Выступление на заседании МО по теме самообразования "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии"
статья по теме
Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии
Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание. (- гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической).
(слайд) Тема моего плана самообразования « Личностно-ориентированный подход обучения на уроках биологии».
Актуальностью личностно-ориентированного обучения, на своих уроках, я считаю принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno.docx | 41.88 КБ |
lichnostno-orientirovannyy_podkhod.rar | 115.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии
Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание. (- гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической).
(слайд) Тема моего плана самообразования « Личностно-ориентированный подход обучения на уроках биологии».
Актуальностью личностно-ориентированного обучения, на своих уроках, я считаю принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.
(слайд) Именно поэтому, работая над этой темой я поставила Цель :
создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной исследовательской активности ребенка, преобразование ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.
(слайд) Задачи по теме плана самообразования:
- Формировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность;
- Осуществлять индивидуализацию, дифференциацию обучения, используя личностно-ориентированный подход развития ученика.
- Развитие способности учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной исследовательской деятельности.
- Научить: 1 – учиться; 2 - знать; 3 - познавать; 4 - делать; 5 - жить; 6 - быть Человеком.
Личностно –ориентированный подход обучения биологии предполагает использование педагогических технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части.
(слайд) 1 стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.
( слайд) Итак, мозговой штурм (индивидуально- групповой). Применяю для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приему прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлекаю в работу как можно большего числа школьников. В ходе работы, я, записываю всё, что предлагают дети. Например 5 класс « Луна – естественный спутник Земли». Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записываю идеи без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, то даю возможность ее автору высказаться после завершения мозгового штурма. Моя роль состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме мозгового штурма не должна продолжаться более 5 мин. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
- Луна круглая;
- На луне есть какие-то пятна;
- Иногда Луна принимает форму полумесяца;
- На Луну приземлялись космонавты;
- Почему Луна меняет свою форму?
По результатам мозгового штурма, я продолжаю урок, зная на что надо обратить внимание, исходя из записей.
(слайд) 7 класс тема “Внешнее строение птиц”. «Корзина»идей
- Что мы знаем о птицах?
-
Мелешко Влад | Анофриков Вадим | Учитель- КОРЗИНА |
Тело птиц покрыто перьями; Они летают; Умеют плавать; Насиживают яйца; | На голове имеется клюв; Теплокровные; Кормят своих детёнышей молоком; Детёныши рождаются голенькие; | Тело птиц покрыто перьями;- да совершенно верно. Они летают;- да , но не все. Есть птицы не умеющие летать. Например Страус. Умеют плавать;- да, есть и такие например Пингвин. Насиживают яйца;- все птицы выводят свое потомство путем насиживания яиц. На голове имеется клюв;-да строение скелета птиц у всех одинаковое. Теплокровные; да температура тела постоянная Кормят своих детёнышей молоком;- птица пингвин. Детёныши рождаются голенькие; |
(Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме « Внешнее строение птиц» (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
- Затем происходит обмен информацией . Ученики делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Я организую обсуждение, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
- Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
- Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
- Все ошибки я исправляю далее, по мере освоения новой информации.
(слайд) Карта познания
Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.
Например 9 класс «Наследственная изменчивость»
Правила составления карты познания
- Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами.
- От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.
- Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.
- В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.
(слайд) Кластер.
Например: 6 класс Урок П.18 биологии на тему "Лист-часть побега.Внешнее строение листа" . Откройте учебник на с. 42 -43 и рассмотрите схемы, рисунки. Я в это время моделирую на доске свой кластер:
Что вы, ребята, можете сказать о моём кластере?
Мнения детей о значении новых слов.
– Почему на кластере так много вопросов?
Предположительные ответы детей:
вопросы подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить.
– Какова цель нашего урока?
Ученики – Мы должны изучить вопросы о листорасположении, о жилковании, о простых и сложных листьях…
(я обобщаю цель урока) – Мы сегодня узнаем о листе как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями его внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования; а ещё мы будем формировать навыки при работе с гербарием; учиться доказывать теоретический материал – практическим. Мы продолжим развивать у себя чувство товарищества и ответственности при работе в парах.
(слайд) Перепутанные логические цепочки.
- Например: 8 класс «Иммунитет»
Прочитайте утверждения. Если вы согласны с данными утверждениями, поставьте «+» , не согласны «-», сомневаетесь «?»
