителей:

«Развитие мелкой моторики ребенка в быту» (см. Приложение).

«Речь на кончиках пальцев» и др. (см. Приложение).

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе с детьми дома" (см. Приложение).

ГЛАВА 1.  КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ДЛЯ ДЕТЕЙ  С  ТМНР  ПО РАЗВИТИЮ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  И  РЕЧИ.

                Процесс освоения мира  детьми   дошкольного возраста с низким уровнем развития мелкой моторики резко отличается от развития детей нормы, что приводит к формированию чувства неполноценности в элементарных действиях, доступных сверстникам, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, снижает самооценку и повышает уровень тревожности.

Для развития мелкой моторики  и речи детей дошкольного возраста с ментальными нарушениями в своей практике я решила использовать методики 4 авторов:  Н.В. Нищевой, Н.И. Озерецкого, В.Д.Мазиной,  В. Мытацина.

1.1. Согласно  методике  Нищевой  Наталии Валентиновны  известного  петербургского  логопеда, методиста, преподавателя  кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии работа по развитию мелкой моторики и речи проходит через все образовательные области:

  • художественно-эстетическое развитие: детские поделки, рисунки;
  • социально-коммуникативное развитие: общение детей во время игровой деятельности;
  • познавательное развитие: использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность;
  • речевое развитие: стихи, загадки, скороговорки, пальчиковые игры;
  • физическое развитие:  утренние гимнастики, физкультминутки, физические упражнения.

Работа по данной проблеме проходила в три этапа. На каждом этапе использовались словесные, наглядные, игровые и практические методы и приемы.

Этапы

Методы

Подготовительный Задачи:

подготовить руку ребенка к выполнению сложных двигательных движений на дальнейших этапах

Массаж ладоней и пальчиков рук - это оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Пальчиковая гимнастика: катание деревянных шариков различного диаметра по столу, перекладывание пуговиц, фасолей, карандашей и др. предметов из одной руки в другую

Пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением - дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого, тем самым развивается не только мелкая моторика рук, но и речь, концентрация внимания, многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Сенсорные игры - развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, расширение знаний о качестве предмета.

Нанизывание пуговиц, крупных бусин на нитку - развивает у детей логику, усидчивость, тактильные ощущения, глазомер.

Игры с прищепками, шнуровка - развивает сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Работа с песком - развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, внимание и усидчивость. Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабиться и получать удовольствие от процесса.

Основной.

Задача:

совершенствование развития мелкой моторики через продуктивно творческую деятельность

В процессе рисования происходит совместное развитие руки и глаза, т. к. на всех этапах необходим зрительный контроль, происходит формирование первоначальных графических навыков, ребенок обучается правильно держать карандаш, складывания большой, средний и указательный палец в «щепотку».

Работа с бумагой - один из любимых видов деятельности детей. Уверенно пользоваться ножницами помогают упражнения на вырезание фигурок, а развитию точных движений способствует плетение ковриков из разноцветных полос. В процессе занятий рука приобретает точность, гибкость и уверенность.

Конструирование - создавая постройку, дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения, в результате у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно-моторная координация и творческая активность.

Лепка - главное ее преимущество то, что в процессе создания задействованы обе руки, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом или кисточкой. Ребенок активно задействует все десять пальцев. Это приводит к координации как движений обеих рук, так и работы обеих полушарий головного мозга.

Изготовление поделок из природного материала процесс очень трудоемкий и кропотливый, т. к. природный материал, как правило, очень хрупкий. Данная работа развивает силу руки и пальцев, укрепляет мышцы пальцев и кистей, обеспечивает смену тонуса маскулатуры рук. Кроме этого развивается фантазия, воображение, образное мышление

Заключительный. Основной задачей является развитие умений при обращении с ручкой, карандашом, фломастерами для обеспечения согласованности и уверенности движений.

Штриховка, обведи рисунок по контуру, по точкам с использованием карандашей, что помогает развивать глазомер, усидчивость, мелкую мускулатуру рук. Ребенок учится проводить линии в различных направлениях, не отрывая руки и не выходя за пределы контура. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка.

