"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ".
методическая разработка по теме
Выступление на методическом объединение классных руководителей."РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ на уроках и во внеурочное время ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodich._obedinenie.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ на уроках и во внеурочное время ".
Выступление на методическом объединение
классных руководителей.
Подготовила:
Голенцова Наталья Васильевна
2013-2014 уч. год
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ на уроках и во внеурочное время ".
Обучение в начальной школе является для учащихся стартовой площадкой в развитии их творческого и интеллектуального потенциала.
Любопытство - жажда новизны, характерна для каждого здорового ребенка. Очень
важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям -
«любознательность» - «познавательную потребность».
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения, оценивать свою деятельность.
Творческое развитие – это и поддержка етей, и творческое мышление, потенциал учащихся. По мнению как зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), так и отечественных ( В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) философов и психологов, стремление к творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, их реализация и развитие связаны с условиями среды, в которой находится личность.
Ведущая идея моей работы - развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:
- снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;
- отсутствие нравственного ориентира;
- заниженная самооценка учащихся;
- социальные проблемы (расслоение общества, потребность в высококвалифицированных кадрах).
Образование само по себе есть дело формальное. Оно развивает память и даёт ворох отвлечённых сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Образование одной лишь памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным, не хватает воспитания души. И этот процесс ,,воспитания души ” можно реализовать через нетрадиционные формы проведения уроков: урок-путешествие, урок-игра, урок-диспут, урок-КВН...разнообразные приёмы и методы работы, творческие задания, творческие работы учащихся, домашние задания, внеурочная деятельность.
Повышение эффективности учебного процесса я вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приёмов обучения. Это игровые технологии, здровьесберегающие технологии, конференции. Методически правильно сочетая наглядные, технические, информационные средства обучения, работу с учебником, дидактическим материалом, с опорными схемами, алгоритмами стараюсь добиваться полной занятости всех учащихся во время урока.
Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений;
- изготовление книжек-малышек;
- игры, , Кто быстрей и больше?”(подбор синонимов или антонимов к определенному слову; слов на определённую тему …);
- составление рассказа по опорным словам на определенную тему;
- угадайте слово по толкованию его лексического значения;
Важным условием в ряду приемов должна быть выработка внимания у учащихся. Неплохие результаты и большую помощь в этом оказывают, , , пятиминутки внимательности”. Во-первых, они быстро нацеливают учащихся на активную внимательную работу, во-вторых, - это интересная своеобразная форма повторения материала (подбираю интересный, занимательный материал), в-третьих, , , пятиминутки внимательности” можно сделать орфографическими. При планировании урока чётко ставлю цель этих, , пятиминуток”: какую задачу она должна выполнить.
Например:
Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число? Одинаково ли количество букв и звуков в словах.
Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроках при изучении определенной темы.
Элементы игры часто присутствуют на уроке. Дети любого возраста с удовольствием играют, участвуют в интеллектуальных соревнованиях.
Уроки трудового обучения уникальны по своим возможностям. Они аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира. Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Написание сочинений, изложений творческого характера. Особо хочу уделить внимание написанию сочинений по картине. Из программы этот вид сочинений практически исключен. Что считаю неправильным и работу активно продолжаю. Такая работа дает удивительные результаты. Дети учатся думать, анализировать, высказывать свое мнение.
Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству (ее научное название – креативность) – качество врожденное, она уж или есть сама по себе, или ее нет и не будет.
Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.
Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, праздники, концерты и т.д., что также играет положительную роль в развитии творческого потенциала учащихся.
В современном мире – динамичном и разнообразном – человеку просто необходимо творческое мышление, способность находить нестандартные решения и умение быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Такой человек с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации и несколько ответов на один вопрос.
Природа щедро наградила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.
Классному руководителю надо быть очень внимательным к своим подопечным. Выявлять и поддерживать интерес ребенка на ранней стадии развития, помочь найти способ реализовать и развить свои возникшие творческие желания и потребности.