алгоритмы выполнения заданий С по обществознанию
методическая разработка (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения и модели заданий типа С5
Напомню, что С5 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 2 балла. Задания С5 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями.
Первая разновидность задания С5 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.
Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:
1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;
2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится. Хочу обратить внимание на то, что предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.
Рассмотрим алгоритм выполнения заданий такого типа.
Начиная выполнять задание С5, уясните смысл требований:
1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;
2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;
3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.
Задание С5
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
Комментарий. Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»?) предполагает воспроизведение определения понятия «социальная мобильность» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с понятием «социальная мобильность» (второй и третий элемент ответа). Хочу подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию о социальной мобильности, а непросто упоминание этого термина.
Можно привести, например, такое определение: социальная мобильность – перемещение в обществе, изменение социального статуса (может быть дано иное, близкое по значению определение).
Второе требование задания выполняется с привлечением знаний о социальной мобильности. Могут быть составлены следующие предложения:
«Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности»;
«Существует вертикальная и горизонтальная мобильность».
Но могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.
Главное: предложения должны демонстрировать знание обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном явлении.
Задание С5
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных нормах.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: социальная норма – установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей;
2) два предложения с информацией о социальных нормах, опирающейся на знания курса, например:
– «С позиций социальных норм к людям предъявляются требования, которым должно соответствовать их поведение»;
– «Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать». (Могут быть составлены иные предложения, содержащие информацию о социальных нормах.)
Привожу перечень основных понятий, которые необходимо знать по разделу «Социальные отношения»: социальная сфера, социальные отношения, социальная система, социальный статус, социальная роль, социальная группа, социальная общность, социальная структура, социальный институт, семья как малая группа и социальный институт, социальная мобильность, социальная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, люмпены, маргиналы, этнос, народ, племя, народность, нация, ментальность, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм, толерантность, социализация, социальные нормы, девиантное поведение, социальный контроль.
Вторая модель дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий. Эти искомые черты, признаки, следствия и т.п. определяются в научной, а вслед за ней и учебной литературе достаточно однозначно. В этой модели оценивания учитывается и наличие наряду с верными ошибочных позиций. В тех случаях, когда неверное положение искажает суть раскрываемого понятия, положения, данный ответ даже при наличии максимального количества верных элементов, не оценивается высшим баллом.
Рассмотрим тип таких заданий на следующем примере.
Задание С5
Назовите любые три критерия социальной стратификации.
Верный ответ предполагает, что в качестве критериев социальной стратификации могут быть названы доход; профессия; власть; образование.
Примеры ответов, оцененные максимальным баллом:
Ответ 1: «Доход; профессия; власть».
Комментарий: Выпускник правильно назвал три основных критерия социальной стратификации.
Ответ 2: «Собственность; образование; власть».
Комментарий: Выпускник правильно назвал три основных критерия социальной стратификации. В данном случае формулировка одного из критериев «собственность» не совпадает с предложенной в указании к оцениванию, но данный критерий рассматривается как правильный, поскольку также является одним из критериев социальной стратификации.
Ответ 3: «Собственность; образование; власть, профессия».
Комментарий: выпускник правильно назвал четыре основных критерия социальной стратификации. Но критерии оценивания жестко устанавливают максимальный балл – 2. И поэтому превышение количества правильных элементов не может ни в коей мере повлиять на изменение балла в сторону увеличения.
Примеры ответов, оцененные 1 баллом:
Ответ 4: «Доход; власть».
Комментарий: выпускник правильно назвал два основных критерия социальной стратификации.
Ответ 5: «Собственность; образование; власть, темперамент».
Комментарий: выпускник правильно назвал три основных критерия социальной стратификации. Ошибочным является элемент «темперамент», поскольку темперамент представляет собой характеристику динамики протекания психических процессов человека. И выделяемые на этой основе типы, безусловно, отличают одного человека от другого. Но ни в коей мере не являются критерием социальной стратификации.
Примеры ответов, оцененные 0 баллом:
Ответ 6: «Доход».