1.2.  Методика  Н.И. Озерецкого   для определения   уровня   развития  мелкой   моторики.

 Известный профессор Николай Иванович Озерецкий — советский учёный-психиатр, специалист в области детской и подростковой психиатрии, академик АМН СССР (1948)  опубликовал  «Методику   для определения уровня развития мелкой моторики», в которой предложил следующее задание - динамический праксис  «Кулак—ребро—ладонь».

                Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения  выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу).

Критерии оценки:

3 балла -  правильно и быстро;

2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;

1 балл - персеверации (повторение),  застревание на отдельных позах, невыполнение;

1.3. Методика Вероники  Дмитриевны  Мазиной логопеда, детского нейропсихолога,  автора развивающих и обучающих игр.

             В пособие  «Рисование узоров» по развитию мелкой моторики ребёнку предъявляется образец узора, и он продолжает его до конца строки по узкой  стороне нелинованного листа формата А4. Рисовать узор необходимо, отступив 1 см от левого края и приблизительно ⅓ высоты листа, чтобы уменьшить вероятность использования горизонтального края для ориентации строки.

Инструкция: «Продолжи рисовать узор (заборчик) так же, как в образце  до конца листа не отрывая карандаш от бумаги». Фиксируется  время  выполнения. Выполнение пробы простым карандашом не искажает результат. Простой карандаш позволяет оценить, в том числе и нажим (тонус). Остановки и отрывы руки фиксирует специалист (часто это видно на бумаге). Привлекать внимание к образцу, если ребёнок сбился, разрешается только один раз.

Для оценки серийной организации используются 4 основные параметра:

усвоение программы, возможность автоматизировать движение, ошибки,  удержание программы.

  • Различия элементов по размеру – компенсаторный механизм. Таким образом, ребёнок помогает удержать последовательность, т.е. программу.
  • Уподобление элементов – искажение (лёгкое) – замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов. Эта ошибка оценивается более тяжёлой по сравнению с предыдущей компенсаторной, хотя визуально менее выражена.
  • Ещё более «тяжёлая» ошибка – поэлементное выполнение или  редкие отрывы, «площадки» с самокоррекцией.
  • Хуже – поэлементное выполнение с паузами или отрывами руки, наличие «площадок без самокоррекции.
  • Тенденция к расширению программы – появление лишнего компонента внутри серии.
  • Инертное повторение расширенной или упрощённой программы.

Во время выполнения необходимо  внимательно наблюдать, насколько уверенно действуют пальчики ребёнка, как он держит карандаш, как дышит при этом. После выполнения рисунка обязательно анализируем особенности изображения. Если рисунок   характеризуется резким падением строки вниз, или удержанием программы рисунка в начале строки и неудержанием в конце, или резким уменьшением размера узора к концу  выполнения - это свидетельствует об умственной истощаемости ученика, о том,  что он способен писать правильно лишь в течение непродолжительного отрезка времени, а затем начинает ошибаться, устает, и, следовательно, ему нужно делать восстановительные паузы между занятиями. Наличие компенсаторных линий, упрощение программы или уподобление элементов в рисунке свидетельствует о трудностях удержания программы в письме и о неумении следовать правилам грамматики.

1.4.  Методика В. П. Мытацина   «Фигуры»    представляет собой задание, связанное с вырезанием фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется.

Инструкция для ребенка: “Здесь изображены различные фигуры. Попробуй вырезать эти фигуры по контуру, чтобы не перерезать линию и не отдаляться от нее далеко”.

Уровень выполнения считается низким, если ребенком допущены следующие ошибки:

линия реза выступает за внешний контур более чем на 1 мм;

линия реза выступает с внутренней стороны более чем на 1мм;

наличие углов при вырезании плавного контура.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом,  работа с детьми дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью   показывает, что  занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и практическая деятельность.

ГЛАВА 2.  КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ ДЕТЕЙ  С  ТМНР  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  ПО РАЗВИТИЮ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ.

Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста). Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также 2 сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.

                Обучающиеся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),  интеллектуальное развитие которых не позволяет освоить АООП (вариант 1),  получают образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.

Реализации АООП по варианту 2 может быть в форме обучения ребенка на дому или семейного образования.