Я проверяю знания детей согласно их утверждениям в результате ознакомления с вопросами перепутанной логической цепочки.
1.Физиологическую сущность иммунитета определяют эритроциты. (?)
2.Антитела – это особые вещества, которые соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. (да +)
3.Коклюш, грипп, корь – вирусные заболевания. (да+)
4.Иммунитет – это заболевание, вызванное проникновением в организм болезнетворных микробов и вирусов, а так же инородных тел и веществ. (да +)
2 стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, Инсерт..
(слайд) изучение текста или его отдельных частей.
Например: 5 класс Природоведение П.45 « Шляпочные грибы». Прием "Кубик"
Положительные стороны приема "Кубик":
- – позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации. - Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
- 1. Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики шляпочных грибов.
2. Сравни чем отличается гриб двойник от других грибов?)
3. Проассоциируй: Что напоминает шляпка гриба «Мухомора красного»?
4. Проанализируй: Каково строение шляпочного гриба ?
5. Примени: Как правильно собирать грибы?
6. Приведи "за" и "против" почему необходимо иметь хорошие знания сбора грибов? - Перед каждым учеником я бросаю кубик и таким образом определяется, в каком ракурсе каждый ученик будет осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п. Очень эффективный вид работы с учебником при изучении нового материала.
(слайд) Приём Инсерт (insert) этот прием я стала использовать только в этом году с 5 классом. На первых уроках было трудновато, сейчас, после систематического применения его на уроках ученики стали лучше ориентироваться.
I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;
N – noting: системная разметка "+" – новое;
S – system: для эффективного "–" – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.
R – reading- осмысление
T – thinkin- выводы
Например:
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
5 класс «Звёзды на небе» ( таблица Быкова Никиты)
V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; | - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; | + если то, что вы читаете, является для вас новым; | ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
-звездочёт это человек, изучающий звёзды; - группы звёзд называют созвездиями; | - самые яркие звёзды называют звёздами первой величины; - звёзды, которые едва видны невооружённым взглядом- звёзды шестой величины; | - звёзды представляют собой раскалённые газовые тела шарообразной формы; - звёзды находятся в постоянном движении; | - кто такой астроном? -карты звёздного неба; |
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
В будущем , после полного понимания техники заполнения таблицы, планирую заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
(слайд) 3 стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
В заключении урока я предлагаю ученикам написать синквейн. Плакат с правилами написания вывешен на доске.
- существительное
прилагательное, прилагательное
глагол, глагол, глагол
“крылатая фраза”
существительное или глагол - Синквейны. Пример тема « Птицы» 7 класс
Пингвин | Попугай |
Сокол | Дятел |
В заключении своего выступления хочу сказать, что сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, неавторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Подтверждением тому является качество знаний, показанное обучающимися на ГИА по преподаваемым мною предметам. В течение ГИА обучающимися не было получено неудовлетворительных оценок.
В этом году я попробовала новую технологию на своих уроках это инсерт. Больше внимания уделяю инсерту, т.к. мне кажется овладение в полной мере этой методикой может положительно сказаться на качестве восприятия материала моего предмета, повысить качество и уровень подготовленности. Мне как педагогу нужно много поработать, прежде, чем ребята смогут развить в себе навыки критического мышления. Смогут анализировать ситуации; разовьют гибкость своего мышления; приобретут исследовательские навыки; разовьют изобретательность и сообразительность; смогут находить нестандартные решения; научатся достигать цели с минимальными трудозатратами, сумеют воплощать в жизнь творческие идеи. В этом я вижу актуальность выбранной темы плана самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании ШМО на тему : « Технология группового обучения на уроках английского языка»
Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи..Именно на принципе сотрудничества и строится груп...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
Выступление на заседании МО по теме: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»...
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе дистанционного преподавания географии»
Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе дистанционного преподавания географии»...
Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»
Выступление на заседании МО по теме: «Технологическая карта урока как проект управления учебно-познавательной деятельностью школьника в обучении географии»...
Выступление на заседании педагогического совета "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"
Выступление на заседании педагогического совета...
Выступление на заседании ШМО на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ» Учитель технологии Жанков В.И.
В выступление говорится о том , что деятельностный подход в обучении технологии позволяет обучающемуся занимать активную позицию,формирует культуру мышления,развивает воображения и фантазии,улучшает п...