Комментарий: Выпускник правильно назвал только один основной критерий социальной стратификации.
Ответ 7: «Собственность; образование; характер человека».
Комментарий: Выпускник правильно назвал два основных критерия социальной стратификации. Употребление наряду с двумя правильными критериями (собственность; образование) выпускник ошибочно указал «характер человека».
Алгоритм выполнения и модели заданий типа С6
С6 – задание, требующее конкретизации приведенных положений. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей: требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель). Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример», «Назовите … и приведите соответствующий пример».
Рассмотрим вторую модель заданий на примере.
Задание С6
Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократическою) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.
Комментарий. Перед нами задание, непростое и с точки зрения содержания, и понимания механизмов его выполнения. Рассмотрим подробнее его структуру. В первом предложении предъявлено условие – в нашем случае информация типах семьи. Во втором предложении – требование задания: указать три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Очень важным является третье предложение – требование: конкретизировать с помощью примера один из критериев.
Алгоритм выполнения определён в задании:
– указать критерии деления семьи на данные типы;
– один из критериев проиллюстрировать с помощью примера.
Вспомним признаки патриархальной (традиционной) и партнёрской (демократической) семьи.
Семья патриархальная, или традиционная – это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения, Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.
Вывод: особенности патриархального типа семьи:
– экономическая зависимость женщины от мужчины;
– четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей (функций);
– главенство мужчины в семье.
Партнерская семья – семья, в которой присутствуют совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи.
Вывод: особенности партнёрского типа семьи:
– справедливое разделение домашних обязанностей;
– совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи;
– эмоциональная насыщенность отношений в семье.
Зная особенности того или иного типа семьи, не трудно будет выделить критерии сравнения и конкретизировать их примерами.
Ответ. В ответе должны быть следующие элементы:
1) три критерия, например:
– роль отца в семье;
– распределение семейных ролей между супругами;
– место и роль детей в семье;
– поколенный состав семьи.
2) пример, допустим: распределение ролей между супругами в семье патриархального типа очень жёсткое: - женщина занимается воспитанием детей, ведёт домашние дела; мужчина - глава семьи, добывает средства к существованию; в демократической семье нет такого однозначного распределения, многие женщины заняты на производстве, мужчины участвуют в домашних делах.
Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7
Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы по ряду показателей: 1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и 2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). Классификация может быть дополнена новыми типами заданий.
Модели условия задач
В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.
Модели требования задач
По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подведения данных условий под общее понятие (от частного к общему); объяснения существующих взаимосвязей.
Каков же алгоритм решения познавательных задач. Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова предлагает такую памятку при выполнении заданий С7.
Памятка для решения познавательных задач
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.
Задание С7
К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:
1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;
2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;
3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;
4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.). Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа общность: этническая группа;
2) два признака по тексту:
– общность культуры;
– общность территории.
3) дополнительный признак, например:
– общность языка;
– сознание своего единства.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм выполнения задания ГИА по географии повышенной сложности
Алгоритм выполнения задания ГИА по географии повышенной сложности, напрвленный на проверку сформированнойсти умений выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений....
Алгоритмы выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку
Материал в накопительную папку учащихся....
Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку
Алгоритмы выполнения заданий части А и В ЕГЭ по русскому языку...
Алгоритм выполнения заданий на словообразование
Материал представляет собой разработку алгоритма выполнения заданий на словообразование в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по английскому языку....
Алгоритм выполнения задания № 26 ОГЭ по обществознанию
Материал поможет учащимся научится составлять план текста...
Алгоритм выполнения заданий 24, 25 ЕГЭ по обществознанию
Из перечня заданий, было убрано ставшее уже традиционным задание по написанию мини-сочинение, бывшее в предыдущих КИМах под номером 29. На смену ему пришло задание 25. Задание 25 составителями заявлен...
Работа с текстом. Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию.
В данной презентации прописаны особенности и четкие алгоритмы выполнения заданий 17,18,19,20 ЕГЭ по обществознанию. Приводятся примеры формулировок ответов....