           Целью   образования  обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

                 Для развития мелкой моторики и речи  детей школьного возраста с ментальными нарушениями в своей практике я решила использовать методику Елены Антоновны Стребелевой — доктора  педагогических наук, профессора, руководителя проекта «Ранняя коррекция отклонений в развитии детей с особыми нуждами». Суть методики заключается в том, чтобы в привычной игровой, непринуждённой обстановке выявить психологические и логопедические проблемы у ребёнка.

2.1. Структура развивающих занятий.

Занятия   построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

Вид занятия

Цель занятия:

Результат использования:

1

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения

расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся

Преодоление трудностей в усвоении знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса к предмету, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.

2

Дыхательно-координационные упражнения

активизация работы отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

С помощью этих упражнений ребенок оздоравливается, пребывает в хорошем настроении. Дыхательная гимнастика развивает дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. 

3

Симметричные рисунки

развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

Симметричные рисунки являются необходимым условием для развития координации всего тела и облегчения процесса учения, связанного с работой в ближнем поле зрения (письмо и чтение).

4

Графические диктанты

развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирова- ние  ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.

5

Пальчиковая гимнастика.

развитие  психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

Развивает мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.  Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

6

Упражнения для профилактики нарушений зрения,  предупреждения  зрительного  переутомления.  

для предупреждения  зрительного  переутомления; способствуют   снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.  

Укрепляют цилиарные мышцы, склеральную оболочку глазного яблока;

улучшают глазное кровоснабжение, делают прочными сосуды;

нормализует клеточный обмен веществ.

2.2. Интеллектуально - развивающие игры и упражнения.

          Игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического и коммуникативного характера.  Она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности умений продуктивно сотрудничать. Для ребенка с нарушением интеллекта важно научиться фиксировать и концентрировать внимание на заданных целях. Для этого проводятся игры на поддержание устойчивости внимания. Много внимания уделяется играм на развитие и коррекцию нарушений памяти. Умственно отсталый ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление.

При отборе игры для того или иного занятия необходимо опираться на следующие принципы:

  • доступность содержания детям с нарушением интеллекта;
  • познавательная значимость игры;
  • возможность формирования на их основе коммуникативных навыков.

Какой фигуры не стало? Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок

Что изменилось? Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть две  картинки  и найти в них отличия.

Какой игрушки не хватает?  Поставить 4-5 игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать 1 игрушку. «Какой игрушки не хватает?»  Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.

«Запомни порядок!» Четверо-пятеро играющих выстраиваются в произвольном порядке друг за другом. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребёнок.

«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры» Ребенку предлагается лист с  геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Взрослый предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги нужно раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники - зеленым и т. д.

Кто ушел? Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей уходит из зала. Водящий должен повернуться и угадать, кого из детей не хватает.

Вариант. Когда кто-то из детей уходит, остальные меняются местами, чтобы запутать водящего.

2. 3. Дыхательно - координационные  упражнения.

Уникальность дыхательных упражнений заключается в том, что при их выполнении восстанавливается  нарушенное носовое дыхание, улучшается дренажная функция лёгких, улучшаются обменные процессы в организме, повышается общая сопротивляемость организма, а так же улучшается нервно-психическое состояние. Особенно дыхательная  гимнастика  полезна  детям, довольно часто  болеющим  простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления легких,  детям, страдающим бронхиальной астмой. Ребёнка можно легко научить правильному дыханию. Основная масса детей дышит не правильно и по этой причине плохо себя чувствуют. У таких детей узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозные.

       Наша задача – научить ребёнка хорошо отчищать лёгкие, дышать полной грудью через нос, расширять грудную клетку. Необходимо показать, как нужно втягивать живот во время дыхания. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

1  Упражнение   «Вдох – выдох».  Цель: дифференциация ротового и носового дыхания.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед, задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монеты» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг)  

2  Упражнение  «Ветер дует». Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания.

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко, (руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко, (руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них.)

3  Упражнение  «Ветряная мельница». Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

4 Упражнение  «Снегопад».  Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.

Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

 Примечание: можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.

5 Упражнение  « Веселые пантомимы». Цель: Развитие дыхания, сообразительности, воображения. Детям предлагается изобразить:

как они греют озябшие руки;

раздувают угасающий костер;

надувают воздушные шары;

пилят дрова (при имитации - руки на себя – вдох, от себя - выдох);

рубят дрова (руки над головой – вдох, наклон вперед – выдох).

Примечание: веселые пантомимы можно закончить настоящим надуванием воздушных шариков или пусканием мыльных пузырей на прогулке.

Дыхательно - голосовые игры и упражнения на материале звуков.

6  Упражнение "Ракета". Цель: учить ощущать разницу в направлении воздушной струи,  правильно регулировать воздушную струю.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком -  А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

7  Упражнение «Вьюга».  Цель: отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Перед ребятами  - сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» обучающиеся тихо гудят: у-у-у. По сигналу – «Сильная вьюга» ребята  громко произносят: У-У-У. По сигналу « Вьюга затихает» ребята постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движением руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

8  Упражнение  «Часики». Цель: тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием  слогов.

Стоя, ноги  слегка расставлены, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд – назад, произносим: тик-так.

9  Упражнение «Петушок кричит». Цель: тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием  слогов.

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести: «Ку-ка-ре-ку-у».

Тихо- тихо всё кругом (сидеть на корточках),

Все уснули крепким сном.

Петушок один вскочил (встать руки поднять вверх),

Всех ребяток разбудил (подняться на носки): «Ку-ка-ре-ку-у!» (произнести на выдохе).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

10 Упражнение  «Паровозик».  Цель: тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

11 Упражнение  «Кто за кем или за  чем следует?» Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Педагог  подбирает предметы и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. ( Произнесение предметов по памяти, что за  чем стояло на одном выдохе).

Дыхательно-голосовые упражнения на материале  предложений, фраз.

12 Упражнение « Произнесение предложений на одном выдохе под мяч». Цель: тренировка удлинённого выхода с одновременным произнесением фразы.

Каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

-Меня зовут Оксана. И т.д.

2.4. Симметричные фигуры.

Развитие навыков симметрии является важной частью развития моторики и воображения у детей. Отличным способом развить эти навыки является рисование по клеточкам. Дети могут создавать красивые и симметричные рисунки, используя простые инструменты, такие как цветные карандаши или фломастеры. Рисование является одним из самых популярных занятий для детей. Оно помогает развивать их творческие навыки, фантазию и мелкую моторику. Одним из простых и интересных способов научить детей рисовать является использование рисунков по клеточкам. Задание направлено на развитие зрительного и слухового анализаторов, мелких мышц руки, пространственной ориентации, развитию мыслительных процессов, формированию умения действовать по правилам, организованности и самостоятельности.

Дорисуй вторую половину по клеткам                          Задания по симметрии для дошкольников

Детские рисунки по клеточкам        Половина рисунка по клеточкам

2.5. Графические диктанты.

В данном образовательном проекте даются графические диктанты, которые помогут сформировать у детей старшего возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму. Выполняя задания, дети приобретают нужные графические навыки, учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку, развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Графические диктанты не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки, но и формируют пространственное мышление. В процессе усвоения навыка письма по клеточкам под диктовку дети становятся более усидчивыми, прилежными, самостоятельными, уверенными в своих силах. А эти качества необходимы для успешного обучения в школе. Письмо под диктовку очень нравится ребятам, поскольку присутствует сюрпризный момент – малыши не знают заранее, какой рисунок должен получиться.  

Графический диктант для детей 6-7 лет подготовка к школе      Задания для дошкольников графический диктант

Графический диктант (145 силуэтов по клеточкам).       100 лучших графических диктантов по клеточкам

2. 6. Пальчиковая гимнастика. 

Пальчиковая гимнастика играет особую роль для мелкой мускулатуры пальцев. Каждое упражнение позволяет корригировать движения каждого пальца в отдельности  и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных  реакций.

             Каждое занятие начинаю с небольшого массажа руки: сделать поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла.

         Ребята  быстро усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем начинаем выполнять гимнастику для пальцев.

Благодаря пальчиковым и речедвигательным играм школьники учатся снимать физическую усталость, моральное напряжение, развивать подвижность, что очень важно для детей с ментальными нарушениями  

«Осень».

Осень, осень! Приходи! (трем ладошки друг о друга)

Осень, осень!  Погляди! (зажимаем кулаки по очереди)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет, (ладони гладят по коленям)

 Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится (барабанить пальцами по одной, по другой ладони).

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем

Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь (кулак, ребро, ладонь)

«Осень.  Признаки осени».

Если листья пожелтели  (сжимают и разжимают кулачки),

Дождь холодный моросит (делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками),

Птицы к югу полетели, (ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены

– «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит (хлопок, кулачок.)

«Зима».

Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны).

Стали белыми дома, (складывают руки домиком над головой).

Снег на улице идёт, (двигают руками сверху вниз).

Дворник улицу метёт, (имитируют).

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину, медленно кружатся).

Ловко бегаем на лыжах, (имитируют).

И играем все в снежки (лепят и бросают снежки).

«Зимние забавы».

Мы зимой в снежки играем, мы играем  (имитация лепки снежков).

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени).

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на  месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях.)

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях).

И снегурочку лепим мы, лепим мы (соответствующие         движения).

Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс.)

«Снегири».

Вот на ветках посмотри (хлопать руками по бокам),

В красных майках снегири. (наклонять голову в сторону)

Распушили пёрышки,

(на первое слово каждой строчки частое потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам).

Греются на солнышке.

Головой вертят, улететь хотят. (повороты головы).

Кыш! Кыш!  Улетели! (дети разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

«Мы военные».

Мы станем все военными, (шагают на месте)

Большими, здоровенными. (руки вытянуть вверх, опустить через стороны).

Будем в Армии служить,

Будем Родину любить. (движения повторяются).

Сад и дом свой охранять, (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»).

Будем мир мы защищать! (шагают на месте).

«Весна».

Солнышко, золотое донышко  (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Гори ясно, чтобы не погасло (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Побежал в саду ручей (указательным и средним пальцами бегают по столу)

Прилетели сто грачей (скрещивают кисти и изображают машущие крылья)

А сугробы тают (работают кистями, сжимая кулачки)

Цветочки подрастают (трясут пальцами над головой).

«Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется(покружиться.)

Бабочка кружит и вьется.

«Моя семья».

Раз уселась на скамейке,

Наша дружная семейка: (пальцы сжаты в кулак)

Самой первой села мама, (разогнуть большой палец).

Рядом — строгий наш отец  (разогнуть указательный).

Следом братец и сестрица (разогнуть средний и безымянный) .

Ну а мне где поместиться? (разогнуть мизинец)

2.7. Упражнения для профилактики нарушений  зрения  и  предупреждение  переутомления.

                 Продолжительные зрительные нагрузки, неограниченное использование гаджетов, недостаток сна и хроническая усталость провоцируют неуклонное снижение остроты зрения. Упражнения для глаз – эффективная профилактическая мера, которая поможет поддержать зрительную функцию и предупредить офтальмологические заболевания.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Упражнение № 1 «Большие глаза».   И.П. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть глаза 3-5 сек., повторить 6-8 раз. Данное упражнение укрепляет мышцы век. Способствует кровообращению и расслаблению мышц глаз.

Упражнение № 2  «Большие глаза».  И.П. — стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Поставить палец правой руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руки. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение № 1 «Шторки».   И.П. — сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение № 2  «Шторки».   И.П.  — стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, положенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Облегчает работу на близком расстоянии.

Упражнение № 5  И.П.  — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторить в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение № 6  И.П.  — стоя. Поставить  палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаза, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 сек., прикрыть ладонью левой руки глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Поставить палец левой руки по средней линии на расстоянии 25-30 см., прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 сек., убрать ладонь, смотреть обои глазами на конец пальца 3-5 сек. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

Упражнение №7. И.П.  — стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10-15 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

Упражнение № 8  И.П.  — сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 сек. Снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение укрепляет циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение № 9  “Метка в стекле”.  Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение № 10  “Массаж” Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

2. 8.  Прогноз школьных трудностей на основе выделения факторов риска.

                Факторы   риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые     меры компенсации  и  коррекции

Несформированность     или    

недостатки  зрительного восприятия,

 зрительно - моторных     функций.

Вероятен комплекс трудностей при обучении   графических  навыков, который может углубляться и усиливаться.

Необходима   специальная  система коррекционной   помощи, специальная   система   подготовки   к  развитию  координации движений и графических навыков.   Категорически противопоказаны форсирование и интенсификация начальных этапов обучения.

Несформированность   моторных  

функций.

Наиболее   вероятен  комплекс  трудностей  при  обучении  рисованию (если нет других факторов риска); медленный    темп    деятельности    при выполнении    любых    заданий.

Специальная   система развивающих  занятий, специальная  система  подготовки  и обучения  графическим  навыкам.

Несформированность    или    

недостатки   сенсомоторной     и    слу-

хо - моторной    интеграции.

Вероятен комплекс учебных трудностей, особенно осложненный

при общих нарушениях деятельности, усиливающихся в течение   года

Необходим  дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей. Целесообразна индивидуальная   работа

Несформированность   и нарушения

деятельности.

Трудности психологической и функциональной адаптации. Низкая неустойчивая работоспособность, повышенная утомляемость. Трудность концентрации внимания, очень медленный   темп   деятельности. Короткое  время   эффективной работы.

Индивидуальный подход, индивидуальное объяснение,

работа в малой группе.  Особо тщательная   разработка инструкции, специальная система тренировки. Категорически противопоказаны  форсирование темпа  и  интенсификация обучения.

ВЫВОДЫ.

Так, на основе проведённого исследования группы детей старшего  возраста  была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием  кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Рекомендации:

- стимулировать речевое развитие моторной стороны речи;

- стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук;

 Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Коррекционная работа с детьми с диагнозом умеренная и тяжелая умственная отсталость по праву считается одной из самых сложных в системе образовательных учреждений. Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью  – очень важная задача для родителей и педагогов. На массаж, игры и упражнения ежедневно следует отводить 10-15 минут. Для детей с особыми потребностями важна мотивация к действию, постепенное вовлечение в процесс игры, положительная оценка самых маленьких достижений.

     Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.

                  В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.   Необходимо учитывать особенности детей с нарушением интеллекта: их быструю утомляемость, отвлекаемость.

     Достигнуть постепенного развития ручной умелости возможно в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных детям  с интеллектуальной недостаточностью осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения.

          Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук и ручной умелости у  школьников с умственной отсталостью во взаимодействии с родителями  положительно влияют  на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца. М., 1995. – с.112-122.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.: Просвещение. – 2009. – 160с
  3. Озерецкий Н. И. Методы массовой оценки моторики у детей и подростков. - М., 1929.
  4. Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984. № 1. – С. 55
  5. Петров А.В.Игротека «Ловкие ручки» обучает и  воспитывает: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с., С. 6
  6. Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей. М.: Бахрах-М, 2008. – 624с.
  7. Рогожина Е. Упражнения на развитие мелкой моторики // Дошкольное воспитание. 1998. № 9. – с. 41-47.
  8. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. — с.23-26.
  9.  Деннисон П. Е., Ф. Д. и Г. Деннисон. Брэйн Джим. Гимнастика для развития умственных способностей. М., 1993.
  10.  Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
  11. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
  12. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М., 1994.

                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев».

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.

То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:

•        Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

•        Необходимо читать ребенку.

•        Рассказывать обо всем, что его окружает.

•        Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.

      И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Значение развития мелкой моторики:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует озрасту.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:

1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.

2. Играйте с мозаиками и пазлами.

3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.

4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.

5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.

6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.

7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

8. Лепите вместе из пластилина.

9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.

10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.

11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.

14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.

15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.

Пальчиковые игры для детей.

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Корни деревьев»

Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

«Слоненок»

Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Паучок»

Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.

«Моторчик»

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Перетяжечки»

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

«Колечки»

Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Желаю успехов Вам и Вашему малышу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики ребёнка в быту».

Моторика представляет собой двигательную активность организма. Моторика различается на крупную и мелкую. Крупная моторика отвечает за двигательные навыки головы, корпуса, рук и ног, мелкая в свою очередь – за скоординированные движения пальцев. Необходимо развивать в малыше две эти моторики. Но самое главное внимание необходимо уделить мелкой, потому, что именно мелкая моторика способствует гармоничному развитию речевого центра в головном мозге. Развитие мелкой моторики рук также напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением и координацией.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, необходимо приложить максимум усилий. Для этого не так важно подбирать развивающие игрушки, особые приспособления, идеи для занятий могут возникнуть в любое время и в любом месте.

Вот такими взрослыми делами можно заинтересовать ребенка, чтобы тренировались его еще не особо послушные пальчики.

На кухне:

1. снимать шкурку со сваренных «в мундире» овощей. Очищать крутые яйца. Чистить апельсины и мандарины;

2. разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки и семечки руками. Отшелушивать пленку с жареного арахиса;

3. собирать со стола крошки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу мелкие предметы (пуговицы, фасоль, бусинки);

4. помогать перебирать крупу;

5. лепить пельмени, печенье из теста;

6. мыть посуду и овощи. Желательно, чтобы малыш не видел, как мама потом перемывает;

7. перебирать собранные ягоды, отрывая плодоножки, убирая листочки и сортируя на хорошие и плохие;

8. развязывать полиэтиленовые пакеты с продуктами, вскрывать упаковки.

Дома:

1. открывать почтовый ящик и дверь ключом;

2. пытаться самостоятельно надевать на себя одежду и обувь, перчатки и снимать. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда будет настроение;

3. заплетать косы себе, маме, сестре или кукле, используя заколки, резинки и банты;

4. вешать белье на веревку, с помощью прищепок;

5. рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение или на просушку обувь. 

6. помогать родителям отвинчивать различные пробки — у бутылок с водой, пены для ванн, кремов, зубной пасты и т.п.;

7. затачивать карандаши точилкой. Стирать нарисованное ластиком.

8. искать край скотча (это даже у взрослых порой долго не получается);

9. доставать затерянные предметы из узкой щели под шкафом диваном, между мебелью; 

10. аккуратно перелистывать страницы читаемой ему книги; 

11. очищать расческу после использования:

12. отщипывать катышки с одежды.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3.

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе с детьми дома".

Цель - привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в познавательном и эмоциональном общении с взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • оптимизация детско-родительских отношений
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей
  • поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях
  • создание активной творческой атмосферы и позитивного настроя в группе
  • повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей

Участники: родители, дети и педагоги.

План семинара - практикума.

  1. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.
  2. Теоретическая часть. Консультация для родителей«Игровая деятельность в семье»
  3. Практическая часть.

3.1. Игра-задание для родителей.

3.2. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье».

3.3. Игра-традиция «Я дарю тебе словечко».

3.4. Игротека (совместные игры детей и родителей).

4.Заключительная часть.

Ход мероприятия.

Психолог:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рад видеть вас!

Тема нашей сегодняшней встречи «Играем вместе с детьми дома».  Существует множество игр, которые могут помочь вам не просто занять ребенка, но и развить его внимание, мышление, воображение, обогатить его речь. А главное – помогут вам стать ближе друг другу.

Предлагаю сегодня познакомиться с ними поближе.

1.Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.

Игра-разминка «Аукцион».

В стране «Игралочка» аукцион! Вы все знаете, что такое аукцион? (Ответы). Называйте, пожалуйста, предметы, имеющие одинаковый признак. Например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, воспитатель считает и стучит игрушкой-молотком (с пищалкой) по столу: «Круглый - раз, круглый — два, круглый — три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет и награждается наклейкой. Аукцион продолжается, назовите, пожалуйста, объекты, которые имеют один признак - желтый и т.д.

2.Теоретическая часть.

Консультация для родителей «Игровая деятельность в семье»

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Семья- это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени. Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.

Играйте вместе с детьми!

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно играть главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Такие игры как лото, домино, парные картинки открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учат выдержке, терпению.

Эти игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

3.Практическая часть.

3.1.Игра-задание для родителей.

Психолог: Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда – синего:

  • Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  • Рассказываю о своих играх в детстве
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  • Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

3.2.Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье». 

3.3.Игра-традиция «Я дарю тебе словечко».

Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширять словарь ребенка; развивать навыки общения с взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина, ...), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж,..), «тяжелые» (гиря, штанга,..) и т.п. 

Традиция «Я дарю тебе словечко» будет продолжаться в детском саду. Каждый понедельник дети будут «приносить» в группу подаренные дома слова и знакомить с ними своих друзей. Мы на маленьких листочках бумаги будем записывать каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить  разнообразные игры. Например. Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Вариант 2. Дети по очереди достают бумажки со словами, а воспитатель разъясняет их значение, не называя их.Ребенок старается правильно назвать слово. На следующей нашей встрече мы уже вместе поиграем в игру «Я дарю тебе словечко».

3.4.Игротека (совместные игры детей и родителей)  (На вторую часть семинара-практикума приглашаются дети)

Психолог: Я предлагаю всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка», где мы сможем поиграть в любимые игры.

Отгадай слово

Ведущий загадывает любое слово (существительное)и показывает его пантомимой, а игроки его отгадывают, задавая по очереди наводящие вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Если не получается отгадать, можно назвать первую букву, с детьми помладше можно не только «да - нет» отвечать, но и просто подсказывать наводящими предложениями (это сейчас здесь, это всегда есть на небе и т.п.).

Например, папа загадывает ребенку, ребенок показывает, а мама отгадывает или наоборот.

Найди игрушку

Развиваем зрительное внимание, умение по описанию узнавать предметы.

Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он, не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.

Найди картинку

Развиваем зрительное внимание.

Задание: в книжке с картинками нужно найти определенного героя или предмет, например:

- птичку на ветке,

- синюю машинку,

- девочку в платочке, и т.п.

Прятки с игрушками

Детям в квартире спрятаться сложно, тем более взрослым, поэтому прячем какую-нибудь игрушку. Ведущий (тот, кто спрятал) может подсказывать другим игрокам «холодно, теплее, горячо».

Чего не стало?

Развиваем память и зрительное внимание.

Перед ребенком раскладывают несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало. Потом взрослый отгадывает и так по очереди.

Игру можно усложнить:

 а) увеличить количество игрушек;

 б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Переверни страницу.

Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке:

сколько мячей было в комнате?

- куклы сидели или стояли?

- были ли на окнах цветы?

- сколько детей было в комнате и т.д.

Дорисуй картинку.

Развиваем воображение.

Взрослый начинает рисовать любую несложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее ребенку. Ребенок дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку взрослому или передает следующему участнику. В конце должно получиться что-то весьма необычное!

Собери картинку.

Развиваем целостное восприятие, внимание и мышление.

Берем любой ненужный журнал, находим подходящую картинку, вырезаем ее и разрезаем на несколько частей (4-8, в зависимости от возраста), перемешиваем, а затем просим ребенка собрать ее, при необходимости помогая.

Лабиринт

1 вариант. Дети с завязанными глазами пытаются пройти по лабиринту из кубиков, не задев их. Родители подсказывают детям как идти – прямо, направо, налево, стоп.

2 вариант. Родители с завязанными глазами пытаются пройти по лабиринту из кубиков, не задев их. Дети направляют их сзади, держа за руки.

4.Заключительная часть.

В конце мероприятия психолог предлагает его участникам поделиться впечатлениями, идеями, предложениями.

Вручаются родителям памятки-буклеты «Домашняя  игротека».

Психолог:

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем!

Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

семинар-практикум для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

как помочь  родителям своевременно и грамотно органиовать процесс формирования звукопроизношения. о значимости проведения артикуляционной и мелкой моторики у детей 3-4 лет....

семинар-практикум с родителями "Развитие артикуляционной и мелкой моторики в профилактике речевых нарушений"

помочь родителям своевременно и грамотно организовать процесс формирования правильного звукопроизношения у детей в домашних условиях...

Консультации для воспитателей на тему: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...